Ольга Комарова
Электронное портфолио воспитателя детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Портфолио педагога - это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности. В портфолио представлены личные профессиональные достижения педагога и результаты обучения, воспитания и развития воспитанников.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции.
Публикация «Электронное портфолио воспитателя детского сада» размещена в разделах
Портфолио педагога служит для участия в различных конкурсах, для аттестации на квалификационную категорию. Портфолио основывается на принципах системности и доверенности. Данное электронное портфолио разработано для участия в конкурсе «Воспитатель года – 2017». Уважаемые коллеги! Пожелайте,пожалуйста, мне удачи в конкурсе!
Стаж моей работы в детском саду небольшой, работаю с октября 2012 года.
Наше образовательное учреждение реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство».
Девиз программы «Детство» - «Чувствовать – Познавать - Творить». Одна из задач «Развития у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения». Эта задача решается через усвоение детьми идеи единства всего живого, поэтому огромная роль в решении этой задачи отводится экологическому воспитанию детей. Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач дошкольного образования.
И именно мы, педагоги, должны подвести детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать её красоту.
В связи с тем, что наш сад является «Экологической площадкой», одна из годовых задач нашего ДОУ, совершенствовать формы работы с детьми по экологическому развитию, через интеграцию образовательных областей и взаимодействия специалистов ОУ, всё это соответствует выбранной теме самообразования.
Приоритетным направлением моего самообразования является тема «Формирование элементарных экологических представлений у дошкольников».
Прежде чем начать работу по экологическому воспитанию мною были изучены программы, методические разработки следующих авторов:
1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
2. З. Ф. Аксёнова «Войди в природу другом».
3. И. Л. Саво «Планирование работы в разных возрастных группах».
4. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
Основная цель моей работы воспитать у детей любовь к природе, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться её богатствами.
Для достижения этой цели, мною были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
• Обогащать представления детей о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
• Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы: животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
• Обогащать опыт исследовательских действий.
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, удивление, сопереживание, сочувствие, любование красотой природы.
• Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
• Развивать эстетические чувства, художественные способности; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
Воспитательные :
• Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
В образовательном процессе систематически использует следующие технологии: Информационно-коммуникативные технологии: применяю ИКТ в разнообразных видах деятельности детей: в образовательной деятельности, беседах, дидактических играх, в свободной деятельности детей.
Результат: развитие личностных качеств детей, совершенствование полученных умений, живой интерес к предмету познания; возрастает уровень использования наглядности.
Здоровьесберегающие технологии: закаливание, физкультурная деятельность, физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, прогулки на свежем воздухе. Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
Результат: развитие физических качеств, двигательной активности становление физической культуры, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Проектные методы и технологии: организация соответствующей развивающей среды, находясь в которой, ребенок опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения.
Результат: развитие творческого потенциала личности ребенка, расширение общего кругозора детей. Объединяет педагога, родителей и детей в общей проблеме поиска ответов на вопросы.
Поли - художественный подход в эстетическом развитии детей: создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, монотипия, кляксография, рисование по мокрому листу и т. д.
Результат: На основе поли - художественного подхода у детей развивается потребность в создании творческого продукта, отличающегося оригинальностью и самостоятельностью выполнения.
В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности.
Планируя свою работу по экологическому воспитанию, я разбила содержание на несколько крупных тем: «Какой мир вокруг нас» (знакомство с особенностями каждого сезона, «Домашние животные», «Животные леса», «Птицы», «Мир растений», «Охрана природы». Значительную долю знаний о жизни природы передаю детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Эти занятия посвящаю ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, знакомлю с изменениями природы в разные сезоны. Для этого разработала занятия - путешествия по временам года.
Свою работу с детьми реализовываю через инновационную технологию проектной деятельности. Свой выбор я определила по следующим принципам: проектная деятельность является вариантом интегративного обучения детей, организация педагогического процесса основана на поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели, на сотрудничестве воспитателя, детей и родителей.
