Папки-передвижки

Экологический проект по экспериментальной деятельности «Волшебница Вода»

Ирина Кемайкина
Экологический проект по экспериментальной деятельности «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологический проект по экспериментальной деятельности

Гипотеза:

Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.

Публикация «Экологический проект по экспериментальной деятельности „Волшебница Вода“» размещена в разделах

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.

Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес.

Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.

Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психического развития детей.

Цель проекта :

Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания воды.

Перед педагогом была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план «опытно-исследовательская деятельность», рассчитанный на два месяца.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

• Изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме

• Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской деятельности дошкольников

• Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)

• Провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью

• Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию

• Создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.

Задачи, которые были поставлены перед педагогом и детьми:

• Формировать представления о воде, ее состояниях.

• Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.

• Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

• Развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах родного края (поселка)

• Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования воды

Основные принципы реализации:

• Создание предметно-развивающей среды

«Вхождение в игру» - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями игр

• Партнерство ребенка и взрослого в опытно-экспериментальной деятельности

При планировании игр-экспериментов с водой следует учитывать принципы (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта.

Ожидаемые результаты:

• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.

• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

• У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно – следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).

• Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы и рассчитана на два месяца.

Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.

ПЕРВЫЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.

Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять множество идей и предложений. Например, воспитатель задает вопрос: «На чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др. ?» В ре-зультате обсуждения вместе с детьми формулируются цели и задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема последовательности этапов работы.

ВТОРОЙ ЭТАП ПРОЕКТА – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ : поиск ответов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.

Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации тру-да. Во время работы в лаборатории целесообразно надевать белые халаты и прикреплять на груди опознавательные значки. При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонстрирует практические приемы выполнения опыта, оказывает дифференцированную помощь. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывали разные гипотезы. «Очистка грязной воды» - выдвижение гипотезы, опыт. «Тонет - не тонет?»- рассуждения, опыты. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмот-реть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт). Следующий шаг — решение проблемы через экспериментирование. Дети проводят опыты в лаборатории «Хочу все знать!». В процессе этой деятельности обобщаются полученные результаты. В лаборатории разместили подборку энциклопедической литературы, а также DVD, коллекции созданные детьми и родителями, и результаты деятельности по проектам. Работа в исследовательском центре строилась на методических и дидактических материалах: это картотека проблемных ситуаций, алгоритмы работы с оборудованием, модели проведения опытов и экспериментов.

В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.

• Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал о воде?», «Что будет, если?»и т. д.).

• Гипотезу, а также способы ее проверки дети формулируют и выбирают сами ( использование методов и приемов ТРИЗ: мозгового штурма, решения проблемных ситуаций).

Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды и песка, мини лаборатории, на прогулке, дома с родителями).

• Результаты экспериментирования фиксируются в схемах, рисунках моделях и обязательно самостоятельно.

В дальнейшем, приобретая навыки экспериментирования, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предложенного оборудования то, что пригодится в эксперименте.

Способы мотивации детей к деятельности.

• Создание игровой проблемной ситуации.

• Сюрпризные моменты.

• Проблемные вопросы.

• Обращение к опыту детей.

• Использование электронных презентаций, созданных педагогом самостоятельно

ТРЕТИЙ ЭТАП, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ — обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты выяснить причины успехов и возможных неудач и, главное, сформулировать общий вывод по эксперименту. Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменять форму были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму» и «Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет». Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой». Дети уяснили для себя, что без воды не будет жизни на земле, вода есть жизнь.

В ходе беседы дети могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»

Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе подтвердили успешность проведенной работы:

1. Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;

2. Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;

3. Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

Реализованные мероприятия в рамках исследовательского проекта

Виды

деятельности

Взаимодействие с

педагогом в разных видах

деятельности Взаимодействие

со сверстниками Работа с родителями

Коммуникативная Беседы о воде, ее роль в жизни человека, животных и растений.

Чтение художественной и познавательной литературы: М. Пришвина «Сытые пузыри», «Живительный дождик» и т д. Отгадывание загадок,разучивание стихов. Прослушивание звуков природы. Рассматривание иллюстраций, альбомов. Обсуждение. Анкетирование «Экспериментируем

вместе с ребёнком».

Продуктивная Рисование «Обитатели морей и океанов», «Где живёт вода». Рисование «Аквариум», «Капелька». Оформление экологической газеты

«Предметы неживой природы» и «Картотеки опытов».

Игровая Д/игры «Хорошо – плохо?», «Тонет не тонет», «Кому нужна вода» «Разрезные картинки» и т д. Сюжетно – ролевые игры: «Спасатели», «Водолазы», «Пароход».

Познавательно - исследовательская Опыты

«Помощница вода», «Вода жидкость», «Есть ли форма, запах, цвет».

Игры забавы с водой. «Экспериментируем

вместе с ребёнком дома»

Двигательная «Игра - массаж», «Дыхательная гимнастика с платочками»,

«Рече –двигательное упражнения». Игра «Море волнуется» Совместные игры

Работа с родителями

Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребенка.

К детской проектной деятельности с удовольствием подключилась семья, возникло настоящее деловое сотрудничество с родителями. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, сообщения, плакаты, организуют фотосессии.

Проектная деятельность дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.

В нашей группе есть картотека опытов по разным тематикам, которые предлагаются родителям для проведения опытов дома.

Есть такие опыты, которые нельзя технически выполнить в группе (например, нельзя увидеть конденсацию пара при закипании воды). В таком случае семье предлагались карточки с описанием опыта для домашнего экспериментирования. С результатами дети с удовольствием делились в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях –активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Развивающая предметно-пространственная среда

Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей

1. Картотека опытов, экспериментов

2. Картотека проблемных вопросов

3. Картотека подвижных игр по лексическим темам

4. Презентации созданные педагогом

5. Игры-викторины

Работа в уголке экспериментирования, природы

6. Изготовление макетов, поделок из различных материалов

7. Чтение книг, энциклопедий 1. Уголок экспериментирования

2. Коллекции

3. Игры-путешествия, лото

4. Книги, энциклопедии

5. Рассматривание альбомов «Что было до…» (истории возникновения различных предметов)

Итог проекта :

Мы с моими воспитанниками приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Рассударики» в номинации «Исследовательская работа в детском саду» и стали победителями этого конкурса (3место).

Проведенная работа позволила создать условия для организации занятий в проблемном режиме с детьми подготовительной к школе группе.

Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница вода» Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде. Обратить внимание детей на значение.

Конспект экспериментальной деятельности «Волшебница — вода» Конспект экспериментальной деятельности Тема: Волшебница – вода. Цели: Обучающая: дать представление о значении воды в нашей жизни; с тем,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Волшебница вода» Тема: «Волшебница-вода» Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебница водица» Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст (4-5лет) Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая,.

Краткосрочный экологический проект во второй младшей группе «Вода-волшебница» .

Проект «Вода — волшебница» Актуальность. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,.

Проект «Волшебница вода»Проект «Волшебница вода» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 53 «Чебурашка» Проект «Волшебница вода».

Проект «Волшебница-вода» Цель проекта: Формирование у детей представлений о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и.

Проект «Эта волшебница вода» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Аленушка» Проект Тема: «Эта- волшебница вода!».

Экологический проект «Волшебница вода» Тема :«Волшебница вода» Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Участники: дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект по экспериментальной деятельности «Волшебница Вода»
Опубликовано: 7 июня 2019 в 14:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект по экспериментальной деятельности «Волшебница Вода»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кемайкина (УИ 1960495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД