Ирина Кемайкина
Экологический проект по экспериментальной деятельности «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект по экспериментальной деятельности
Гипотеза:
Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.
Публикация «Экологический проект по экспериментальной деятельности „Волшебница Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.
Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.
Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес.
Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.
Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психического развития детей.
Цель проекта :
Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания воды.
Перед педагогом была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план «опытно-исследовательская деятельность», рассчитанный на два месяца.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• Изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме
• Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской деятельности дошкольников
• Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
• Провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью
• Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию
• Создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.
Задачи, которые были поставлены перед педагогом и детьми:
• Формировать представления о воде, ее состояниях.
• Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
• Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
• Развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах родного края (поселка)
• Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования воды
Основные принципы реализации:
• Создание предметно-развивающей среды
• «Вхождение в игру» - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями игр
• Партнерство ребенка и взрослого в опытно-экспериментальной деятельности
При планировании игр-экспериментов с водой следует учитывать принципы (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта.
Ожидаемые результаты:
• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
• У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно – следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
• Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы и рассчитана на два месяца.
Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.
ПЕРВЫЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.
Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять множество идей и предложений. Например, воспитатель задает вопрос: «На чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др. ?» В ре-зультате обсуждения вместе с детьми формулируются цели и задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема последовательности этапов работы.
ВТОРОЙ ЭТАП ПРОЕКТА – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ : поиск ответов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.
Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации тру-да. Во время работы в лаборатории целесообразно надевать белые халаты и прикреплять на груди опознавательные значки. При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонстрирует практические приемы выполнения опыта, оказывает дифференцированную помощь. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывали разные гипотезы. «Очистка грязной воды» - выдвижение гипотезы, опыт. «Тонет - не тонет?»- рассуждения, опыты. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмот-реть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт). Следующий шаг — решение проблемы через экспериментирование. Дети проводят опыты в лаборатории «Хочу все знать!». В процессе этой деятельности обобщаются полученные результаты. В лаборатории разместили подборку энциклопедической литературы, а также DVD, коллекции созданные детьми и родителями, и результаты деятельности по проектам. Работа в исследовательском центре строилась на методических и дидактических материалах: это картотека проблемных ситуаций, алгоритмы работы с оборудованием, модели проведения опытов и экспериментов.
В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.
• Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал о воде?», «Что будет, если?»и т. д.).
• Гипотезу, а также способы ее проверки дети формулируют и выбирают сами ( использование методов и приемов ТРИЗ: мозгового штурма, решения проблемных ситуаций).
• Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды и песка, мини лаборатории, на прогулке, дома с родителями).
• Результаты экспериментирования фиксируются в схемах, рисунках моделях и обязательно самостоятельно.
В дальнейшем, приобретая навыки экспериментирования, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предложенного оборудования то, что пригодится в эксперименте.
Способы мотивации детей к деятельности.
• Создание игровой проблемной ситуации.
• Сюрпризные моменты.
• Проблемные вопросы.
• Обращение к опыту детей.
• Использование электронных презентаций, созданных педагогом самостоятельно
ТРЕТИЙ ЭТАП, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ — обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты выяснить причины успехов и возможных неудач и, главное, сформулировать общий вывод по эксперименту. Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменять форму?» были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму» и «Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет». Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой». Дети уяснили для себя, что без воды не будет жизни на земле, вода есть жизнь.
В ходе беседы дети могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»
Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе подтвердили успешность проведенной работы:
1. Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;
2. Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;
3. Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.
Реализованные мероприятия в рамках исследовательского проекта
Виды
деятельности
Взаимодействие с
педагогом в разных видах
деятельности Взаимодействие
со сверстниками Работа с родителями
Коммуникативная Беседы о воде, ее роль в жизни человека, животных и растений.
Чтение художественной и познавательной литературы: М. Пришвина «Сытые пузыри», «Живительный дождик» и т д. Отгадывание загадок,разучивание стихов. Прослушивание звуков природы. Рассматривание иллюстраций, альбомов. Обсуждение. Анкетирование «Экспериментируем
вместе с ребёнком».
Продуктивная Рисование «Обитатели морей и океанов», «Где живёт вода». Рисование «Аквариум», «Капелька». Оформление экологической газеты
«Предметы неживой природы» и «Картотеки опытов».
Игровая Д/игры «Хорошо – плохо?», «Тонет не тонет», «Кому нужна вода» «Разрезные картинки» и т д. Сюжетно – ролевые игры: «Спасатели», «Водолазы», «Пароход».
Познавательно - исследовательская Опыты
«Помощница вода», «Вода жидкость», «Есть ли форма, запах, цвет».
Игры забавы с водой. «Экспериментируем
вместе с ребёнком дома»
Двигательная «Игра - массаж», «Дыхательная гимнастика с платочками»,
«Рече –двигательное упражнения». Игра «Море волнуется» Совместные игры
Работа с родителями
Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребенка.
К детской проектной деятельности с удовольствием подключилась семья, возникло настоящее деловое сотрудничество с родителями. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, сообщения, плакаты, организуют фотосессии.
Проектная деятельность дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.
В нашей группе есть картотека опытов по разным тематикам, которые предлагаются родителям для проведения опытов дома.
Есть такие опыты, которые нельзя технически выполнить в группе (например, нельзя увидеть конденсацию пара при закипании воды). В таком случае семье предлагались карточки с описанием опыта для домашнего экспериментирования. С результатами дети с удовольствием делились в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях –активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
Развивающая предметно-пространственная среда
Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей
1. Картотека опытов, экспериментов
2. Картотека проблемных вопросов
3. Картотека подвижных игр по лексическим темам
4. Презентации созданные педагогом
5. Игры-викторины
Работа в уголке экспериментирования, природы
6. Изготовление макетов, поделок из различных материалов
7. Чтение книг, энциклопедий 1. Уголок экспериментирования
2. Коллекции
3. Игры-путешествия, лото
4. Книги, энциклопедии
5. Рассматривание альбомов «Что было до…» (истории возникновения различных предметов)
Итог проекта :
Мы с моими воспитанниками приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Рассударики» в номинации «Исследовательская работа в детском саду» и стали победителями этого конкурса (3место).
Проведенная работа позволила создать условия для организации занятий в проблемном режиме с детьми подготовительной к школе группе.
Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.