Светлана Цаплина
Элементарный бытовой труд «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у ребят умения при помощи воспитателя готовить корм для птиц.
Задачи:
1. Расширять представления о зимующих птицах (внешний вид, повадки, чем питаются)
2. Формировать умение ребят определять в загадках отличительные черты птиц, по которым они отличаются от остальных, и называть птицу.
3. Формировать представление о видах питания зимующих птиц.
4. Развивать мелкую моторику при помощи круп и семян.
Публикация «Элементарный бытовой труд „Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать“ в старшей группе» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
5. Воспитывать у ребят добрые чувства, желание заботиться о птицах, подкармливать их, испытывать радость от своего труда.
6. Привлечь родителей к изготовлению кормушек.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением птиц нашего края; отгадывание загадок о птицах; беседа о зиме, как о голодном времени года для птиц; беседа о том, чем питаются птицы зимой, о том, как люди заботятся о птицах.
Д. и. «Угадай, какая птица?», «Найди птицу».
П. и. «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Работа с родителями: Изготовление кормушки семьей Пантелеевой О. А.
Оборудование: Кормушка; презентация «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать»; корм для птиц : семечки, яблоко, сало, хлеб, пшено; тарелочки с кусочками белого хлеба на каждого ребенка;
Ход элементарно бытового труда:
Сюрпризный момент: Внимание ребят привлекает чирикание воробья на мониторе компьютера (компьютерная презентация)
Воспитатель:
- Кто-то поет!
- Да – это оказывается, к нам гостья прилетела! Какая она маленькая!
- Ребята, кто это?
Ребята:
-Это синичка.
Воспитатель:
- А зачем она к нам прилетела, не знаете?
Предположения ребят.
Воспитатель:
- Оказывается, она нам письмо принесла! Хотите узнать, что в нем?
Ребята:
- Да.
(Открывают письмо, рассматривают фотографии)
Воспитатель:
- Да это – же наш Матвей! Ребята вы узнали Матвея?
Ребята:
- Узнали!
Воспитатель:
- А что, это он делает? Матвей, что это ты делаешь?
Матвей:
- Кормушку для птиц.
Воспитатель:
-Расскажи нам, пожалуйста, кто с тобой мастерил кормушку? Как ты помогал дедушке и дяде делать кормушку? Из чего вы делали кормушку? Какими инструментами вы пользовались?
Матвей: рассказывает.
Воспитатель:
- Значит, ты с дедушкой и дядей Сережей мастерил кормушку. А зачем?
Матвей:
-Чтобы зимой птичек подкармливать. Птицам зимой холодно и голодно.
Матвей читает стихотворение
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Приглашаем на обед.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, как хорошо придумали!
- Трудно птицам зимовать.
- Надо птицам помогать!
- А вот и первые гости. Узнали их?
Игра «Узнай по описанию»
-Угадайте, кто это?
1. Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее (синичка).
2. Чик – чирик
К зернышку прыг,
Клюй не робей.
Кто это? (воробей)
3. Выпал снег,
А эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым (снегирем)
Ребята: (отгадывают загадки, находят и показывают картинки птиц)
Воспитатель: Молодцы ребятки! А, как одним словом можно назвать этих птиц? Почему?
Ребята:
-Зимующие. Они не улетели на юг, остались с нами зимовать.
Воспитатель:
- Ребятки, а хотите еще поиграть? Посмотрите, к нам еще прилетели птицы.
Узнали их? Назовите.
Игра «Кто лишний?»
Ребята: (называют и показывают птиц)
-Это сорока.
-Это дятел.
-Это голубь.
-Это утка.
Воспитатель:
- Ребятки, посмотрите внимательно на этих птиц и скажите кто здесь лишний? Почему?
Ребята:
-Утка. Она улетает зимовать в теплые страны.
Воспитатель:
-Молодцы, правильно. А вы любите играть в прятки? И птички тоже любят играть в прятки. Они хотят с вами поиграть. А вы хотите с ними поиграть?
Ребята:
-Да.
Воспитатель:
-Отгадайте, какие птицы здесь спрятались?
