Наталья Алыкова
Классный час «Как мы помогаем птицам зимовать» для 3–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы помогаем зимующих птиц».
Цели:
Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.
Развивать внимание, память, речь учащихся.
Воспитывать любовь природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Ход занятия
Организационный момент. Введение.
Учитель.
Сколько гибнет их — не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Публикация «Классный час „Как мы помогаем птицам зимовать“ для 3–4 классов» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
2. Выборочное чтение ранее изученных произведений.
- А сейчас давайте вспомним, как известные писатели рассказывают о жизни птиц зимой, как им бывает трудно.
- Например, Г. Х. Андерсен в сказке «Гадкий утенок».
- «Зима настала холодная-прехолодная. Утенок должен был плавать по воде без отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше. Морозило так, что даже лед потрескивал. Утенок без устали работал лапками, но под конец совсем выбился из сил, растянулся и примерз ко льду».
- Вспомните сказку Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
- «Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться».
- А разве, кто не читал замечательную сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
- «Крылышки мертвой птички были крепко прижаты к телу, ножки и голова спрятаны в перышки. Бедная ласточка, наверно, умерла от холода».
- А как жалко ворону из стихотворения Н. Рубцова.
Вот ворона сидит на заборе,
Все амбары давно на запоре,
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе,
Горе ей. Настоящее горе.
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
- Как вы думаете, только ли холод был страшен для всех этих птичек?
- Да ребята, зима птицам страшна не холодом, а голодом. У них одна забота успеть за короткий день пищу отыскать. Сыта птица и тепло ей под пухом и перьями, а оперенье защищает птиц от потери тепла.
Сообщение темы классного часа.
Наше занятие будет посвящено птицам, которые проводят с нами зиму.
-Как называют эти птиц? (Зимующими)
-Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
(Создают красоту природы. Являются санитарами леса.)
Основная часть занятия.
-А сейчас поиграем в игру «Узнай по описанию»
1. Это серенькая маленькая подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Живёт рядом с человеком. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу.
-рисунок или фото
ВОРОБЕЙ
Это красивая птица. У неё на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто- зеленая, а брюшко – желтое.
-рисунок или фото
СИНИЦА
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
-рисунок или фото
СНЕГИРЬ
Эта птица имеет очень красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на крыльях белые полосы, а темя красное. Клюв прочный, длинный, острый.
-рисунок или фото
ДЯТЕЛЬ
Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а бока и живот – белые. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный, острый.
-картинка или фото
СОРОКА
Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал.
Птицу эту кто узнал?.
-рисунок или фото
ГОЛУБЬ
Вот птичка так птичка,
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой!
-рисунок или фото
КЛЕСТЫ
«Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?
-рисунок или фото
ПОПОЛЗЕНь
Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц нашего зимнего леса. Ответьте на вопросы и узнаете, какие еще птицы у нас зимуют.
1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
2. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)
3. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)
4. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)
Какие птицы выводят птенцов зимой (Клесты)
Какие птицы ночуют, зарываясь в снег (Тетерева, рябчики)
У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов)
Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
Птицы зимой - Картинка 2
Тема: Лесные этажи - Интегрированный урок как одна их эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся.
4. Значение природных условий для жизни зимующих птиц
Учитель. Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
Ученики. Холод.
Учитель. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Мы должны изготовить кормушки.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров
Кормушки надо развешивать в местах, покойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать кормушку корм. Для различных видов птиц нужны различные корма. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Также в кормушку можно положить хлеб, семена подсолнечника, разные крупы, зерно.
Итог занятия.
-Послушаем внимательно стихотворение и запомним о том, о чем мы сегодня говорили.
- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой!
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм для птиц.
И они нам за это, зорко сад сторожа,
От вредителей летом сберегут урожай.
-Пусть девизом нашего занятия будут такие слова