яна
Экспериментирование «Волшебные колбочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Публикация «Экспериментирование „Волшебные колбочки“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Задачи:
Дидактическая: расширение кругозора, познавательной деятельности через экспериментирование с водой; развивать навык проведения лабораторных опытов (умение работать с лабораторным материалом, соблюдая технику безопасности); формирование элементарных представлений о процессе фильтрации.
Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; воспитание бережного отношения к воде и аккуратности при работе.
Социализирующая: адаптация к условиям эксперимента; стрессовый контроль, саморегуляция в ходе работы; обучение общению (умение работать в группе, паре, умение договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение, доказывая свою правоту); релаксация.
Материалы и оборудование: халаты, звуки воды в записи, ноутбук, колонки, футляр из яркой бумаги, в котором находится бутылка с водой, на доске изображение слона, письмо, песенка для динамической паузы «А у жирафов…»; стаканчики пластиковые; стаканчики с водой, соломинки, ложки, салфетки и тряпочки, подносы или поддоны (на каждого ребенка); воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд; сахарный песок, речной песок, краски, кисточка, пипетка, растительное масло, почва; кусочек лимона, бутылка с водой, молоко, игрушки из киндер яиц; ватные диски, таблетки угля активированного, большой стакан; магнит, игла, квадрат из картона, небольшой тазик или чашка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке за разным агрегатным состоянием воды; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды, изготовление мозаики из цветного льда, «инея»).
Ожидаемый результат: развитие у детей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить опыты, умение делать умозаключения и выводы; развитие умения общаться с партнёром и взрослым; развитие самостоятельности и воли, самоконтроля и саморегуляции в ходе экспериментирования.
Методы и приемы: Организационный момент, словесные - художественное слово, уточнения, вопросы, объяснение, рассказ, указание; игровые приемы, проблемная ситуация; практические – динамическая пауза, исследование предметов.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Яна Владимировна, я попрошу вас встать в круг, чтобы вам было удобнее и чтобы вас всех было видно и слышно. Теперь назовите, пожалуйста, свои имена по порядку друг за другом, начиная справа от меня. (Дети называют свои имена). Спасибо, будем знакомы! Ребята, вы любите играть? (дети отвечают). Мне хочется тоже с вами поиграть, у меня замечательное, радостное настроение, которым я с удовольствием поделюсь с вами! Давайте с вами улыбнёмся друг другу? Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь! Посмотрите на того, кто находится справа от вас, и улыбнитесь ему! Посмотрите налево и улыбнитесь тому, кто стоит слева! Хорошо!
Упражнение «Человек - человек»
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в другую игру. Я прошу вас разбиться на пары. Играем в паре. По моей команде вы должны выполнить задание: коснуться друг друга той частью тела, которую я назвала. (Называю части тела, которыми дети соприкасаются: нос- к носу, рука – к руке, пятка – к пятке, спина – к спине, щека – к щеке). Молодцы! Запомните, пожалуйста, с кем вы были в парах, это нужно для дальнейшей работы. Я думаю, что вы настроились на нашу работу.
Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) Сегодня мы вместе с вами займёмся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности (на каждом столе находятся схемы правил) :
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- подходить к другим столам-лабораториям
- трогать оборудование, приборы и материалы
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Правильно! Чтобы узнать что-то новое, сделать какое- то открытие! Давайте с вами наденем халаты. Хорошо! Теперь мы готовы совершать свои научные открытия!
Сюрпризный момент.
Воспитатель: я принесла волшебный футляр, в котором находится какой-то предмет. Чтобы узнать, что же в футляре находится, надо сыграть в игру, которая называется «Да -нет». Правила игры такие: вы будете по очереди задавать мне вопросы, а я буду на них отвечать. Но вопросы должны быть такими, чтобы я могла ответить только да или нет. Попробуем? Например: то, что лежит в футляре – интересное? (да)
Дети задают вопросы:
- Это еда? (нет)
- У этого есть цвет? (нет)
- Это нужно для машин? (да)
- То, что лежит, оно нужно для всех? (да)
- Это мороженое? (нет)
- Это игрушка? (нет)
Воспитатель: чтобы вам немного помочь, я загадаю загадки. Слушайте внимательно!
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
Дети: это вода!
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель Ребята, вот вы и догадались, что же находится в футляре (достаю бутылку с водой). Ребята, а для чего нам нужна вода? ( Ответы детей: чтобы пить, чтобы готовить еду, чтобы не заболеть).
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, а какая вода? Кто может назвать свойства воды? ( Ответы детей: мокрая, жидкая). Вы совершенно правы! Но на этом свойства воды не заканчиваются. А об этом мы узнаем немного позже.
Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый из вас по очереди назовёт, где дома применяют воду (или сам ребенок, или родители). ( Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьём чай, варим обед и ужин, поливаем цветы, моем машинки и игрушки, стираем).
Воспитатель: Подведя небольшой итог, я прочту вам стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Предлагаю теперь вам заняться исследованием воды. Согласны? (Ответы детей).
Воспитатель. Сейчас пройдем в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Вы видите 4 стола, это мини-лаборатории, в которых будете работать вы – юные учёные. (Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности). Кто с кем был в парах в начале нашего занятия, продолжаем работать в лабораториях в этих же парах. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.
- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.). Посмотрите внимательно, что у вас находится на столах, и подумайте, какие опыты вы можете провести, что вы узнаете о свойствах воды. Я даю вам немного времени для обсуждения в парах. Когда ваша группа учёных будет готова рассказать об опыте, подайте знак – поднимите руку вверх. (Во время работы подхожу к столам, повторяю название опыта, наблюдаю за ходом экспериментов) Какая лаборатория готова представить нам своё открытие? Расскажите нам, что вы делали и что получилось.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». (лаборатория № 1: на столе поддон со стаканами разного объёма и формы, ложка, соломинка) Дети: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить в стакан, перелить в другой. Воду можно помешать ложкой. Когда подуешь через соломинку – получатся пузырьки.
