Елена Кизуб
Консультация «Электронные гаджеты и речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские психологи, педиатры, неврологи, логопеды отмечают в последние годы неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста, а также усложнение тяжести этих отклонений.
Типичные проблемы речевого развития дошкольников:
1. Односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамотно построить распространенное предложение
2. Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание речи сленговыми выражениями.
Публикация «Консультация „Электронные гаджеты и речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Гаджеты. Вред и польза
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ.
5. Неспособность построить монолог, сюжетный или описательный рассказ.
6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.
7. Нарушенное звукопроизношение.
Современные дети живут в мощном информационном поле, которое создают компьютеры и другие электронные гаджеты. Одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Электронные игрушки способствовали появлению поколения малышей, которые «учатся стрелять раньше, чем разговаривать».
Вот результаты исследования группы ученых Казанской государственной медицинской академии.
Проведено анкетирование 130 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста (от 1 до 5 лет.) Были выявлены семейные факторы риска нарушения коммуникативного поведения (т. е. поведения, связанного с общением).
Почти во всех семьях наблюдается неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами, продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними.
По данным исследования, 96 % семей использовали гаджеты для отвлечения и утешения ребенка при нарушениях поведения (капризах, истериках, для скрашивания долгого ожидания в поездках, очередях, на приеме у врача, для приобретения личного времени.
Знакомство и взаимодействие с гаджетами на 1-м году жизни состоялось у 30,9% детей; у 47% — на втором; у 22%— на третьем году жизни.
• 72,1% крайне трудно отвлекаются от гаджета
• 41,2% проявляют избыточные эмоции, бывают раздражительны, гневливы, агрессивны, переживают обиду и демонстрируют злость, если что-то не получается в игре.
По данным проведенного анкетирования родителей, были выявлены следующие семейные факторы нарушения коммуникативного поведения:
1) речевая недостаточность (усталые родители, приходя после работы, перебрасываются немногочисленными фразами, а затем включают телевизор и немногословно, с единичными комментариями, всей семьей его смотрят) — в 60% семей
2) в 56,9% семей наблюдается постоянное фоновое воздействие на слух ребенка (в комнате, где находится ребенок, радио или телевизор работают в качестве сопровождения);
3) в 51,5% функция речевого общения делегирована техногенным средствам, не требующим выстраивания диалога (ребенку включают мультфильмы, в надежде, что он освоит фразовую речь, услышав ее от любимых персонажей);
4) в 45,4% ребенку предлагают игровую деятельность, для которой речь не требуется (гаджеты). Игры на планшете и мобильном телефоне не требуют высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять душевные и нравственные качества. Они воспитывают лишь стереотипные действия.
Ещё один вредоносный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным возбуждением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Дошкольник испытывает большие эмоциональные нагрузки, которые негативно влияют на общую работоспособность ребенка, развитие произвольного внимания, самоконтроль эмоций.
Ситуация усугубляется, если детям дарят свой собственный компьютер, телевизор. Время, которое такие дети проводят у, порой приближается к 4 часам. Мозг за такой временной промежуток переполнен не нужной информацией и запомнить что-то действительно нужное и стоящее малыш не может.
Роль родителя трансформируется, постепенно родитель воспринимается как «хранитель гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству. В большинстве семей раннее знакомство с компьютером, освоение ребенком игровых программ воспринимаются как его достижение, проявление его сообразительности.
В «докомпьютерную» эпоху ребенок знал, для того чтобы стать «как папа», ему надо вырасти, приобрести знания, умения и навыки. Для ребенка, ориентирующегося в компьютере наравне с членами своей семьи, становится неочевидным родительское право на доминирование («Я играю лучше папы в эту игру, значит, я такой же умный, как он, и почему тогда он мною командует?»). Закономерны проблемы неподчинения взрослым и снижение авторитета родителей.
Таким образом, подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный ход психического, социального, культурного и духовного развития детей.
Выход из такой ситуации очевиден: полноценное общение ребенка с родителями, а также всех членов семьи между собой. Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями — это движущая сила речевого развития.