Работая над этой темой, большое значение уделяю развитию познавательных интересов детей. Основной целью реализации проекта «Снег полезный или вредный» стало создание условий для ознакомления детей с зимними явлениями природы. Перед детьми была поставлена задача, почему нельзя есть снег, ведь он белый и чистый. Свою деятельность я начала с наблюдения, т. к. именно они помогают понять красоту природы, формируют чувства прекрасного. Наблюдая за снегопадом, дети восхищались красотой деревьев, стоящих в зимнем уборе. Исследовательская деятельность «Как зимует травка», помогла детям понять роль снега в жизни растений, что снег является тёплым одеялом для растений, вызвала чувства сопереживания. Для формирования у детей познавательного интереса провела с детьми ряд игр – экспериментов «Таяние снега», «Замерзание воды», «Изготовление цветных льдинок», «Пропускание снеговой воды через фильтр». Они то и помогли детям изучить свойство и качество снега, сделать свои первые открытия. Играя со снегом, дети самостоятельно делали выводы, что из снега можно лепить фигурки, куличи, на снегу можно рисовать. В процессе работы создавала игровые проблемные ситуации «Мишка поел снег и простудился», «Что случилось с зайкой», «Зачем нужен снег?», «Снежинка в гостях у ребят», позволяющие делать ребёнку какие – то самостоятельные выводы. В своей работе использовала ИКТ технологии: просмотр презентаций «Зимушка-зима», «Что такое зима», «Красота зимнего леса», вечер «Загадай, я отгадаю» помогли расширить представление детей о зимних явлениях природы. В течении работы над проектом проводила с детьми беседы, читали сказки, родители помогали заучивать стихи и загадки, играли в различные игры. Для поддержания у детей устойчивого интереса к проекту старалась заинтересовать детей творческой деятельностью: рисование манкой «Снегопад», мукой «Снежны е узоры», красками «Снег кружиться», «Снежинки»; Аппликация «Ёлочка в снегу», «Снеговик». Итогом мероприятия послужило занятие: «Что мы знаем о снеге?». Совместно с родителями изготовили альбом «Зимушка-зима». По окончанию данного проекта, мы получили следующие результаты: расширился кругозор детей о зимних явлениях природы, узнали о пользе снега, его свойствах, выяснили, почему нельзя есть снег.
При знакомстве детей с дикими животными мною был разработан информационно – творческий, групповой проект «Дикие животные нашего края». Для расширения представления детей о лесе и его обитателях в разное время года провела и разработала ряд занятий. На занятии «В гости к белочке» использовала ИКТ, метод модели (приход белочки, здоровье сберегающие компетенции (пальчиковая гимнастика, массаж рук, релаксация, создавала проблемные ситуации. Дети в интересной форме получили знания об особенностях обитания диких животных. Далее провела занятие на тему: «Жизнь диких зверей весной». На занятии Буратино (игровая модель) создавал проблемные ситуации, здесь дети учились рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, правильно строить свои мысли, обогащался опыт общения со сверстниками и детьми.
Использование презентаций, при знакомстве с животными, дало возможность наглядно увидеть места обитания диких животных, их жизнь осенью, зимой, весной. Вся эта работа не прошла бесследно, у детей появился интерес к жизни животных, дети стали задавать больше вопросов о жизни животных, приносить из дома книги о животных, рассматривать их, рассказывать о животных. Возрастные особенности детей третьего года позволили уделить основное внимание совместной творческой деятельности.
Развивающие игровые ситуации: «Что случилось с зайчиком», «Научим зверей здороваться», «Медвежонок потерялся», «Угостим животных чаем» помогают в формирования навыков гуманного отношения к животным. Использование в работе сюжетно-ролевых игр «Путешествие в зоопарк», «Звери из леса в гостях у ребят», «В гостях у Мишутки»; игр - имитаций «Превращение в зверей», «Кто живёт в лесу у нас», «Весёлые зайчата»; подвижных игр; пальчиковых игры; дидактических игры, способствовало развитию устойчивого интереса у детей к проекту. Театрализованная деятельность, показ настольного театра по сказкам «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Заяц –хваста»; показ на фланелеграфе сказок «Маша и медведь», «Колобок – колючий бок»;обыгрывание стихотворений «Зайчик», «Хитрый ёж», всё это помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. Все свои чувства и эмоции дети учатся передавать в своих творческих работах. В центре художественного творчества были поставлены раскраски, трафареты животных. Для развития у детей творческого воображения применяла в работе нетрадиционные техники: приёмы тестопластики «Угостим зайку морковкой», наклеивание бумажных шариков «Лиса -всему лесу краса», аппликация крупами «Ёжик», лепка из глины «Пирожки для белочки», рисование пальцами «Запасы для белочки». Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей Родители изготовили книжки-малышки о животных, пальчиковый театр, атрибуты к сказке «Три медведя», поделки для игр из различного материала, создали макет «Животные зимой». Итоговые мероприятия: драматизация сказки «Колобок», вечер «Загадок и отгадок», досуг «В гости к мишке», занятие для родителей «Жизнь диких животных весной». Результат проекта:
расширился кругозор знаний о диких животных, появился интерес к жизни диких животных, сформировались навыки внимательного отношения к животным, повысился уровень познавательных, творческих способностей.
В марте мы приступили к реализации познавательно – исследовательского проекта «Витамины на окне». Основной целью проекта: «Формировать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, через проектно-исследовательскую деятельность». В проекте использовались игровые технологии: дидактические и экологические игры и упражнения, которые помогают выделить характерные признаки предметов, игры –эксперименты, формирующие интерес к жизни растений. Технология исследовательской деятельности помогла нам решить проблему, выявленную вначале проекта. Исследования начали с рассматривания семян, замочили в ватную салфетку семена кабачка, тыквы, подсолнуха, периодически поливали, наблюдая за появлением ростка. При работе над проектом использовала следующие методы и приё мы в организации исследовательской деятельности: наблюдения, беседы, опыты, экологические игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование ситуаций, трудовые поручения. Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лук, укроп, петрушку, редиску с помощью семян. Под моим руководством дети сами учились сажать, уже с помощью отростками, комнатные цветы, рассмотрев сначала их строение. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатами своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений, о витаминах содержащихся в овощах, о здоровой и полезной пище. Выращивая с детьми огород на окне, заметили, что после выходных растения всегда вялые. Провели опыт, что будет, если не поливать растение, не взрыхлять почву. Дети наглядно убедились в необходимости ухода за растениями. Стараюсь подвести детей к пониманию того, что без воды, света и тепла растение не выживет. ИКТ технологии представлены в проекте через просмотр презентаций, фотоколлажи. Применение здоровьесберегающих технологий направлено в проекте на укрепление здоровья ребёнка, привитие ему здорового образа жизни, правильного питания. Совместно с родителями изготовили альбом «Витамины с грядки», шапочки-маски для театральной деятельности, оформили фотогазету «Наш зелёный огород». Всё это способствует накоплению экологических знаний и понятий, обогащает экологический опыт детей. Проект «Витамины на окне» помог детям лучше распознать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где размещаю материал экологического содержания. Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах; принимают активное участие в областных, районных мероприятиях; природоохранных акциях «Кормущка». В детском саду ежегодно организовываются дни открытых дверей, где родителям предлагается посмотреть, занятия на экологические темы. В приёмной оформляю уголок «Весело у нас в саду», где родители могут видеть фотографии нашей повседневной жизни.
Параллельно этой работе веду кружок «Забавные роботы». Разработала образовательную программу дополнительного образования детей по лего-конструированию. Программа направлена на развитие способностей к конструированию, активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности, самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества: коммуникативность, социальные навыки, познавательные способности. Участие в кружке помогает детям реализовать свои творческие возможности, раскрыться как личности, обеспечивая удовлетворение образовательных потребностей. При создании постройки из Лего, дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм и цветов и пропорций. В игровой обстановке ребенок получает знания, умения и навыки, подготавливающие его к успешной учебе в школе. Провела открытое занятие для родителей по робототехнике «Ансамбль из диких обезьян». Родители оставили отзыв о занятии. Свои таланты дети раскрывают на конкурсах, фестивалях по лего -конструированию.
Ради достижения цели постоянно занимаюсь самообразованием, повышаю своё педагогическое мастерство: изучаю методическую литературу, опыт педагогов, выступала на педагогическом совете, разработала и провела консультации для педагогов, составила презентации, провела открытые занятия, разработала и реализовала проекты, приняла участие в смотрах – конкурсах.
Мои воспитанники являются призерами и участниками различных конкурсов.
В нашей группе уютная, доброжелательная обстановка. Я стараюсь относиться к детям по принципу принятия, каждый ребёнок должен чувствовать, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать и понять. Если ребенку комфортно в группе, если у него хорошее настроение, то познавательные и творческие способности будут только развиваться