Воспитатель: какой у нас получается вывод? (При затруднении детей, помогаю с формулированием вывода)
Вывод: вода – это жидкость, принимает форму того сосуда, который заполняет, пузырьки - это воздух в воде.
Опыт№2 «Вода - растворитель» (лаборатория № 2, на столе находятся краски акварельные, салфетки, стаканы, кисть, пипетка, ложки, песок речной, масло растительное, сахар)
Воспитатель: ребята, ваша лаборатория № 2 провела свои опыты. Расскажите, пожалуйста, что вы делали! Дети: мы сначала взяли краски, они покрасили воду и сделали её цветной. Потом мы сахар насыпали, он растаял в воде. Песок положили и размешали, но он не растворился. Он остался на дне стакана, а вода стала грязная. А масло мы пипеткой добавили в воду, а оно плавает в воде.
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? Ответы детей.
Воспитатель: давайте попробуем сделать вывод.
Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса» (лаборатория № 3: на столе поддон со стаканами, ложка, сахар в баночке, кусочек лимона, соломинки)
Воспитатель: Вот интересно: какой опыт ставили в вашей лаборатории? Расскажите нам, пожалуйста!
Дети: мы помешали ложкой воду, увидели пузыри, потом положили туда лимон. Вода стала мутная и кислая, потому что лимон всегда кислый. Потом положили сахар, сахар исчез.
Воспитатель: а сахар сделал воду какой (Сладкой)
Воспитатель: какой вывод ваша группа может сделать? Давайте сформулируем.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная, может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №4. «Вода прозрачная» (на столе поддон с игрушками из киндер—сюрприза, стаканы с водой и молоком, ложки).
Дети: мы сначала в стакан с водой положили игрушки, они потонули. Их видно. А в молоке их не видно, они потонули совсем.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в стакане с молоком игрушки не видны, а в стакане с водой – видны? Давайте сформулируем вывод.
Вывод. Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске слон с «письмом» в хоботе) Что там изображено? (Ответы детей). Правильно, слон. Как вы думаете, зачем к нам в лабораторию пришёл слон? ( Ответы детей: хочет пить, хочет помыться).
Ребята, это – африканский слон, а вы знаете, что в Африке очень мало воды (читаю письмо). «Дорогие ребята, у нас в Африке беда – большой водоём загрязнён, теперь воду невозможно пить. Это неуклюжие бегемоты постарались. Не могли бы вы нам посоветовать, как очистить нашу воду? Без воды нам нет жизни! Помогите нам, пожалуйста!» Звери Африки (крокодил, лев, мартышка и др.) Ребята, поможем зверям очистить воду? Какие у вас есть предположения, как можно это сделать? ( Гипотезы детей: может надо вылить грязную, подождать, пока пойдут дожди; если не купаться – грязь останется на дне и можно потихоньку попить; попросить помощи у человека). Хорошо!
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и будем все движения повторять за мной. (Дети выходят из-за столов, встают в произвольном порядке.)
Динамическая пауза: «А у жирафов…»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У тигряток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У тигряток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу -рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я попрошу вас подойти ко мне. Посмотрите, на поддоне у меня находятся материалы, назовите, какие. ( Ответы детей: стакан с водой, бутылка, воронка, вата, таблетка чёрная).
Воспитатель: вы очень наблюдательные, ребята! Правильно! А эта чёрная таблетка называется активированный уголь. Приступаем к очистке воды.
Опыт № 5 «Фильтрование воды» (показ воспитателя)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним из письма слона, почему нельзя пить воду? (Ответы детей) Правильно, потому, что она грязная. Существуют разные способы очистки воды. Я познакомлю вас с одним из них. Для этого возьмем: воронку, уголь активированный и раскрошим его с помощью ложки в порошок, вату, бутылку. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово. Теперь через этот фильтр нальём грязную воду (в стакане смешать землю и воду). Чтобы вода стала чистой, опыт надо повторить несколько раз. (Показываю, как сделать фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в бутылку. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети самостоятельно фильтруют воду).
Какой вывод можно сделать после этого опыта?
Дети: воду можно очистить.
Вывод: После фильтрования вода очистилась, стала более светлой.
Воспитатель: ребята, вода стала более светлой, но пить её людям нельзя – в ней остались ещё микробы. Поэтому всё-таки фильтрованную воду лучше ещё и прокипятить.
Мы проделали фильтрацию воды в мини-лаборатории. А как же нам помочь слону? ( Ответы детей: провести большую трубу, поставить фильтр, в другую яму перелить воду.) Молодцы, мы обязательно напишем письмо и научим зверей фильтровать воду.
А сейчас я вам покажу фокусы с водой.
Фокус1:
В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
Фокус 2:
Стакан с водой накрыть квадратом из картона (чтобы закрывал верхнюю часть стакана). Крепко прижать картон к стакану, перевернуть вверх дном, подержать 3 секунды. Произнести волшебные слова : раз, два, три, вода картон крепко держи! Отпустить картон (вода смочила картон и вакуумом держит квадрат из картона, вода не льётся из стакана). Опыт следует проводить над тазиком или другой ёмкостью. (Дети самостоятельно пробуют провести фокусы).
Рефлексия и релаксация.
Воспитатель: вы все молодцы! А теперь давайте пройдём на ковёр и представим, что мы на красивой полянке, закроем глаза и послушаем звуки воды (запись водопада, журчание ручья, шум моря).
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы узнали? (Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу).