Марина Николаевна Боярченкова
Электронная информационно-образовательная среда школы как средство развития познавательной активности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Глава 1. Теоретические основы использования электронной образовательной среды школы как средства развития познавательной активности младших школьников
1.1 Психолого-педагогические основы развития познавательной активности младших школьников
Познавательное развитие младших школьников, особенности работы по созданию условий для его формирования актуальны для научных педагогических и психологических исследований уже на протяжении нескольких десятилетий.
Публикация «Электронная информационно-образовательная среда школы как средство развития познавательной активности младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Этими проблемами занимались такие ученые, как В. И. Комарова (31, Е. Н. Лекомцева (35, А. И. Лурия (5, Е. А. Меньшкова (37, С. В. Савина (43, М. Н. Скаткин (45, А. С. Смирнова (47, И. Г. Суслова (12, И. А. Чернышев (49, В. В. Щетинина (51, Г. И. Щукина (52). В научных исследованиях выделены различные составляющие, позволяющие говорить о сформированности у младших школьников познавательного отношения к явлениям и событиям окружающего мира. В этом процессе велико значение познавательной активности и познавательного интереса.
Л. В. Герасимчик отмечает, что ребенок, обучающийся сегодня в начальных классах, отличается особыми психолого-педагогическими чертами, так как заявленная возрастная группа охватывает несколько самоценных возрастных периодов и имеет научно обоснованную региональную специфику (17).
Младшие школьники отличаются своей любознательностью, желанием экспериментировать наблюдать, поэтому у них необходимо развивать познавательную активности, что позволит сформировать и развить общую направленность деятельности учащихся.
П. М. Головастикова под «активностью» понимает три составляющие:«готовность ребенка к деятельности, проявления этой деятельности и инициативность при выполнении тех или иных заданий»(18, с. 109).
Ю. С. Марикова(36) исследовала структуру «активности». В результате своих изысканий она пришла к выводу о том, что младшие школьники в процессе удовлетворения своих познавательных потребностей осуществляют различные виды деятельности, например, проявляют поисково-познавательную активность, способствующую обнаружению, открытию нового, неизвестного им ранее знания, а также стимулирует процесс его усвоения и переведения в личный социальный опыт.
И. А. Коверзнева считает, что познавательная активность позиционируется как важное новообразование личности, которое формируется и развивается в процессе жизнедеятельности человека. Познавательная активностьформируется под влиянием тех социальных условий, в которых живет, развивается, обучается младший школьник (8).
По мнению М. Н. Скаткина, формирование у младших школьников познавательной активности зависит также от тех методов, средств и технологий, которые применяются в рамках образовательного и воспитательного процесса (45).
И. Г. Суслова подчеркивает, что познавательная активность непосредственно влияет на формирование личности ребенка, что отражается в следующих аспектах развития его личности :
- развивает силу, глубину интереса;
- характер отношения к познавательной активности;
- определяет роль познавательного интереса среди иных мотивов деятельности ребенка;
- формирует своеобразность познавательного процесса деятельности (12).
В. И. Комарова считает, что познавательная активность может быть рассмотрена во взаимосвязи с понятием «самостоятельность». В связи с этим ученый считает, что познавательная активность может быть рассмотрена или как самостоятельная, инициативная деятельность младшего школьника, направленная на познание им явлений и процессов окружающей действительности; или же как его самостоятельная деятельность в процессе поиска и переработки необходимой для обучения информации, ее анализу, выявлению проблем, поиску путей их решения (31).
О. О. Денина вместо термина «познавательная активность» предлагает использовать термин «интеллектуальная активность», которую в своих исследованиях рассматривает как определенное личностное свойство, показывающее меру интеллектуальной инициативы познающего субъекта(22).
Отметим, что во многих научно-педагогических исследованиях ученые подчеркивают, что познавательная активность имеет деятельностную природу, следовательно, они делают вывод о том, что познавательная активность может быть связана с деятельностью человека. При таком подходе познавательная активность подразумевает состояние готовности субъекта к проведению познавательной деятельности. Также познавательная активность рассматривается как некая продуктивная деятельность, которая способствует формированию и развитию устойчивых познавательных мотивов и интересов. Познавательная активность, в соответствии с приведенной точкой зрения, может рассматриваться и как составная часть мыслительной деятельности субъекта познания.
Н. Н. ДОронина считает, что понятия «познавательная активность» и «познавательная деятельность» идентичны, что между ними очень много сходных черт. Так, она утверждает, что любая активность проявляется в процессе деятельности. В свою очередь, деятельность может быть охарактеризована через различные степени проявляемой активности. Следовательно, по мнению ученого, познавательная активность может быть рассмотрена и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как ее результат (23).
ИА. Чернышев рассматривает познавательную активность как целеустремленность, направленность субъекта познавательной деятельности на процесс познания и получения новой, не известной ему ранее информации (49).
Также познавательная активность может быть рассмотрена как личностное образование. Связано это с тем, что активность в сфере познания прежде всего выражает интеллектуальный отклик ребенка на ту или иную информацию. Это определяет качественные характеристики реализуемой им познавательной деятельности. Результатом познавательной деятельности становятся в том числе и личностные образования, например, стремление младшего школьника к самопознанию и саморазвитию. Это, в свою очередь, в последующем позволяет повышать качество его познавательной деятельности.
И. А. Чернышев отмечает, что познавательная активность является неотъемлемым свойством личности познающего субъекта. По отношению к младшим школьникам ученый говорит о том, что ее содержание в учебной деятельности раскрывается через непосредственное отношение ученика к процессу обучения и получения новых знаний, через степень его стремления освоить новые для него способы познания, а также через умение мобилизовать свои волевые усилия при достижении поставленных целей обучения (49).
В. В. Щетинина рассматривает познавательную активность младшего школьника как интегративное качество развития его личности (55, которое позволяет обеспечить готовность ребенка к самостоятельной деятельности в процессе поиска и приобретенияимновой информации, при выделении им научных проблем, в процесс поиска путей их решения. Также важным становится умение применитьполученные знания в условиях решения новых познавательных задач (51, с. 442).
Е. А. Меньшикова считает, что познавательная (интеллектуальная) активность имеет следующую структуру (37, c. 112–115) :
- мотивационный компонент, реализация которого происходит через познавательные потребности, инициативность, самоактуализацию и самореализацию;
- эмоционально-волевой компонент, то есть, умение мобилизовать свои ресурсы для реализации познавательных возможностей личности;
- операциональный компонент, которые может быт осуществлен в учебно- познавательной деятельности, а также в рефлексии.
Следовательно, на основе анализа научно-педагогических исследований мы можем говорить о том, что в понятие «познавательная активность входят интеллектуальный и личностный аспект, а также познавательные потребности, являющиеся внутренними источниками проявления активности в сфере познания. При этом познавательная активность младшего школьника включает в себя любознательность, познавательный интерес, которые позволяют сформировать потребность ребенка в получении новой информации, его готовность перерабатывать эту информацию, а также на основе инициативы и целеустремленности искать новую информацию.
Познавательную активность будем рассматривать какотношение младших школьников к процессу познания : стремление получить знания, умение проявить волевые усилия в этом процессе, готовность к переработке информации, интерес к данному виду деятельности.
Отметим, что познавательная активность личности становится основой для формирования ее тезауруса, способствует ее всестороннему развитию. В результате проявления познавательной активности у младших школьников происходит развитие нестандартного мышления, креативности, творческих способностей; также происходит развитие самостоятельности ребенка, его мотивации, умения ставить цель, выбирать в процессе познания пути и способы ее достижения, а также стремление к качественной обработке полученной информации.
Г. И. Щукина отмечает, что развитие познавательной активности у детей при поступлении их в школу значительно усиливается. Сначала у них возникает интерес к тем результатам, которые они получают в процессе собственной учебной деятельности, а затем их начинает интересовать содержание тех знаний, которые они получают, стремление освоить их самостоятельно (52).
Наиболее эффективным средством формирования познавательных интересов у обучающихся начальной школы являются игровые технологии, о потенциале которых будет сказано ниже (15).
Формирование познавательной активности младших школьников способствует развитию у них личностных качеств (например, целеустремленности, активизации психических процессов (например, развитию памяти, внимания, мышления, развивает интеллект ребенка и позволяет ему эмоционально выразить свое отношение к процессу познания окружающего мира (17).
Итак, под познавательной активностью мы будем понимать самостоятельную, инициативную деятельность младших школьников, направленную на познание ими явлений и процессов окружающей действительности; или же их самостоятельную деятельность в процессе поиска и переработки необходимой для обучения информации. Развитие познавательной активности также зависит от специфики выбранных методов работы, направленных на формирование у детей мотивации к дальнейшему процессу развития.
1.2. Понятие об электронной информационно-образовательной среде школы
Образовательная среда современных образовательных учреждений предполагает применение компьютерной техники, однако в условиях информатизации не может ограничиваться лишь ее применением. Сегодня в школах начался всеохватывающий процесс внедрения и практического освоения методов и способов применения электронной информационно-образовательной среды (далее - ИЭОС).
Отметим, что среди исследователей нет единого понимания того, что понимать под ИЭОС. Так, например, Н. И. Потапенкосчитает, что это, прежде всего, педагогическая система, составными частями которой являются материально-техническое, маркетинговое и нормативное обеспечение (7).
В. А. Красильникова проводит анализ информационно-коммуникационной предметной среды, делая акцент на обязательности компьютерной поддержки процесса обучения (32).
Рассматривая вопросы эффективного построения работы поформированию познавательной деятельности младших школьников, А. А. Игнатенко говорит о необходимости создания таких психолого-педагогических условий, которые позволили бы обеспечить всем обучающимся свободный доступ к многочисленным и разнообразным информационным образовательным ресурсам (29).
И. Н. Ефремкина рассматривает информационную образовательную среду как открытую динамичную систему, которая позволяет объединить различные виды ресурсов: интеллектуальных, культурных, программно-методических, организационных и технических. (24).
Е. М. Мозолевская отмечает, что организационно-педагогическими условиями создания ИОЭС должны стать информационное, техническое, учебно-методическоеобеспечения в процессе субъект-субъектного взаимодействия между обучающимися и учителями (38).
Отметим, что ученые и практики опираются на определение информационно-образовательной среды, которое закреплено вномативно-правовых документах, регулирующих деятельность образовательных организаций.
Согласно ст. 16. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «электронная информационно-образовательная среда образовательной организации включает электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» (2).
Во ФГОС НО дано следующее понимание этого определения: «это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основного образовательной программы образовательного учреждения» (1).
В нашей работе под ЭИОС мы будем понимать совокупность многообразных информационных и образовательных ресурсов, средств вычислительной техники, телекоммуникационных и информационныхтехнологий, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, которые ориентированы на то, чтобы удовлетворить потребности всех субъектов образования в информационных услугах и разнообразных ресурсах образовательного характера (4).
ЭИОС представляет собой многокомпонентную систему, взаимодействие структурных элементов которой дает возможность обеспечить требования ФГОС НОО на основе компетентностного подхода (10).
Основное требование, предъявляемое к ЭИОС, - это автоматизация различных частей учебного процесса (например, проверка знаний по конкретной теме в форме тестирования, при учете конкретных потребностей каждого обучающегося.
По сути - главная задача ЭИОС - быть всегда доступным компьютерным интеллектуальным тьютором. Это позволит проводить учет всех индивидуальных параметров пользователей, позволит задать персональный темп обучения для младших школьников, сформировать для них индивидуальные образовательные траектории. Также ЭИОС помогает самим обучающимся проводить диагностику своих знаний, умений, навыков, корректировать их, способствует интерактивному взаимодействию с учебными материалами.
Е. К. Васин выделяет следующие компоненты ЭИОС:
а) различные электронные информационные ресурсы : база данных самого образовательного учреждения; ЭИР научной библиотеки; контент сайта образовательного учреждения; электронные справочно-правовые системы; базы данных, которые учителя используют при личной подготовке и проведении образовательного процесса;
б) автоматизированные средства, позволяющие организовать доступ к ЭИР: официальный сайт образовательного учреждения; личный кабинет обучающегося; личный кабинет преподавателя;
в) пользователи ЭИОС: обучающиеся; работники;
г) средства вычислительной техники: все виды компьютерных устройств, серверное оборудование; организационная и множительная техника; мультимедийное оборудование;
д) телекоммуникационная среда, позволяющая обеспечить работоспособность ЭИОС: узел доступа в Интернет,локальная компьютерная сеть,Wi-Fi(14).
Основное предназначение ЭИОС состоит в том, чтобы обеспечивать информационнуюоткрытость каждой конкретной школыдля потребителей образовательных услуг, что закреплено в нормативно-правовой базе деятельности системы образования.
Также ЭИОС необходима для того, чтобы организовать информационное обеспечение и повысить эффективность процесса образования в процессе реализации образовательных программ (21).
А. Л. Семенов считает, что если рассматривать предназначение ЭИОС подробнее, то мы можем говорить о том, что она позволяет организовать:
– методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, его ресурсную поддержку;
– процесс мониторинга результатов предоставления образовательной услуги, в том числе на основе фиксации хода осуществления образовательного процесса (например, выполнение учебной нагрузки по каждому классу, учителю);
– разнообразные виды взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса (информационно-коммуникационное, дистанционное);
– процесс создания, сбора, анализа, обработки и хранения образовательной информации (44).
Несомненными достоинствами применения ЭИОС в образовательном процессе, по мнению Н. И. Попова, являются:
гибкое планирование всех стадий образовательного процесса;
возможность внеаудиторных коммуникаций преподавателей и детей;
доступа обучающихся к информационному и учебно-методическому обеспечению программ;
дифференциация обучения;
обеспечение наглядности в процессе проведения урочной и внеурочной деятельности;
обучение современным способам самостоятельного получения знаний;
повышение мотивации детей, поскольку работа в электронной системе вызывает интерес в силу своей инновационности (41).
