Людмила Ракитянская
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Путешествие мыльного Пузырика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Путешествие мыльного Пузырика».
Ракитянская Л. Н., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области».
Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями
(туалетное, хозяйственное, жидкое); способами образования мыльных
пузырей. Развивать понятие о плавучести предметов.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в средней группе „Путешествие мыльного Пузырика“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
1. Образовательные:
• Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
• Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом.
• Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри. На поверхности мыльной пены плавают легкие предметы, а тяжелые – тонут.
• 2. Развивающие:
• Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
• Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
3. Воспитательные:
• Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе
Материал: Пузырик –воздушный шар, таинственна коробочка, пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, кусочки мыла, коктельные трубочки, жидкое мыло, пластмассовые детали конструктора, деревянный кубик, гайки.
Предварительная работа: проведение опытов с водой, просмотр видео «Путешествие Капельки», «Сказка о маленькой Капельке», «Капелька – прыг-скок».
Ход работы:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
А теперь улыбнитесь нашим гостям.
Я вижу, что у всех хорошее настроение и можем начать.
1. Мотивационно - ориентировочный этап.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда
садитесь поудобнее и слушайте:
«Жил–был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый,
но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей
хорошо жить?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Без друзей скучно. Друзья помогут в трудную минуту.
Воспитатель: Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам коробочку с письмом: «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились. С уважением к вам Пузырик.»
2. Проблемно-поисковый.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Надо помочь Пузырику и найти ему друзей.
3. Практический этап.
Воспитатель: Интересно, что это за волшебные кирпичики. Вы сможете = узнать, если отгадаете загадку:
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнт
И побежит, и потечт,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Чистыми, душистыми.
Узнали без труда?
Дети: Это мыло.
Воспитатель: Правильно, это мыло. Чтобы узнать предмет, надо с ним
познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за
помощники?
Дети: Это глаза, уши, нос, руки.
Воспитатель выставляет карточки: глаза, руки, нос, уши.
Воспитатель: Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.
Воспитатель открывает коробку, достает кусочки мыла.
Воспитатель: Первый наш помощник – глаза. Что они говорят вам о предмете? Какой он?
Дети. Прямоугольный, овальный розовый, зеленый, фигурный, большой.
Воспитатель: Следующий помощник –уши. О чем они говорят?
Дети: Предмет не издает звука.
Воспитатель: А рот с язычком нам помогут?
Дети: Нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный.
Воспитатель: Возьмите этот предмет в руки, выбирайте какой вам нравится.
Что руки вам говорят о предмете? Какой он?
Дети: Гладкий, тяжелый, холодный, твердый.
Воспитатель: Какой помощник нам еще может помочь?
Дети: Нос.
Воспитатель: Что он говорит о предмете?
Дети: Ароматный, душистый, пахучий.
Воспитатель: Мы рассказали все об этом предмете, а для чего он нужен? Дети: Умываться, мыть руки, стирать.
Воспитатель: Мыло, которым мы моем руки, умываемся называется "Туалетное". Оно может быть разного цвета и разной формы и иметь разный запах.
Воспитатель: Смотрите, ребята, в коробке ещ одно письмо. Пузырик приглашает вас совершить путешествие по «волшебным» дорожкам.
На полу разложены цветные квадраты.
Воспитатель: Если вы по ним пойдте, что-то новое найдте. Пойдм?
Вот первая дорожка. По ней мы пойдм, поставив руки на пояс, с высоким
подниманием коленей.
Дети шагают по квадратам, поставив руки на пояс, высоко поднимая колени.
Воспитатель: Вот мы и пришли –открываем коробочку. Поглядим, что же в ней?
Дети нюхают, трогают, определяют, что это то же мыло.
Воспитатель: Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно?
Дети: Это мыло для стирки.
Воспитатель: Это мыло называется «Хозяйственное». Оно применяется в хозяйстве для стирки белья, обезжиривания каких либо предметов. Давайте повторим "Хозяйственное".
Дети: Хозяйственное.
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. По второй дорожке мы будем прыгать как зайчики.
Дети прыгают по квадратам как зайчики.
Воспитатель: Ой, на пенчке что-то лежит. Какая-то бутылочка. На ней написано «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким?
Дети: Потому что течет.
Воспитатель: А для чего оно необходимо?
Дети: Оно предназначено для купания маленьких детей.
Воспитатель: По этой дорожке мы пойдм на носочках.
Дети идут на носочках по квадратах.
Воспитатель: Шли-шли, в лабораторию пришли. Здесь все готово для работы. Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:
(на доске выставлены карточки).
1. Вс за собой ты убери,
Будь аккуратным, не сори.
2. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
На столах стоят баночки с водой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в баночках?
Дети: Вода.
Воспитатель: А как вы это определили?
Дети: Посмотрели, понюхали.
Воспитатель: Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет.
А если мы нальм в банку жидкого мыла, что произойдт с водой?
Дети: Мыло растворится в воде, появится пена.
Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети размешивают мыло ложечками, наблюдают, как оно растворяется в воде.
Воспитатель: Я предлагаю провести опыт «У кого пена выше?» Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно
дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои
ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в
трубочку.
Воспитатель: А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду.
Дети выполняют.
Воспитатель: Что произошло с водой?
Дети: Появились пузырьки, пена.
Воспитатель: Откуда появились пузырьки?
Дети: Мы выдули их из мыльной воды.
Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Фиксация опыта.
Воспитатель: Теперь возьмите карточку, на которой нарисовано мыло и вода и нарисуйте рядом много мыльных пузырей.
Воспитатель: Вы уже научились делать пузырики и мыльную пену. Хотите узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Давайте еще раз взобьем мыльную пену в стаканчике.
Дети одноразовыми ложечками взбивают пену в стаканчиках.
Воспитатель: Попробуйте положить на пену деталь из конструктора.
Дети кладут на пену деталь конструктора из пластмассы.
Воспитатель: Плавает или тонет?
Дети: Плавает.
Воспитатель: Положите на пену деревянный кубик.
Дети выполняют.
Воспитатель: Плавает или тонет в пене деревянный кубик?
Дети: Плавает.
Воспитатель: Положите на пену гайку металлическую.
Дети выполняют.
Воспитатель: Что произошло с гайкой?
Дети: Она утонула.
Воспитатель: Все предметы одинакового размера?
Дети: Нет. Гайка самая маленькая. А кубик самый большой.
Воспитатель: От чего зависит плавучесть предметов?
Дети: От веса предметов.
Вывод: плавучесть предмета зависит не от размера, а от его тяжести.
Фиксация опыта.
Воспитатель: Возьмите карточку, на которой изображены эти предметы. Зачеркните тот предмет, который утонул.
Дети зачеркивают гайку.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
На экране телевизора появляется изображения Пузырика.
Пузырик : -Здравствуйте ребята! Я пролетал мимо и решил к вам заглянуть.
Как у вас тут интересно, и как много получилось у вас мыльных пузыриков.
Теперь они будут моими друзьями, но как они получились?
Воспитатель: А дети сейчас расскажут тебе, что они делали чтобы получились пузыри.
Дети рассказывают:
Воспитатель: Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували?
Дети: Да.
Воспитатель: Кому понравилось проводить опыты с мылом возьмите изображение весёлого мыльного пузыря. А кому было скучно – грустного пузырика.
5. Последующая работа.
Пузырик : За то, что вы помогли мне, дарю мыльные пузыри. Их вы на прогулке сможете пускать. А теперь мне пора улетать. До новых встреч.