Светлана Тимофеева
Экспериментируем и играем с магнитами (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментируем и играем с магнитами
(выступление из опыта работы)
Тимофеева Светлана Викторовна,
Воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ №31 город Снежинск
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Слайд № 1
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас!
Публикация «Экспериментируем и играем с магнитами (опыт работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с магнитами
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ребёнок настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованию, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Слайд № 2
Современный ребёнок старшего дошкольного возраста любит играть, стремится, как можно больше узнать, попробовать, исследовать, поэкспериментировать. А опыты дают ребёнку большую возможность самостоятельно узнать, попробовать, испытать, открыть для себя окружающий мир. А если свойства материалов, открытые ребёнком можно применить в игре, то это особенно ценно и очень нравится детям.
Слайд №3
Цель: изучение физических свойств магнита, определение областей применения в повседневной жизни, через игру с элементами эксперимента.
Слайд №4
Задачи:
-Познакомить детей с удивительным способностью магнита, притягивать к себе железные предметы, передавать свою силу через разные среды: воду, дерево, пластмассу.
-Пробудить у детей интерес к устройству мира, развивать воображение научными «волшебными» экспериментами.
-Сделать детей и взрослых равноправными участниками и партнёрами познавательных, весёлых и интригующих игр.
Слайд №5
Методы используемые в работе :
-Игровой
-Творческий
-Опытно-экспериментальный
-Проблемно-поисковый
Слайд № 6
И сегодня Мы расскажем Вам как мы с детьми проходили тему «Магнит и его свойства». Вся работа проходила в два этапа. На первом этапе мы узнавали с детьми свойства магнита. На втором этапе мы придумывали, как можно использовать свойства магнита в игре.
Для того чтобы заинтересовать детей темой, познакомили их с легендой.
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо той горы проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашёл способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
А вы догадались, как называлась эта гора?
В. - Какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа).
Прослушав эту легенду, дети не всегда могут решить эту проблемную ситуацию, не торопитесь давать правильный ответ. Пришло время познакомить детей со свойствами магнита.
Мы показали детям магнит и сказали : "Вот перед вами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит" и предложили провести опыты с магнитом.
Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
Слайд № 7
Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
Слайд № 8
Слайд №9
У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом.
-Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)
-Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы и т. д.)
Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой.
Слайд №10
Слайд №11
Давайте проведём ещё один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила в воде. Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку и бросьте её в этот стакан. Теперь вы должны взять магнит и опустить его в воду, поднести к скрепке. Что же мы видим?
Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.
-Вот вам задачка посложнее. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита.
-А мы сейчас узнаем, может ли магнит притягивать предметы через преграду. Для этого возьмём магнит, приблизим его к скрепке через стекло и попробуем её передвинуть к краю стакана.
Вывод: магнит воздействует через стекло.
Слайд №12
Следующий эксперимент действуют ли магниты на расстоянии.
Перед вами магнит, железные скрепки, лист бумаги, ручка. Нарисуйте на бумаге линию и положите на неё скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг «скакнёт» и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами.
Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Слайд №13
А теперь определим, имеет ли магнит два полюса.
Возьмём два магнита
Прямоугольные магниты имеют с одной стороны положительный заряд, с другой - отрицательный, разноимённые полюса притягиваются, одноименные - отталкиваются.
Слайд №14
Делаем жёлоб из куска ватмана, приклеиваем на два магнита нарисованные на самоклейке собачку и косточку (мышку и сыр, ёжика и яблоко, зайца и морковку и т. д.) и запускаем их по жёлобу.
Если полюса одноименные - собачка догоняет косточку и никак не может её словить.
Вывод: Магнит имеет два полюса.
Слайд №15
А можно ли увидеть магнитное поле?
Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если теперь поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определённым линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.
Вывод: Магнитное поле можно увидеть.
Слайд №16
С помощью этих экспериментов мы с детьми изучили :
Что такое магнит и магнетизм?
Всё ли притягивает магнит?
Можно ли намагничивать предмет?
Имеет ли магнит два полюса? После проведения опытов, опять задали детям этот вопрос.
В. - Какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы.
Дети поняли, что рыцарь снял доспехи, сделанные из железа, так как магнит притягивает металлические предметы.
Для того чтобы применить на практике полученные знания о свойствах магнита, решили с детьми поиграть.
Слайд №17
На основе этих свойств, Мы с детьми сделали магнитный театр по русской народной сказке «Колобок», игру «Порхающая бабочка», магнитные лабиринты, игру «Завези машинку в гараж» (также и для развития мелкой моторики.)
(демонстрация игр на выставке)
Слайд №18
Когда мы представляли свой опыт работы педагогам детского сада, им очень понравился такой подход в работе с детьми «От опытов с магнитами к увлекательным играм с помощью магнита».
Слайд №19
Слайд №20
Слайд №21
Слайд №22
Слайд №23
Слайд №24
Естественную любознательность детей необходимо поощрять, удовлетворять и всячески развивать. Это одно из основных положений педагогики, которое за многие столетия оправдало себя на сто процентов. Дело в том, что дети любознательны и любопытны по своей природе, это – естественное для них качество. Это как камин, который горит постоянно, необходимо лишь время от времени поддерживать огонь жажды познания, подбрасывая в него дрова фактов, знаний, разных интересностей. Такими «дровами» вполне могут стать опыты и эксперименты. Проводить опыты – это интересно, увлекательно и очень занимательно. Опыты и исследования расширяют границы кругозора ребёнка. Ведь не зря существует выражение: «Скажи мне, и я услышу. Покажи мне, и я пойму. Сделай это вместе со мной, и я запомню навсегда».
Вывод: когда экспериментирование заканчивается игрой - все дети легко усваивают материал.
Слайд №25