Ольга Наулайнен
Проект «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:[/i] смешанный (информационный, практико-ориентированный, творческий).
Сроки реализации: краткосрочный (в течение одного месяца – январь)
Участники проекта: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; родители воспитанников, педагоги.
Актуальность проекта:
Педагоги ДОУ должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам.
Темочки:
В холодное время года необходимо проявлять заботу и переживания о братьях наших меньших – зимующих птицах. В это время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает и поэтому возникает необходимость проявлять заботу о птицах зимой.
Проведенный мониторинг в разновозрастной группе с ОВЗ показал, что у детей данной категории не сформированы представления о зимующих птицах, отсутствует опыт наблюдений за птицами, возникают трудности при составлении связного описательного рассказа, а также дети не имеют представлений о том, как можно заботиться о птицах в зимний период.
Кроме того, среди родителей (законных представителей) воспитанников группы проведено анкетирование «Зимующие птицы», которое позволило выявить, что дети и родители имеют незначительный опыт наблюдения за птицами в природе. Большинство опрошенных не проявляют заинтересованности и желания заботиться о птицах в зимний период.
Цель проекта: Расширение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи проекта:
• Формировать у детей понятие «Объект – Имя признака – Значение имени признака».
• Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о зимующей птице с использованием морфотаблицы.
• Развивать высшие психические функции (внимание, память, восприятие и т. д.).
• Развивать детско-родительские отношения.
• Воспитывать ответственное, бережное отношение к зимующим птицам.
• Воспитать навыки общения, контроль над собственным поведением, мотивацию к обучению.
Предполагаемый результат:
· расширение знаний и представлений о зимующих птицах и желание о них заботиться;
· умение составлять описательный рассказ о зимующих птицах с использованием морфотаблицы;
· формирование устойчивого интереса к живой природе.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
1. Изучение уровня знаний детей по теме.
2 Анкетирование родителей по теме «Зимующие птицы»
3. Анализ анкетирования среди родителей
4. Консультация для родителей «Проект как форма взаимодействия детского сада и семьи».
5. Привлечение родителей к участию в проекте «Они остались зимовать, мы им будем помогать» (изготовление кормушек своими руками, подбор художественной литературы по теме)
6. Подбор художественной литературы о зимующих птицах.
7. Подбор наглядного материала с изображением зимующих птиц.
8. Подбор методической литературы.
9. Составление конспектов занятий
10. Изготовление дидактических пособий по теме
11. Составление буклета для родителей «Кормушка своими руками»
12. Использование ОТРМ - ТРИЗ – РТВ технологии (подготовка материалов для составления описательных рассказов о птицах с помощью морфотаблицы)
13. Составление календаря наблюдений за зимующими птицами
Основной этап
1 Беседа на тему: «Птицы карельского леса».
2 Беседа на тему «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
3 Чтение художественной литературы о зимующих птицах.
4 Проведение экологических игр: «Путешествие в зимний лес», «Воробушки и кот», «Птицы на кормушке», «Узнай птицу по описанию», «Узнай по голосу», «Кто что делает?», «Собачки и воробьи».
5 Цикл занятий по продуктивным видам деятельности:
• «Как розовые яблоки на ветках снегири» (рисование карандашами);
• «Сорока - белобока» (аппликация);
• «Воробьи на кормушке» (лепка);
• «Синичка-невеличка» (рисование нетрадиционным способом – ладошкой);
• «Голубок» (конструирование);
• «Ворона» (конструирование из бумаги);
• «Птичья столовая» (коллективная работа – аппликация);
• «В день, когда мела метель, прилетел к нам свиристель» (рисование – штриховка)
6 Цикл коррекционно – развивающих занятий:
• «Поможем птицам зимой»;
• «В гостях у Лесовичка»;
• «Покормите птиц зимой»;
• «Всюду я летаю, все на свете знаю»;
• «У кормушки»
7 Наблюдение за птицами на участке: воробьи, вороны, голуби, снегири, синицы, свиристели.
8. Заполнение календаря наблюдений за зимующими птицами
9. Экскурсия за пределы детского сада «Посмотри и накорми»
10. Проведение дидактических игр: «Я птица – ты моя часть», «Я возьму тебя с собой», «Собери птицу» (геометрические фигуры», «Угадай по описанию», «Назови ласково», «Один – много», «Подбери признак», «Дятел» На протяжении реализации проекта
11. Игры на развитие познавательной деятельности: «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Что перепутал художник», «Угадай кто это?» (узнать по силуэтному изображению птицу, «Скажи одним словом», «Скажи наоборот» и др.)
12. Проведение речевых игр (согласование существительных с числительным, образование форм творительного падежа, образование родительного падежа единственного числа и др.)
13. Проведение пальчиковых игр, физкультурных минуток, динамических пауз На протяжении реализации проекта
14. Использование ОТРМ-ТРИЗ – РТВ технологии (подпроект): «Создание копилки», «Картотека», «Модель»
15. Отгадывание загадок, разучивание стихов, пословиц и поговорок
Заключительный этап
1. Выставка детских работ «Птицы зимой».
2. Выставка-конкурс «Кормушка своими руками». Вручение благодарственных писем и подарков
3. Досуг «Синичкин день»
4. Открытое коррекционно-развивающее занятие «Зимующие птицы».
5. Использование ОТРМ-ТРИЗ – РТВ технологии (подпроект): составление связного описательного рассказа о зимующих птицах с помощью морфотаблицы
6. Изучение уровня знаний детей по теме
7. Презентация проекта в рамках конкурса детского сада «Мой проект» среди педагогов ДОУ.
Перспективы развития проекта: расширить представления детей с ОВЗ о перелетных птицах