Наталья Колпакова
Художественное экспериментирование как средство гармонизации основных линий развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественное экспериментирование как средство гармонизации основных линий развития детей дошкольного возраста
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.
Образование для устойчивого развития предполагает умение находить нестандартные решения проблемных и новых ситуаций нестандартными способами. Образование для устойчивого развития – это поддержка детской инициативы, прав ребенка, его исследовательской деятельности. Поэтому основными методами образования и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС должны стать методы пробуждения предельно творческой самодеятельности, а основной педагогической ценностью - не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины мира. Такой подход побуждает нас, педагогов, вместо традиционных форм работы избирать другие формы и содержание.
Публикация «Художественное экспериментирование как средство гармонизации основных линий развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Уважаемые коллеги, как вы считаете, творчество и обучение – это разные вещи? Мой личный опыт, как и опыт многих коллег, показывает, что творческие дети более стимулированы к обучению, легче обучаются. Давайте попробуем рассмотреть эти явления.
Роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка психологи отводят детскому экспериментированию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность ребенка, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Творчество – также неотъемлемая черта детства, оно тесно связано с развитием воображения, с эмоциональным восприятием ребенком окружающего мира. Творчество всегда вызывает у ребенка радость. Дети не отягощены стереотипами, они не всегда знают о готовых решениях проблем, которые уже известны взрослым, и пытаются найти собственные решения. В разных видах художественной деятельности дети реально и мысленно экспериментируют с различными материалами, их свойствами и способами воздействия на них.
Таким образом, интеграция творческой и познавательной деятельности в дошкольном возрасте - это совершенно естественное явление, которое необходимо понимать каждому современному воспитателю и широко использовать в своей каждодневной работе.
Центр развития ребенка «Детский сад «Василек» осуществляет художественно-эстетическое развитие воспитанников по парциальным программам Ирины Александровны Лыковой: «Умелые ручки. Художественный труд в детском саду» и «Умные пальчики. Конструирование в детском саду», «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду». Эти программы построены именно на основе интеграции эстетической, интеллектуальной и игровой деятельности детей. И, в частности, в них представлено
художественное экспериментирование - деятельность, предполагающая самостоятельное «открытие» детьми свойств художественных материалов, способов воздействия на них, а также расширение возможностей использования художественных инструментов. В эту деятельность входят такие виды занятий, как, например, рисование-экспериментирование, рисование-фантазирование с элементами детского дизайна, лепка-экспериментирование, режиссерское конструирование, художественное конструирование-экспериментирование, художественное экспериментирование и моделирование.
Необходимо создавать условия для свободного экспериментирования детей с художественными материалами и их свойствами, художественными инструментами (орудиями) и различными изобразительно-выразительными средствами – художественным «языком». Ребенок раннего возраста в условиях спонтанного экспериментирования осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия» : бумага легкая, плоская, она мнется, рвется, скручивается, ее можно смять в комок и бросить, в воде она намокает; глина (пластилин, тесто) не похожа на бумагу, она как «комочек» объемная, но ее можно тоже изменить: оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно или смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или изменить каким-то другим способом. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадет, будет держаться. Этот материал легко размазывается на бумаге или дощечке. На нем можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. Если же нарисовать на бумаге, «следы» остаются, их не удается удалить, как на глиняной пластине. Возьмем фольгу и будем изучать ее свойства. Какая она на ощупь, цвет, запах? Как она звучит (или шуршит? Какие материалы напоминает? Что с ней можно делать? Во что может превратиться фольга? Какими способами? Ребенок исследует не только художественные материалы и их разнообразные свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал (спектр пробующих действий). В деятельности экспериментирования он выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и практического освоения.
Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественного экспериментирования делают «открытия» другого уровня, связанные с поиском способов композиционных решений (оригинальных или рациональных, адекватных художественной задаче, передачи движения и статичности, устойчивости фигурки (предмета, конструкции, выражения настроения и характера персонажа, преобразования плоских форм в объемные тела и наоборот – объемные в плоские. Предметом экспериментального поиска выступают также варианты развития сюжета, способы передачи изменения и развития образа, множественность финалов.
Задача педагога сводится к постановке проблемных, частично-поисковых или эвристических задач открытого типа, подразумевающих множество решений. Так, дошкольники могут осмыслить и передать адекватными изобразительно-выразительными средствами, как «растаяло облака», «вылупился цыпленок», «раскрылся или увял цветок», «поспела ягодка», «из почек появились листочки», «головастик стал лягушонком», и тому подобное.
Вывод: Педагогическая интеграция творческой художественной и исследовательской познавательной деятельности выступает системообразующим условием, обеспечивающим гармонизацию основных линий развития детей дошкольного возраста.