Мухина Наталья Валерьевна
Элементарное музицирование как ресурс адаптации детей 2–3 лет к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Элементарное музицирование как ресурс адаптации детей 2–3 лет к условиям ДОУ
Аннотация: В этой статье автор пишет о важности процесса адаптации ребенка 2-3 лет к условиям ДОУ, об эффективных средствах успешной адаптации.
Детство – самые чудесные годы в жизни каждого человека! Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Важность развития ребенка в возрасте от двух до трех лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.
Все мы родом из детства, поэтому очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста для своего плодотворного развития и становления.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, окружению и новым отношениям. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптационные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития ребенка.
Главная задача педагога - помочь детям преодолеть стресс поступления и удачно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети 2-3 лет эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Адаптация к ДОУ – важнейший этап в жизни ребенка. И задача педагогов - создать такие условия детям, поступившим в дошкольное учреждение, которые приведут к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к ДОУ, которые помогут преодолеть стресс поступления и в будущем успешно адаптироваться в дошкольном учреждении, позволит формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками, а также всестороннему личностному развитию.
В Федеральной Образовательной Программе указано в числе задач образовательной деятельности для детей 2-3 лет:
- поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации.
Применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение. Игра для ребенка равносильна удовольствию.
Игра занимает центральное место в жизни ребенка. Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, коммуникативную, развлекательную, психотерапевтическую.
Также все дети любят двигаться, любят играть с игрушками, с музыкальными инструментами. Ребенок всегда с удовольствием будет играть с погремушкой, звенеть колокольчиком, здороваться с Мишкой или Зайчиком и т. д. Также все дети любят что-то новое, необычное, неожиданное, сюрпризное. И конечно же все дети любят музыку.
Музыка – источник особой детской радости. В возрасте 2-3 лет ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.
Именно поэтому нашей главной задачей на музыкальных занятиях является получение искреннего, эмоционального отклика детей, создание благоприятных условий для успешной адаптации к детскому саду, интеллектуального развития, помощи в общении с другими детьми, ведь все что находит эмоциональный отклик у ребёнка, в силу его природы, не может сидеть у него внутри, оно просится наружу, побуждая ребёнка не только к действиям, но и к речевой активности.
Получая положительный эмоциональный заряд, ребенок постепенно становится более открытым, смелым с окружающими, активнее начинает разговаривать
Только музыка непосредственно воздействует на эмоциональное состояние человека, затрагивает все струны человеческой души, может погружать человека в различные состояния, изменять его настроение: от грусти к радости, от печали – к веселью, и наоборот.
С помощью музыки мы объединили любимые детьми виды деятельности. И в этом нам помогает методика элементарного музицирования, которая объединяет музыку, движение, речь, игру на музыкальных инструментах.
Мы пришли к выводу, что с помощью элементарного музицирования можем достичь наилучшего эффекта в адаптации детей.
Автор элементарного музицирования – композитор, педагог Карл Орф. Уникальность элементарного музицирования в том, что это игровая методика, сочетает игру и методику. То есть в процессе игры дети ненавязчиво обучаются.
Цель: создавать условия, способствующие легкой адаптации детей 2 - 3 лет к условиям ДОУ через использование элементарного музицирования
Задачи:
Формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
2. Формировать доверительное отношение детей к взрослым.
3. Формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.
4. Создавать условия для совместного взаимодействия детей.
5. Создавать условия для поддержания положительного эмоционального фона в детском коллективе.
6. Воспитывать у детей уверенность в себе и своих возможностях.
7. Развивать активность, инициативность, самостоятельность.
Виды деятельности элементарного музицирования:
• Движения под музыку
• Коммуникативные игры
• Пальчиковая гимнастика
• Игры на музыкальных инструментах
• Речевые упражнения
• Элементарные танцы
• Озвучивание стихов и сказок
• Игры со звучащими жестами
Элементарным музицированием мы занимаемся не только на музыкальных занятиях, но и в совместной деятельности, в паузах между занятиями, на прогулке. Дети полюбили игры с музыкальными инструментами, звучащие жесты (хлопки, шлепки, топотушки, движения под музыку, пальчиковую гимнастику, коммуникативные игры.
От такой деятельности ребята получают удовольствие, находятся в состоянии эмоционального комфорта, они раскрепощены, учатся взаимодействовать друг с другом.
Использование музыки, музыкальных инструментов, танцевальных движений и рисования помогает снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепостить и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад.
Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка. Поэтому преобладание радостного состояния для ребёнка очень важно.
Воспитатели используют музыку в различных режимных моментах: во время приема детей, чтобы создать позитивный настрой; для релаксации и снятия напряжения. Используем различные музыкальные игры, пальчиковые игры, физкультминутки в совместной деятельности.
В своей работе мы придерживались таких принципов как:
- систематичности и последовательности;
- доступности, где учитывали возрастные особенности детей, их потребности, интересы;
- наглядности обучения, где мы тщательно продумывали количество наглядности и последовательность ее демонстрации, обращали особое внимание на ее оформление;
- интегрированного подхода, действовали совместно со специалистами ДОУ, родителями.
Достигнутые результаты:
• У детей сформированы эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
• Созданы условия для совместного взаимодействия детей.
• Сформировано доверительное отношение детей к взрослым.
• Сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу.
• Созданы условия для поддержания положительного эмоционального фона в детском коллективе.
Таким образом, использование элементарного музицирования как ресурса адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ привело к хорошим результатам. Адаптация в группе прошла успешно, дети с радостью и улыбкой заходят в группу, доброжелательно относятся к воспитателям и сверстникам, у них хорошее эмоциональное самочувствие, они увлеченно играют.
Список использованной литературы:
1. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – «Музыкальная палитра», СПб, 2012 г.
2. Галанов А. С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. – М. : Школьная Пресса, 2002.
3. Гудкин Дак. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. – М. : Издательский дом «Классика-XXI», 2013.
4. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О. Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.
5. Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – Москва, Просвещение 2006 г. – 221 с.
6. Костина Э. П. Хрестоматия к программе музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет «Камертон». Часть 1. Музыка образов и настроений. – Н. Новгород: Талам, 2005 г.
7. Костина Э. П. Хрестоматия к программе музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет «Камертон». Часть 2. Музыка для движения. Выпуск 4. Танцы, хороводы и развлечения. – Н. Новгород: Талам, 2005 г.
8. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Диагностика развития детей 2-3 лет. Развивающие игры и занятия. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 80 с.
9. Психологическая безопасность ребенка 2-3 лет. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт. -сост. Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 105 с.
10. Тютюнникова Т. Э. Бим! БАМ! Бом!: Сто секретов музыки для детей: выпуск 1: Игры со звуками: Учебно-методическое пособие: Спб., 2011 г.