Екатерина Савинич
Экспресс-диагностика интеллектуального развития шестилетних детей
Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей
(Н. Я. Кушнир).
Второй этап в конце года (апрель - май)
1. "Тест в картинках"
Выявляет предпочитаемый вид деятельности.
Инструкция к проведению
Ребенку предлагается рассмотреть рисунки. Убедившись, что ему понятно их содержание, психолог спрашивает: "Чем бы ты хотел заняться в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь?"
Публикация «Экспресс-диагностика интеллектуального развития шестилетних детей» размещена в разделах
Если ребенок выбирает учебную деятельность, как наиболее важную, желаемую в первую очередь, - это свидетельствует о высоком уровне мотивационной готовности; во вторую очередь - о среднем уровне; если в третью или вообще не выбирает - о низком уровне.
Оценка результатов
3б. - преобладает ориентировка на учебную деятельность;
2б. - ориентация на учебно-игровую деятельность;
1б. - ориентация на игровую деятельность.
2. Методика "Нарисуй самого себя"
Выявляет уровень сформированности образных представлений.
Инструкция к проведению
Психолог обращается к детям: "Пред вами лист бумаги, на котором нарисована рамка. Нарисуйте в ней самих себя такими, какие вы сейчас. Лучше во весь рост. Можете пользоваться теми цветными карандашами, которые лежат в коробке на столе. "
Оценка результатов
3б. - изображены все основные и второстепенные части; руки, ноги имеют толщину; хорошее качество изображения.
2б. - имеются все основные части, не менее трех второстепенных.
1б. - изображено до 5 основных частей;.
0б. - примитивный рисунок (головоног, палочное изображение рук и ног).
3. Методика "Классификация"
Выявляет уровень сформированности понятий посредством операции классификации.
Инструкция к проведению
"Слушай внимательно, я тебе скажу пять слов, одно из них лишнее, не подходит. Назови его. " Делается два прочтения. После правильного исключения слова задать вопрос: "Почему?"
1. Тюльпан, лилия, фасоль, фиалка, ромашка.
2. Река, озеро, море, мост, пруд.
3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
7. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
Оценка результатов
3б. - 1-2 ошибки;
2б. - 3-4 ошибки;
1б. - более 5 ошибок.
4. Методика "Третий подходящий"
Выявляет уровень сформированности понятий.
Инструкция к проведению
Ребенку последовательно предъявляется пять наборов карточек. Перед ним кладется две карточки из каждого набора и предлагается подобрать к нему еще одну: "Подбери подходящую к этим обоим. " Первый набор обучающий: после выполнения задания ребенком психолог объясняет ему правильный принцип выполнения (к шляпе и штанишкам надо подобрать платье, потому что это все "одежда"). После решения каждого задания он обосновывает выбор.
Дано: Выбрать из:
1. Шорты, шляпа 1. девочка, платье
2. Сковорода, тарелка 2. картошка, вилка
3. Капуста, огурцы 3. замок, гриб (мухомор)
4. Мальчик, рыба 4. удочка, собака
5. Мешок, шкаф 5. ключ, чемодан
Оценка результатов
3б. - выбор сделан правильно, обосновал;
2б. - 1-2 ошибки в выборе;
1б. - более 3 ошибок, обосновать затрудняется.
5. Тест "Правая - левая рука"
Выявляет способность ребенка к позиционности, корректировать свою и другие точки зрения.
Инструкция к проведению
Взрослый и ребенок садятся друг против друга. Психолог спрашивает у ребенка, знает ли он, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у взрослого. При правильном решении задания взрослый умышленно начинает сбивать ребенка на "зеркальное перенесение".
Оценка результатов
3б. - перекрестное решение на образном уровне с соответствующим обоснованием; проявляет критичность на провоцирующие действия взрослого.
2б. - перекрестное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела). При провоцирующих действиях взрослого соглашается с ним, тем самым обнаруживая симптом конформизма.
1б. - использует метод "зеркального перенесения": правую руку у себя идентифицирует с левой рукой взрослого, аналогично свою левую - с правой рукой взрослого.
0б. - путается в определении правой (левой) руки.
6. Методика Пьерона-Рузера
Определяет уровень сформированности саморегуляции и обучаемости.
Инструкция к применению
Психолог говорит детям: "Дети, посмотрите, на доске нарисованы четыре геометрические фигуры. У вас в верхней части листа нарисованы такие же. Слушайте внимательно, что необходимо сделать: в квадратике нужно поставить (., в треугольнике - вот такую черточку (|, круг остается чистым, а в четырехугольнике - вот такую черточку (-). Сделайте, как у меня, в своих четырех фигурках. Как только я скажу "Начали", - заполните остальные фигурки". (Ещё раз повторить, что и где рисовать). "Постарайтесь, чтобы было красиво, аккуратно". На выполнение дается 3 минуты.
В протоколе необходимо отмечать: общее количество заполненных фигур через 3 минуты; количество ошибок; качество выполняемого задания: аккуратно, старательно или небрежно.
Оценка результатов
3б. - задание выполняет в быстром темпе с хорошими качественными показателями. Количество заполненных фигур 80-90;
2б. - количество заполненных фигур от 50 до 60. Качество выполнения хорошее. Наблюдаются остановки во время работы, возврат к образцу;
1б. - требуется несколько раз проговорить инструкцию, прежде чем приступит к работе, в отдельных случаях наглядный показ работы. Медленный темп работы. Количество заполненных фигур 30-40.
Дифференциация по итоговому уровню
18-14 б. - высокий уровень
13-9 б. - средний уровень
0-8 б. - низкий уровень
При необходимости можно добавлять другие методики.