Людмила Левашова
Экспериментирование с элементами развлечения для с детьми 4 лет «Свойства воздуха»
«Свойства воздуха»
Образовательно-воспитательные задачи:
Образовательные:
- Развивать связную речь детей.
- Продолжать учить отвечать на заданные вопросы полным предложением.
- Закреплять знания детей о свойствах воздуха (прозрачный, занимает все пространство, с помощью воздуха можно двигать предметы, его ролью в жизни человека.
- Познакомить со способами обнаружения воздуха с помощью экспериментальной деятельности.
Публикация «Экспериментирование с элементами развлечения для с детьми 4 лет „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
- Формировать познавательную активность, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Словарные задачи:
- Активизация словаря.
- Обогащение словаря глаголом: бурлит; прилагательным: невидимый.
- Уточнение и закрепление словаря словами (зажать, сжать)
Материал и оборудование: теннисные шарики, пакет, прозрачные стаканчики и коктейльные трубочки по количеству детей, костюм Карлсона.
Предварительная работа: чтение сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Беседа о свойствах воздуха.
Ход:
Сюрпризный момент
Захожу в группу со связкой надутых шаров и предлагаю детям вспомнить всё что мы знаем о воздухе.
В это время в группу заглядывает Карлсон и дразнится.
- Бе-бе-бе-бе-бе. Ну, я так не играю (огорченно). Я прилетел с ними пошалить, а они меня даже не замечают.
- Ой, ребята, кто это нам мешает?
- Это Карлсон!
- А кто такой Карлсон?
- Это сказочный персонаж, который любит шалить.
- У него есть пропеллер и он может летать!
- Ещё он живёт на крыше и у него есть друг-Малыш.
- Ну теперь всё понятно. Здравствуй, Карлсон! Как хорошо, что ты прилетел…
- Пошалим? (Подходит к связке с шарами и лопает один из них). Вы видели, а? Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук?
- А, мы с ребятами знаем, откуда взялся звук, который ты называешь «бабахнул»! Правда, ребята?
- Да!
-Это воздух вылетел из шарика.
- Как вылетел? Куда вылетел?
- Сюда, к нам. Он повсюду!
- Что ж тогда я его не вижу. А вы, ребята, видите?
- Нет, мы его тоже не видим.
- Я же говорю, что его никто не видит! Значит его нет!
- Ребята, а вы фокусы любите?
- Да, любим!
- Тогда приглашаю всех к этому столу.
ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.
- Скажите, ребята, что у меня в руках? Только попробуйте ответить на мой вопрос полным ответом.
- У Вас в руках пакет.
- Правильно. Посмотрите на него со всех сторон. Я даже могу сложить его в несколько раз. Скажи мне, полным ответом, в пакете что-нибудь лежит?
- В пакете ничего нет, он пустой!
- Так. А теперь я взмахну им. Закручу хорошенько. Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой?
- Пакет надулся.
- Как вы думаете, почему пакет стал похож на подушку? Полным ответом.
- Пакет стал похож на подушку, потому что в него попал воздух.
- Молодцы.
- Дайте-ка, я посмотрю. Я все равно воздух не вижу! Ребята, посмотрите сами сквозь пакет!
- Карлсон, ты все сомневаешься? Тогда я сейчас проткну пакет острой палочкой, а вы подставьте свои щечки. Что вы чувствуете?
- Мы чувствуем холодок, ветерок.
- Как здорово! Я чувствую воздух!
- Совершенно верно. Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, он невидимый, но его можно почувствовать.
(В это время Карлсон незаметно подходит к столу, где стоят стаканы с водой и соломинки для коктейля и начинает дуть через соломинку в воду и пускать пузыри).
- Карлсон, ты чем занят?
- Шалю я, шалю! Идите сюда, будем вместе шалить!
- Ребята, будем шалить с Карлсоном?
- Будем!
- Но тогда шалить мы будем с пользой.
ОПЫТ 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля
(Дети вместе с Карлсоном пускают пузыри в стакане с водой).
- Как здорово у вас получается! Вода в стаканах просто бурлит. А кто может сказать, почему так происходит?
- Это выходит воздух из трубочки.
- Молодцы! А откуда вы взяли воздух что бы его дуть в трубочки?
- Сначала надо воздух вдохнуть, а потом его выдохнуть в трубочку.
- Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, затем мы выдыхаем его в трубочку и появляются пузырьки, вода начинает бурлить. Мы с вами дышим, а значит воздух находится внутри нас.
- Хотите, мы поиграем с вами в игру «Дыши не дыши»?
- Хотим!
- А, это как?
- Кто дольше сможет продержаться без воздуха. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы.
(Дети играют с Карлсоном, и он первым сдается).
- Все, я не могу больше. Голова закружилась.
- Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле.
- Карлсон, а ты любишь играть в футбол?
- Да! Я самый лучший «футбольщик»!
- Ну, во-первых, не «футбольщик»! Такого слова просто нет! Ребята, помогите пожалуйста Карлсону, скажите, как называют человека, который играет в футбол?
- Этого человека называют футболист!
- Правильно! А во-вторых, шарик нужно забить в ворота, не касаясь до него ни руками, ни ногами.
- А, это как?
- Ребята, кто-нибудь из вас догадался как это сделать?
- Нужно дуть на шарик!
ОПЫТ 3. С помощью воздуха можно двигать предметы
П. И. «Воздушный футбол»
-Весело поиграли! Как вам удалось так ловко забивать в ворота мяч?
- Да мы просто сильно дули на шарик.
- Получается, что воздух помог нам играть. Ведь наш шарик двигался?
- Да!
- А это значит мы узнали, что с помощью воздуха можно двигать предметы.
- Что-то я заигрался с вами. Мне к Малышу пора. Полечу, расскажу обо всем что узнал. До свидания, ребята! До встречи! Еще увидимся!
- Да, весело провели время. Я думаю это не последняя встреча с Карлсоном. Он обещал вернуться. Ребята, как вы думаете, о чем может рассказать Карлсон Малышу?
Закрепление пройденного материала
- Ребята, а что можно сказать о воздухе, какой он?
- О воздухе можно сказать, что он невидимый.
-Молодцы! Что ещё узнает Малыш?
- Малыш узнает, что воздух можно почувствовать.
- С помощью воздуха можно пускать пузыри.
- С помощью воздуха можно двигать предметы.
- Без воздуха нельзя дышать.
Хвалю детей, выделяя более активных в работе
- Вы у меня такие молодцы! Вам понравилось наше занятие?
- Да, очень понравилось!
- Хотите еще поиграть с воздухом?
- Хотим!
Тогда мы сейчас переоденемся, возьмем вертушки, мыльные пузыри и пойдём на улицу играть с воздухом.