Лучший педагог года Итоги 2024

Элементарное музицирование как ресурс адаптации детей 2–3 лет к условиям ДОУ

Мухина Наталья Валерьевна
Элементарное музицирование как ресурс адаптации детей 2–3 лет к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Элементарное музицирование как ресурс адаптации детей 2–3 лет к условиям ДОУ

Аннотация: В этой статье автор пишет о важности процесса адаптации ребенка 2-3 лет к условиям ДОУ, об эффективных средствах успешной адаптации.

Детство – самые чудесные годы в жизни каждого человека! Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека.

Темочки:

Важность развития ребенка в возрасте от двух до трех лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.

Все мы родом из детства, поэтому очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста для своего плодотворного развития и становления.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, окружению и новым отношениям. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптационные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития ребенка.

Главная задача педагога - помочь детям преодолеть стресс поступления и удачно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети 2-3 лет эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Адаптация к ДОУ – важнейший этап в жизни ребенка. И задача педагогов - создать такие условия детям, поступившим в дошкольное учреждение, которые приведут к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к ДОУ, которые помогут преодолеть стресс поступления и в будущем успешно адаптироваться в дошкольном учреждении, позволит формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками, а также всестороннему личностному развитию.

В Федеральной Образовательной Программе указано в числе задач образовательной деятельности для детей 2-3 лет:

- поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации.

Применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение. Игра для ребенка равносильна удовольствию.

Игра занимает центральное место в жизни ребенка. Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, коммуникативную, развлекательную, психотерапевтическую.

Также все дети любят двигаться, любят играть с игрушками, с музыкальными инструментами. Ребенок всегда с удовольствием будет играть с погремушкой, звенеть колокольчиком, здороваться с Мишкой или Зайчиком и т. д. Также все дети любят что-то новое, необычное, неожиданное, сюрпризное. И конечно же все дети любят музыку.

Музыка – источник особой детской радости. В возрасте 2-3 лет ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

Именно поэтому нашей главной задачей на музыкальных занятиях является получение искреннего, эмоционального отклика детей, создание благоприятных условий для успешной адаптации к детскому саду, интеллектуального развития, помощи в общении с другими детьми, ведь все что находит эмоциональный отклик у ребёнка, в силу его природы, не может сидеть у него внутри, оно просится наружу, побуждая ребёнка не только к действиям, но и к речевой активности.

Получая положительный эмоциональный заряд, ребенок постепенно становится более открытым, смелым с окружающими, активнее начинает разговаривать

Только музыка непосредственно воздействует на эмоциональное состояние человека, затрагивает все струны человеческой души, может погружать человека в различные состояния, изменять его настроение: от грусти к радости, от печали – к веселью, и наоборот.

С помощью музыки мы объединили любимые детьми виды деятельности. И в этом нам помогает методика элементарного музицирования, которая объединяет музыку, движение, речь, игру на музыкальных инструментах.

Мы пришли к выводу, что с помощью элементарного музицирования можем достичь наилучшего эффекта в адаптации детей.

Автор элементарного музицирования – композитор, педагог Карл Орф. Уникальность элементарного музицирования в том, что это игровая методика, сочетает игру и методику. То есть в процессе игры дети ненавязчиво обучаются.

Цель: создавать условия, способствующие легкой адаптации детей 2 - 3 лет к условиям ДОУ через использование элементарного музицирования

Задачи:

Формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.

2. Формировать доверительное отношение детей к взрослым.

3. Формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

4. Создавать условия для совместного взаимодействия детей.

5. Создавать условия для поддержания положительного эмоционального фона в детском коллективе.

6. Воспитывать у детей уверенность в себе и своих возможностях.

7. Развивать активность, инициативность, самостоятельность.

Виды деятельности элементарного музицирования:

• Движения под музыку

• Коммуникативные игры

• Пальчиковая гимнастика

• Игры на музыкальных инструментах

• Речевые упражнения

• Элементарные танцы

• Озвучивание стихов и сказок

• Игры со звучащими жестами

Элементарным музицированием мы занимаемся не только на музыкальных занятиях, но и в совместной деятельности, в паузах между занятиями, на прогулке. Дети полюбили игры с музыкальными инструментами, звучащие жесты (хлопки, шлепки, топотушки, движения под музыку, пальчиковую гимнастику, коммуникативные игры.

От такой деятельности ребята получают удовольствие, находятся в состоянии эмоционального комфорта, они раскрепощены, учатся взаимодействовать друг с другом.

Использование музыки, музыкальных инструментов, танцевальных движений и рисования помогает снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепостить и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад.

Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка. Поэтому преобладание радостного состояния для ребёнка очень важно.

Воспитатели используют музыку в различных режимных моментах: во время приема детей, чтобы создать позитивный настрой; для релаксации и снятия напряжения. Используем различные музыкальные игры, пальчиковые игры, физкультминутки в совместной деятельности.

В своей работе мы придерживались таких принципов как:

- систематичности и последовательности;

- доступности, где учитывали возрастные особенности детей, их потребности, интересы;

- наглядности обучения, где мы тщательно продумывали количество наглядности и последовательность ее демонстрации, обращали особое внимание на ее оформление;

- интегрированного подхода, действовали совместно со специалистами ДОУ, родителями.

Достигнутые результаты:

• У детей сформированы эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.

• Созданы условия для совместного взаимодействия детей.

• Сформировано доверительное отношение детей к взрослым.

• Сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу.

• Созданы условия для поддержания положительного эмоционального фона в детском коллективе.

Таким образом, использование элементарного музицирования как ресурса адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ привело к хорошим результатам. Адаптация в группе прошла успешно, дети с радостью и улыбкой заходят в группу, доброжелательно относятся к воспитателям и сверстникам, у них хорошее эмоциональное самочувствие, они увлеченно играют.

Список использованной литературы:

1. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – «Музыкальная палитра», СПб, 2012 г.

2. Галанов А. С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. – М. : Школьная Пресса, 2002.

3. Гудкин Дак. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. – М. : Издательский дом «Классика-XXI», 2013.

4. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О. Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.

5. Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – Москва, Просвещение 2006 г. – 221 с.

6. Костина Э. П. Хрестоматия к программе музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет «Камертон». Часть 1. Музыка образов и настроений. – Н. Новгород: Талам, 2005 г.

7. Костина Э. П. Хрестоматия к программе музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет «Камертон». Часть 2. Музыка для движения. Выпуск 4. Танцы, хороводы и развлечения. – Н. Новгород: Талам, 2005 г.

8. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Диагностика развития детей 2-3 лет. Развивающие игры и занятия. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 80 с.

9. Психологическая безопасность ребенка 2-3 лет. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт. -сост. Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 105 с.

10. Тютюнникова Т. Э. Бим! БАМ! Бом!: Сто секретов музыки для детей: выпуск 1: Игры со звуками: Учебно-методическое пособие: Спб., 2011 г.

Публикации по теме:

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Изобразительная деятельность — многогранный ресурс развития детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность — многогранный ресурс развития детей дошкольного возраста Изобразительная деятельность – многогранный ресурс развития детей дошкольного возраста. Творчество в любом проявлении необходимо для развития.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ»Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ» Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ» Цель: Знакомство педагогов с различными формами элементарного.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементарное музицирование как ресурс адаптации детей 2–3 лет к условиям ДОУ
Опубликовано: 2 ноября 2024 в 11:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементарное музицирование как ресурс адаптации детей 2–3 лет к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Мухина Наталья Валерьевна (УИ 3218816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД