МААМ-картинки

Экстренная психологическая помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ

Анна Дмитриева
Экстренная психологическая помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В семье родился малыш с ограниченными возможностями здоровья (генетические заболевания, детский церебральный паралич, патологии развития внутренних органов и др.).

Горечь потери «идеального» ребенка, которого ожидали родители, очевидное беспокойство по поводу состояния здоровья малыша и его будущего, разрыв социальных связей, боязнь не справиться с воспитанием «особого» ребенка – вот далеко неполный перечень проблем, встающих перед такой семьей. И зачастую психологическая помощь требуется не ребенку, а близким ему взрослым, переживающим чувство вины, беспомощности, пытающимся отрицать.

Публикация «Экстренная психологическая помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ» размещена в разделах

В первый момент женщина испытывает шок, который характеризуется потерей ориентации, а в ряде случаев – и спутанностью сознания. На данном этапе важна поддержка близких людей, пребывание рядом с новорожденным ребенком.

Впоследствии наступает реактивная фаза, получившая название из-за появления разного рода реакций на происходящее (плач, гнев, поиск виноватых, самообвинение). Главное в оказании помощи на этом этапе – сочувствие и поддержка матери, причем в основе поддержки должно лежать признание за женщиной права на такую реакцию.

Следующая фаза – адаптивная. Начинается процесс привыкания родителей к ситуации. Главное на этом этапе – принятие ребенка таким, каков он есть, и установление с ним отношений любви и доверия.

Далее наступает фаза реорганизации, которая характеризуется активными действиями родителей по изысканию ресурсов для организации нормального существования в реальной ситуации. На этой стадии происходит изменение стереотипов, свойственных данной семье, что способствует появлению более активной социальной позиции.

Главная цель работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ - формирование положительных установок у родителей, стимуляция социальной активности и гармонизация эмоционального фона.

При этом необходимо выделить основные направления работы с родителями:

1. Формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности. Психологический портрет родителей «особого» ребенка характеризуется выраженной высоким уровнем тревожности, слабостью эмоциональных структур, социальной робостью, заниженной самооценкой. Почти все испытывают выраженные чувства вины и стыда перед детьми и перед членами семьи.

2. Развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров. Необходимо помочь родителям лучше узнать себя, найти гармонию с самим собой. В результате самоисследования и самопознания родители получают более точное представление о себе, что позволяет меньше зависеть от оценивания другими людьми.

3. Оптимизация детско-родительских отношений в диаде «мать-дитя». Работа осуществляется в два этапа. Первый этап был посвящен психотерапевтической работе с матерями, которая проводилась в форме психодрамы. Этот вид помощи был направлен на преодоление негативных последствий первой медицинской консультации (которая, как правило, приводила мать к сильнейшему стрессу) и формирование у нее положительного образа ребенка.

Второй обучающий этап проводился на фоне положительных сдвигов в восприятии матерью ее ребенка, когда, собственно, и осуществлялось формирование адекватных отношений в диаде «ребенок-взрослый».

4. Формирование внутрисемейной системы поддержки и гармонизация супружеских отношений. Работая с матерями, психолог опосредованно должен воздействовать на всех членов семьи.

5. Совершенствование коммуникативных форм поведения. Для всех без исключения родителей «особых» детей характерна повышенная ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают.

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

1. Вовлечение семьи в группы взаимной поддержки (родительские клубы, тренинги). Групповая работа позволяет родителям устанавливать новые социальные связи, получать поддержку других родителей и психолога, развивать чувство доверия.

2. Индивидуальное психологическое консультирование. В процессе консультирования психолог предлагает помощь в виде обучения приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях.

3. Семейное психологическое консультирование прежде всего направлено на формирование полного принятия ребенка всеми членами семьи, на установление помогающих взаимоотношений, кооперативности в решении возникающих проблем.

4. Организация совместных праздников и досуга. Данная форма работы с семьей влияет на общий эмоциональный фон и помогает избежать социальной изоляции.

От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Семья, имеющая ребенка с ОВЗ становится дисфункциональной лишь в том случае, если концентрируется на болезни, «несет свое несчастье».

Публикации по теме:

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей»План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребностиСотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экстренная психологическая помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 12:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экстренная психологическая помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Дмитриева (УИ 754964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД