Ольга Сергеева
Эксперименты на природе для детей как средство развития познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Сложно переоценить пользу прогулок на свежем воздухе. Но что же делать, если прогулки по парку, на детской площадке и выходные на даче наскучили ребенку, и он все чаще тянется к любимому гаджету. В этой статье вы найдете несколько способов, как сделать прогулку увлекательнее и для детей и для родителей. Для этого не нужны ни специальные игрушки, ни развивающие пособия. Окружающая природа и условия жизни уже сами по себе развивающие.
Публикация «Эксперименты на природе для детей как средство развития познавательной активности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Эта старинная мудрость как нельзя лучше подходит к такой теме, как проведение опытов и экспериментов. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Детские эксперименты – это наглядно-действенный способ познания мира, это двигатель развития, мышления, накопления опыта и знаний. Ведь никто не станет спорить, что знания, полученные опытным путем, гораздо богаче, динамичнее, глубже, чем знания, полученные из книг. Для проведения экспериментов не обязательно нужны специальные условия, для большинства детских опытов достаточно подручных материалов.
Цели:
• Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
• Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
3. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)
4. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
5. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
6. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Отдыхая на даче можно приготовить самодельные краски. Для этого натрите на терке свеклу и отожмите ее сок. Можете брать кисть и рисовать. А если нужна краска менее интенсивного цвета, просто разбавьте сок водой. Также смешайте по отдельности с водой порошок какао, карри, паприку и раздавленные ягоды черники. Самодельные краски готовы!
Зимой на улице обязательно попробуйте сделать ледяные пузыри. Что может быть проще и интереснее, чем надуть мыльный пузырь на морозе и наблюдать, как он постепенно покрывается ледяным узором. Чтобы замерзнуть, мыльному пузырю нужна температура ниже 7 градусов Цельсия. Идеальный состав для стойких мыльных пузырей: 200 миллилитров теплой воды, 35 миллилитров сиропа из кукурузного крахмала, 35 миллилитров моющего для посуды, две столовых ложки сахара.
Песок – прекрасный сыпучий материал для творчества. Сравните свойства сухого и мокрого песка, попробуйте что-нибудь построить из того и другого. Где рисовать песком картины, как не на даче? Нарисуйте клеем-карандашом картинку на белой бумаге, как следует надавливая на карандаш. Затем посыпьте ее сухим песком. Когда клей высохнет, стряхните лишний песок.
Камни тоже отличный материал для строительства. Собирая из камней башни, вы с легкостью научите различать ребенка формы, свойства поверхностей и разные веса. Ребенок научится применять эти знания на практике, перенося на другие объекты исследований.
Солнечные часы. Устроить солнечные часы на даче или площадке совсем не сложно. Гномон – будущую стрелку солнечных часов - можно соорудить из палки, картона или черенка лопаты. Циферблат делится на 12 частей. Очень красиво можно обозначить деления ракушками или выложить цифры из камешков.
Веревочный телефон. Если хочется поболтать с соседом по даче, не заходя к нему, можно изготовить веревочный телефон по старинной технологии. Возьмите два пластиковых стаканчика или две пустые консервные банки. Проделайте в центре дна стакана небольшое отверстие. Вставьте в это отверстие веревку. На конце веревки можно завязать толстый узел. Эту же самую операцию проделайте и с другим концом веревки.
Во время испытаний следите за тем, чтобы нить была хорошо натянута и не касалась никаких препятствий, иначе звуковая волна будет затухать раньше, чем достигнет другого абонента.
Очень интересно написать с ребенком «секретное письмо». Для этого на чистом листе белой бумаги сделайте рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
Опыты с водой. Найдите два участка асфальта: один из них должен освещаться солнцем, другой же быть в тени. Нарисуйте мелом на каждом участке по кругу, размером с футбольный мяч. Брызните водой из пульверизатора на каждый из участков. Асфальт потемнеет, и на нем появятся капельки. Проследите за исчезновением мокрых пятен. Где это произошло быстрее: в тени или на солнце? На самом деле мокрые пятна никуда не исчезли. Вода, которая попала на асфальт, испарилась – стала паром. Пар поднялся в небо и стал частью облака. Из облака пойдет дождь – и асфальт снова намокнет. Такие превращения называются круговоротом воды в природе. Почему же мокрое пятно на солнце исчезло быстрее? Вода состоит из очень маленьких частиц, которые держатся друг за друга и медленно двигаются. То и дело некоторые частицы вырываются и улетают, испаряются. На солнце частицы воды нагреваются, начинают двигаться быстрее и быстрее становятся паром.
Возьмите плошки с пресной и соленой водой, сравните их свойства. Покажите, как соленая вода выталкивает предметы (можно взять в эксперимент сырые яица, с ними точно получится).
А еще можно научить ребенка добывать пресную воду из соленой. Для этого налейте в таз воду, добавьте туда соль (4-5 ложек на литр воды, тщательно размешайте, пока соль не растворится. Положите на дно пустого пластикового стаканчика промытую гальку, чтобы он не всплывал, и поставьте стакан в середину таза с водой. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится чистая питьевая вода. Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, превращаться в пар, который оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.
Вы можете придумать огромное множество таких вот несложных экспериментов для детей. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.