Игра «Назови птицу».
Воспитатель:
Ребята, а вы любите ходить в гости? И птички тоже любят прилетать в гости к нам, чтобы мы их чем-то угостили вкусным. Посмотрите, к нам на кормушку прилетели птицы, а она пуста. Я приготовила различные угощения, посмотрите какие, назовите их.
Ребята: семечки, сало, пшено, конфеты.
Воспитатель:
-Помогите мне, пожалуйста, выбрать угощение для птиц. Чем мы можем их угостить? Что положим в кормушку?
Ребята:
-В кормушку можно положить сало, семечки, пшено.
Воспитатель:
-А какое угощение любит синичка?
Ребята:
-Сало.
Воспитатель:
-Что любят снегири?
Ребята:
-Косточки рябины.
Воспитатель:
-Кто любит пшено, хлебные крошки?
Ребята:
-Воробьи, вороны, голуби.
Воспитатель:
-Правильно. Молодцы ребята!
(обращает внимание ребят на картинку с птицами, сидящими на ветке)
Проводится игра «Птички»
Вот на ветки, посмотри (дети машут руками,
Прилетели птички (наклоняют головы в стороны,
Распушили перышки (потряхивают руками,
Греются на солнышке (хлопают по бокам, голову поднять).
Воспитатель:
-А наша кормушка тоже пуста! Может, приготовим угощение для птиц.
Посмотрите, что, у меня есть? ( Показывает приготовленные заранее: семечки, пшено, сало, овес, кусочки белого хлеба. Предлагает ребятам взять по щепотке зерен и насыпать в кормушку. Все действия проговаривает, поясняет: «Брать зернышки надо аккуратно, вот так небольшими щепотками (показывает, чтобы не просыпать»).
Ребята: Повторяют действия воспитателя.
Воспитатель: (обращает внимание ребят на кусочки белого хлеба)
-А хлебушком мы можем угостить птиц?
Ребята:
-Да.
Воспитатель:
-Как, ведь кусочки большие, а птички маленькие, им неудобно их клевать?
Ребята:
-Кусочки нужно раскрошить.
Воспитатель:
-Посмотрите у вас на тарелочках лежат кусочки хлеба, подходите к ним поближе, вставайте, где вам будет удобно. Помогите мне раскрошить хлеб. Покажите, как это нужно делать? (Если ребята затрудняются.) Воспитатель поясняет: «Возьмем кусочки в руку, двумя пальцами другой руки, отщипываем мелкие кусочки и кладем их в тарелку, как будь-то, курочки клюют зернышки. Попробуем?»
Ребята: (Берут кусочки в руки и отщипывают от него мелкие кусочки, кладут на тарелочки).
Воспитатель:
-Можно крошки хлеба стряхнуть с тарелок в кормушку.
Ребята: (ссыпают хлеб в кормушку)
Воспитатель:
-Ребятки, может, позовем птичек на кормушку?
Ребята:
-Да.
Проводится игра «Прилетайте птички»
Прилетайте птички (зовущие движения руками,
Сала дам синичке (режущие движения,
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой,
Хлебушка немножко («крошим хлеб»,
Эти крошки - голубям (правую руку вперед, ладонью вверх,
Эти крошки – воробьям (левую руку вперед, ладонью вверх,
Галки да вороны (катают между ладонями «макароны»,
Ешьте макароны.
Воспитатель:
-Ребята, а хотите, посмотреть, кто прилетит к нам в гости на кормушку. Тогда нужно поскорее одеваться на улицу, повесить кормушку и понаблюдать за нашими пернатыми друзьями.
Ребята: (одеваются, выходят на улицу, вешают кормушку, наблюдают)
Воспитатель:
«По небу, весело скользя,
Летят пернатые друзья,
И пропоют, чирикая:
Спасибо вам великое!»
Воспитатель:
-А вечером, я предлагаю самим смастерить кормушку для птиц, хотите?
(вечером вместе с ребятами воспитатель делают кормушку из пластиковой пятилитровой бутылки и предлагает ребятам дома самим с родителями смастерить кормушку для птиц).