Уханова Татьяна
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте птицам помогать» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ экологического воспитания.
Задачи:
учить детей делать кормушки из бросового материала, отгадывать загадки, упражнять в умении работать парами, закреплять знания о зимующих птицах, развивать воображение, речь, логическое мышление, воспитывать заботливое отношение к птицам.
.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Давайте птицам помогать“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал и оборудование : предметные картинки птиц, буквы С,П,А,С,И,Б,О, коробки из-под молока, тесемка, блюдечки с кормом для птичек (сало, крошки хлеба, еловые шишки, ягоды рябины, таблички со слогами ВО, СВИ, ДЯ, СО, аудиозапись с голосами птиц
Предварительная работа: чтение художественных произведений про птиц, слушание голосов птиц в аудиозаписи, беседы о зимующих и перелетных птицах.
Ход занятия
Воспитатель : Доброе утро, дорогие ребята и взрослые. Я хочу вам рассказать одну историю, которая случилась сегодня со мной. Когда я шла утром на работу, решила пройтись по парку. Там было так тихо. И вдруг я услышала песенку. И такая эта песенка была красивая, что я невольно заслушалась. Я ее записала, и теперь хочу, чтобы вы ее тоже послушали.
Согласны? Слушайте внимательно, а потом скажете мне, кто исполняет эту песню. И может быть, кто- то скажет, о чем поет певец?
(Включаю запись голоса снегиря)
В: Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто поет эту песенку?
Ответы детей.
В. А может, кто - нибудь назовет мне эту птичку?
Ответы детей (снегирь)
В: А как вы думаете, о чем может петь снегирь? Отвечаем полными ответами.
Предположения детей.
В: Хорошо, молодцы! А каких птиц вы еще знаете?
Ответы детей.
В: Хорошо, вы много назвали птиц. Молодцы. А теперь скажите мне, на какие две большие группы делятся птицы?
Ответы детей (перелетные и зимующие).
В: Правильно. А почему птиц назвали перелетными? Назовите перелетных птиц.
Ответы детей.
В: А зимующие? Почему их так назвали? Назовите зимующих птиц.
В: Дети, А какое время года сейчас?
Ответы детей.
В: А вам нравится зима? А почему?
Ответы детей.
В: Скажите, пожалуйста, а как живут птицы зимой, особенно в сильные морозы?
Ответы детей.
В:А как человек может помочь птицам?
Ответы детей.
В: Просто повесить кормушки и все? И забыть о них?
Сейчас нам Лера Б и Соня С расскажут, как нужно правильно помогать птицам зимой.
Лера: Насыпать корм в кормушки надо регулярно, каждый день в течение всей зимы. Желательно, в одно и тоже время. Птицы сами будут прилетать в определенный час к кормушке.
Соня С. : Вокруг кормушки не должно быть никакого мусора, ни пластиковых бутылок, ни обрывков бумаги.
Нельзя кормить птиц испорченной едой, соленым салом. Нельзя кормить птичек черным хлебом.
Кормушки надо регулярно чистить от застывшей пищи.
В: Спасибо, девочки, вы молодцы. Ребята, а вы хотите помочь птицам? Предлагаю сделать кормушки. Но для этого надо попасть в мастерскую. Но прежде чем мы отправимся, надо немного размяться.
Физминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
А чтобы попасть в мастерскую, надо выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание мы получаем букву. Из этих букв должно получиться слово, которое нам скажут птички, если мы им поможем.
Итак, первое задание. Отгадайте загадки.
Розовые яблоки на березе зимней.
Что за чудо? Непонятно Зине.
Розовые яблоки с ветки покатились.
В стайку красногрудых птичек превратились.
Птичек красногрудых сможете назвать?
Ведь мою загадку просто отгадать.
(Снегири)
- Правильно
Рассердился рыжий кот: «Хорошо она живет,
Птичка желтогрудая. Похитрее, буду я:
Только сало ей дадут, появлюсь я тут как тут,
Съесть её и сало – это даже мало».
Ветка под котом сломалась. Птичка сала наклевалась.
Тенькала она полдня: «Рыжий кот не съел меня».
Может быть, ты догадался, рыжий кот за кем гонялся?
(Синичка)
Еще одна загадка.
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: «Клё-клё-клё»,
Твердый клюв похож на крест.
Семена из шишек ест.
В оперенье – рыжий цвет.
Как зовут? Найди ответ.
(Клёст)
- Молодцы. Все загадки отгадали. За это мы получаем первую букву «И». Сразу ее прикрепляем.
Следующее задание. Поиграть в игру «Накорми птичку». Для выполнения этого задания вам нужно выбрать себе пару. Здесь на столах лежат блюдечки с кормом и картинки с изображением птички (картинки перевернуты вниз изображением). Вы должны взять картинку с птичкой и накормить ее, то есть положить картинку на тот стол, где лежит еда для этой птички. Будьте внимательны, все птички едят разную еду. Один из вас называет птичку, а второй рассказывает, чем вы ее накормили. Задание понятно?
Выполнение задания парами. (Детей разделить на пары можно заранее). За правильно выполненное задание мы получаем следующую букву (П). Двигаемся дальше.
В: Игра «Угадай слог»
Слушайте задание:
- В названии какой птицы есть слог ВО?).(Выставляю на доску слог «ВО».)
Дети называют. (Ворон, ворона, воробей)
Ворона. Кристина нам расскажет про ворону.
Вот ворона. Эта птица
Меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде,
Длинный нос суёт везде!
В: Вы сказали,что слог «ВО» встречается в названии птички «воробей».
Никита П. расскажет стихотворение про воробья.
Воробей
Я – воробушек обычный,
К русской зимушке привычный.
Хоть свирепы холода,
Мне метели не беда
Если ты кладешь в кормушку
Хлеба вкусного краюшку.
Птицам крошек не жалей,
Станет другом воробей!
- Слог СВИ? (Выставляю на доску слог «СВИ»).
Дети. В слове свиристель.
Кира С расскажет стихотворение про свиристеля.
Свиристель
Свири-ри, свири-ри – что за чудеса?
Серебристо-нежно льются птичьи голоса.
В красненьком беретике, с рыжим хохолком,
В оперенье праздничном вслед за ветерком
С севера далекого птички прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Песенки волшебные в воздухе звенят,
Птицы распевают, словно говорят,
Что пройдут морозы, отшумят метели,
О весне уж близкой свищут свиристели.
- Слог СО? (Выставляю слог «СО»)
Дети. В слове сорока.
Настя Колосова расскажет стихотворение про сороку.
Сорока
Не избавится сорока
От ужасного порока –
Ищет мелочи везде,
Прячет в собственном гнезде.
И чего там только нет!
Ключик маленький, браслет,
С ярким камешком сережка,
Медальон, значок и брошка,
С позолотою заколка.
А всего предметов сколько?
- Слог ДЯ (Выставляю на доску слог «ДЯ»)
Дети. В слове дятел.
Артем К. расскажет стихотворение про дятла.
Дятел
Продолбил себе дупло,
В нем и сухо, и тепло.
Для семьи построил дом,
Детки будут в доме том.
А хозяин – дятел пестрый:
Клюв надежный, прочный, острый –
Всех козявок под корой,
Сыщет летнею порой.
В стужу долбит до весны
Шишки ели и сосны.
Во время чтения стихов я показываю картинки птиц (воробья, свиристеля, вороны, дятла, сороки)
В: Молодцы. За это задание мы получаем букву «А». Итак, задание третье.
Игра «Ответь быстро». Я бросаю мячик, а тот, кому я бросила, должен быстро ответить на мой вопрос.
- У какой птицы клюв в виде креста?
(у клеста)
- Какую птицу называют санитаром леса?
(дятла)
Какие птички по земле не ходят, а прыгают?
(синички и воробьи)
- Какая птица самая любопытная?
(самая любопытная птица – сорока)
- Какая птица не поет, а тенькает?
(Синица).
Какая птица может ползать вниз головой?
(Поползень)
В:Молодцы, и с этим заданием справились. За это получаем букву «С».Прикрепляю букву «С». Этой буквы в слове будет две.
В: И еще одно задание. Игра «Четвертый лишний» У меня на доске развешаны изображения. Вы должны внимательно посмотреть и сказать, какая картинка лишняя. (3 картинки с птицами и одна с животным, 3 картинки с зимующими и одна с перелетной птичкой). И объяснить почему. За это задание мы получаем букву «О».
Выполнение задания.
В: И наконец, мы в мастерской. Посмотрите, кормушки наши почти готовы, но их надо доделать. Доделываем кормушки. Объясняю и показываю, как завязать тесемки. За это получаем букву «Б». И у нас последнее задание: Повесить наши кормушки на дереве.
Дети вешают свои кормушки на дереве.
В: Кормушки развесили. Получаем последнюю букву. И это буква «П». Теперь составляем слово из букв. (Спасибо)
В: Ну а теперь, я хочу вас спросить, что мы делали на занятии?
Вам понравилось? Будете теперь птичкам помогать?
А сейчас Соня О. расскажет нам стихотворение А. Яшина «Берегите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна
Горсть – одна –
И не страшна…
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать…
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз…
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Сюрприз детям от птичек (конфеты)