А. А,Игнатенко отмечает, что ЭИОС образовательного учреждения призвана решать следующие задачи:
- обеспечивать информационную и методическую поддержку образовательного процесса;
- обеспечивать его планирование и процесс мониторингаполученных результатов;
- обеспечивать достижение прозрачности и удобства в процессе управления школой;
- обеспечивать свободный доступ к необходимым образовательным ресурсам, что позволит искать, собирать, анализировать, обрабатывать, хранить и предоставлять информацию;
- помогать в реализации задач дистанционного образования (29).
Сведения, размещенные в ЭИОС, могут быть разными: сведения личного характера о преподавательском составе и об обучающихся; документация, обеспечивающая учебно-образовательный процесс (программы, планы, конспекты уроков, видео, аудио материал, средства учета и контроля (электронные журналы и дневники, расписание занятия, отчеты о самообследовании).
Отметим, что все эти компоненты ЭИОС позволяют дифференцировать процесс обучения, повысить мотивацию деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, обеспечить наглядность подачи учебного материала. Все это позволяет повысить качество школьного образования.
По мнению В. А. Ясвина, в образовательном учреждении существуют следующие компоненты ЭИОС:
1. Организационный, направленный на управление процессом обучения и воспитания на основе информационно-коммуникационных технологий.
2. Программный, включающий в себя возможности компоновки, изменения учебных программ, а также программ дополнительного образования и внеурочной деятельности.
3. Методический, в основе которого лежит использование различных методик преподавания с применением ИКТ, развитие ИКТ-компетентности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в школе, в том числе, и для эффективной организации дистанционного образования.
4. Кадровый, связанный с тем, на сколько коллектив школы обладает ИКТ-компетентностью, что сказывается на умении эффективно использовать возможности ЭИОС в своей профессиональной деятельности.
5. Ресурсный, предполагающий техническое и технологическое обеспечение образовательной системы школы (рабочих мест, учебных мест, создание электронных (цифровых) образовательных ресурсов, виртуальной образовательной среды (53).
Сегодня применение ЭИОС в школе относится к одной из новых перспектив образовательного процесса, при этом возможна реализация самостоятельной работы учащихся с широким спектром осуществления контроля над действиями младших школьников (24).
Переход к ЭИОС с широким проникновением информационных технологий открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания.
О. В. Головачева отмечает, что процесс применения ЭИОС для развития детей в начальной школе базируется на следующих принципах, а именно:
1) наглядности - на уроках может быть использованы разнообразные иллюстративные материалы, аудио и видео сюжеты, что позволяет обучающимся лучше усвоить программный материал;
2) природосообразности - электронные материалы интересны младшим школьникам, позволяет удовлетворить их природное любопытство;
3) прочности - материалы ИОС могут быть использованы многократно в учебно-воспитательном процессе в начальных классах, что способствует его лучшему усвоению и переосмыслению;
4) доступности, то есть, возможности применять на уроках разноуровневые задания всех видов в зависимости от уровня развития обучающихся(19).
В. А. Красильников отмечает, что каждая школа должна иметь свою модель информатизации на основе оценки имеющихся у нее ресурсов и оценки следующих ее параметров: информационных потоков и их назначения (образовательные цели, воспитательные, административные, степень включенности субъектов образовательно-воспитательной деятельности в сам процесс передачи знаний и формирования компетенций младших школьников (32).
Так, например, при организации дистанционного обучения востребованными являются образовательные платформы, сайты, на которых представлен учебный материал, платформы, позволяющие организовать деятельность всего класса (GoogleClass, Якласс, а также возможность видеосвязи и проведения уроков, видеоконференций, совещаний, консультаций на платформах ZOOM, Skype; повышение профессионального мастерства учителей на вебинарах, тематических сайтах(33). Естественно что при применении всех этих средств обучения встает вопрос о профессиональной подготовленности педагогов к такому виду деятельности.
Возможности ЭИОС школы можно разделить на следующие уровни:
1. Репродуктивный, подразумевающий простое использование средств ИКТ для проведения уроков. На данном уровне нет взаимодействия межу обучающимися и обучающихся с педагогом в ЭИОС школы.
2. Продуктивный, на котором происходит частичное взаимодействие субъектов образовательного процесса в ЭИОС школы. На данном уровне учителя создают личные блоги, где размещают учебную информацию, дают ссылки на полезные ресурсы, задания (упражнения) для самостоятельной и исследовательской работы, а также интересные материалы по предмету или определенной теме.
3. Творческий, на котором происходит непрерывное взаимодействие в он-лайн и оф-лайн режиме всех субъектов образования: форумы, открытые уроки, консультации.
Таким образом, ЭИОС школы - это совокупность многообразных информационных и образовательных ресурсов, средств вычислительной техники, телекоммуникационных и информационныхтехнологий, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, которые ориентированы на то, чтобы удовлетворить потребности всех субъектов образования в информационных услугах и разнообразных ресурсах образовательного характера. ЭИОС школы развивается на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях и призвано обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса.