Дина Моисеева
Электронное портфолио логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Мое педагогическое кредо - вместе с семьей.
«А я и не знала, что мой ребёнок плохо говорит», «Я думал, что в школе речь моего сына исправится», «Почему мне никто не сказал, что надо заниматься с логопедом?» - такое можно нередко услышать от родителей будущих первоклассников. Может быть, всё дело в том, что при современных темпах жизни совсем мало внимания уделяется работе педагогов ДОУ с родителями, хотя это важнейшее звено коррекционно-педагогического воздействия.
Публикация «Электронное портфолио логопеда» размещена в разделах
Детские годы – самые важные в жизни человека. И, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, педагогов. Писатель Л. В. Успенский обращает внимание педагогов и родителей на то, что культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения». А с каким восторгом описывал М. Горький в повести «Детство» речь бабушки, слова которой «как цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».
Поэтому я считаю, что важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому я уделяю большое внимание работе с родителями.
На практике мне приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время.
Довольно часто мне встречались ситуации, когда родители жаловались: «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.
В общении с ребенком, у которого нарушения речи, необходимо избегать слов нет, нельзя, императивных советов, готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь - постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. При этом постараться использовать местоимения я, мне, вместо ты. Например, я говорю ребенку: «Я рада, что у тебя получается!», а не «Какая ты молодец!»
Мне встречались доводы родителей, которые сейчас неуместны: «С нами столько никто не возился, и ничего, выросли». В таких случаях приходится объяснять, что объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен владеть учебными навыками. Поэтому занятия нужно начинать уже сейчас. И чтобы эти занятия были успешными, мы с родителями договорились соблюдать следующие правила:
1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей, т. к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы:
10-15минут для детей младшей группы; 15-20 минут для детей средней группы;
20-30 минут для детей старшей группы.
3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т. д., а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать - учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
5. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.
6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т. д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой.
7. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
8. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.
Таким образом, я уверена, что правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.