Ксения Акимова
Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и применяются разные технологии, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования. Я считаю, что одним из эффективных методов познания является экспериментальная деятельность детей, начиная с раннего возраста.
Ранний возраст — это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии. Удовлетворение этой потребности, база, заложенная в этот период, во многом определяют успешность ребёнка в будущем. Экспериментальная деятельность даёт детям множество представлений о различных сторонах и качествах объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Публикация «Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021
Овладевая активными поисковыми действиями в процессе познания окружающего мира, экспериментируя, ребёнок раннего возраста, приобретает новый социальный опыт. По определению С. Л. Рубинштейна, ребёнок «вычерпывает» всё новые и новые признаки и свойства объектов, учится анализировать. В результате формируется понимание того, что признаки и свойства предметов раскрываются не тогда, когда они выступают как застывшая реальность, а лишь в процессе их движения, изменения и преобразования. У ребёнка познание, начинающее с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, «экспериментировании» с предметом, явлением. Возникает желание поделиться с близкими людьми.
Задача взрослых- ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ним замечательные возможности. Огромное влияние в этом оказывает окружающая среда, специально организованная внимательными взрослыми, где нет лишних или случайных предметов. В наших силах продумать и создать для ребёнка жизненное пространство, располагающее к развитию заложенных в нём способностей.
Обстановка вокруг ребё нка в детском саду позволяет ему свободно заниматься разными видами деятельности: играть, двигаться, рисовать, клеить, лепить и конструировать, рассматривать книги. А вот необходимость использования игр-экспериментов нужна детям младшего возраста как способ познания мира, определения свойств предметов и явлений, алгоритма выполнения действий, исследования пространства вокруг. В совместных со взрослыми занятиями ребёнок находит гораздо больше материала для исследования, познавания, а значит, и развития.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности могут быть использованы следующие методы и приемы:
-Беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения
-Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
-Фиксация результатов: наблюдений опытов, экспериментов, трудовой деятельности
-Погружение в «краски», звуки, запахи и образы природы
-Подражание голосам и звукам природы
-Использование художественного слова
-Дидактические игры, игровые и творческие развивающие ситуации
-Трудовые поручения, действия
Дети должны познавая мир притрагиваться и знакомиться с предметами. В каждой группе необходимо оборудовать уголок экспериментирования. Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к каждой группе. Для этого в группе должно быть такое оборудование, которое отвечает требования:
- безопасность;
- доступность;
- соответствие возрасту детей;
- постепенное пополнение материала;
- соответствует тематике.
В завершении хотелось бы отметить, что совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка дошкольном возрасте. Способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детстве. Дети, притрагиваясь к предметам, начинают познавать качества материалов и в этом им окажут большую помощь игры с песком, водой, глиной, камнем, бумагой и т. д.