Марина Саевская
Экспериментально-творческий проект «День рождения цветка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : март-май.
Тип проекта : экспериментально-творческий (экологического содержания)
Участники проекта : дети, воспитатель, родители
Возраст детей: дети средней группы.
Актуальность темы: дошкольники – прирождённые исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В этот период закладывается позитивное отношение к природе. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней.
Публикация «Экспериментально-творческий проект „День рождения цветка“ в средней группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : хотим знать, из чего вырастает цветок?
Формы и методы реализации проекта :
1. НОД
2. Рисование, лепка, аппликация
3. Наблюдения
4. Беседы
5. Чтение художественной литературы
6. Рассматривание иллюстраций, репродукции картин
7. Взаимодействие с семьёй
Этапы проекта
1 Этап – подготовительный:
*рассмотрение проблемы
*подбор и изучение литературы
*постановка цели, задач
*познакомить родителей с темой, с основными этапами работы
2 Этап – практический
«Познание»
*опытно – исследовательская
*наблюдение
*беседа
*НОД
*дидактические, подвижные, пальчиковые – игры
*продуктивная деятельность
«Коммуникация»
*экологические беседы
*чтение художественной литературы
*пересказ рассказа «Золотой луг»
*заучивание стихов
«Художественное творчество»
3 Этап – заключительный
*обобщение результатов работы
*анализ результатов работы
*посадка растений на клумбу
Работа с родителями
*консультация по теме «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
*предложить родителям вместе с ребёнком дома посеять семена любимых цветов, написать и оформить сказку о цветке.
*чтение художественной литературы по теме проекта
*предложить родителям вместе с ребёнком посетить Ботанический сад
*предложить родителям оказать посильную помощь в оформлении уголка для экспериментирования
Цель проекта : Сформировать первичные представления о цветах
Задачи. Формировать представление о сезонном развитии растений, о растении как о живом существе; совершенствовать трудовые навыки; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : развлечение
Название итогового мероприятия проекта : «Бал цветов»
Продукты проекта :
- Для детей: лепка, рисунки, рабочие листы, дневник наблюдения, рассада цветов.
-для педагога: рабочие листы, пооперационные карты.
Ожидаемые результаты по проекту :
-для детей: появление познавательного интереса у детей к природе; интереса к трудовой деятельности, в том числе к выращиванию цветов; всестороннее развитие личности ребёнка, личности творческой, любознательной, умеющей ставить перед собой задачи и решать их, доводить начатое дело до конца.
-для педагогов: вовлечение детей в творческий, трудовой процесс при реализации проекта; привлечение детей к коллективному труду при выращивании цветов.
НОД №1 «Цветы бывают разные»
Цель. Формировать представления о разновидностях цветов, об их классификации; закрепить знание названий полевых и садовых цветов.
Задачи. Развивать речь; показать красоту цветов; учить, по внешним особенностям, различать садовые и полевые цветы.
Организация детей. Свободное расположение вокруг воспитателя.
Методы обучения. Диалог воспитателя и детей, беседа, рассматривание иллюстраций, логические рассуждения, игра.
Материал. Фланелеграф, картинки с цветами луга, сада, два обруча.
Ход занятия.
Воспитатель.
Если я сорву цветок.
Если ты сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ -
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты,
И не будет красоты.
(Т. Собакин)
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие цветущих растений и читает стихи о цветах. Дети отмечают, как поэты видят и описывают разный характер цветов.
Фиалка
Фиалка на лугу одна
Росла, безвестна и скромна,
То был цветочек кроткий.
(И. -В. Гёте)
Колокольчик
Закачался над травой
Колокольчик голубой.
Зазвонил, и тут пчела
Из него нектар взяла.
Ветер снова налетел -
Колокольчик зазвенел.
Ромашки
Длинноногие сестрицы
Вышли стайкой на лужок,
Словно снег, у них ресницы
И, как солнышко, глазок.
Такие весёлые эти ромашки
Вот- вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
(Примшиц Н., Васильева Т., Цвиль В. Загадки и стихи о растениях и сезонах. Архангельск, 1994)
Роза
О ней поют поэты всех веков:
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свёрток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист,
Глубокий кубок, полный аромата. (С. Маршак)
Астра
Астру с прямыми её лепестками
С древних времён называли «звездой»
Так бы её вы назвали и сами. (С. Маршак)
Воспитатель предлагает поздороваться с цветами луга, сада, поклониться им, поблагодарить их за красоту. Читает стихотворение.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун) Дети расставляют цветы в вазы. Отвечают на вопросы: Из каких цветов
составлены букеты? Где они растут? Сколько цветов в первой, во второй вазе? Сколько всего цветов в двух вазах? Какие бывают розы? Тюльпаны? Гвоздики?
НОД 2. «В мире цветов»
Цель. Расширить представления о том, как приспособлены растения к жизни в природных условиях.
Задачи. Закрепить знания о цветах как виде растений; развивать наблюдательность, любознательность, интерес к миру растений.
Ход занятия
Под «Вальс цветов» появляется Фея цветов, знакомится с детьми, приглашает их в мир цветов, предлагает рассмотреть свой наряд и назвать цветы, которые детям знакомы.
Фея спрашивает детей, какие цветы у них самые любимые, каким цветком каждый из них хотел бы стать.
Этюд «Цветок»
Цель. Развивать воображение, умение выражать удовольствие, радость; закреплять в активном словаре названия цветов.
Фея. Из семян выросли прекрасные цветы, вокруг них летают бабочки, пчёлы. Представьте, что вы необычные цветы, которые умеют двигаться! Вы можете встать в круг и таким образом сплести из цветов венок.
Затем Фея предлагает послушать сказку Ж. Санд о цветах. После беседы, о прочитанном, приглашает детей на цветущий луг.
Хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили»
Цель. Продолжать развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.
Фея. Дети, вы уже познакомились с разными цветами, знаете о том, что они приносят радость, удивляют своей красотой. Из чего появляется цветок? Правильно, из семечка. Я принесла семена цветов и хочу дать вам задание вырастить их, а когда они зацветут, я снова приду, чтобы посмотреть на них и порадоваться вместе с вами. Семена цветов (бархатцы).
Совместная деятельность №3.»Всё начинается с семечка»
Цель Дать представление о семенах, подготовить к посеву семян; продолжать формировать представления об условиях, необходимых для жизни растений.
Задачи. Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян; формировать трудовые навыки и аккуратность; учить сеять семена; обогащать словарь новыми словами (дренаж, ситечко, пульверизатор); воспитывать интерес к выращиванию растений.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть плоды (семянки) бархатцев, чёрные или коричневые, с белым нижним концом, сильно сплюснутые, продолговатые и сравнить с другими семенами цветов (ноготки).
Дети выбирают ёмкость для посева семян. С помощью воспитателя на дно укладывают дренаж - мелкие камешки, которые служат для стока воды. Затем дети вместе с воспитателем заполняют коробку землёй. Взрослый объясняет: земля за три дня до посева была промыта светло-розовым раствором марганцовки. Для чего? Чтобы погибли возбудители заболеваний рассады. Земляная смесь должна быть рыхлой, питательной, хорошо удерживать влагу. Для этого в почву надо добавить чистый песок. Коробка заполняется смесью так, чтобы до края оставалось немного места. В этом случае вода при поливе не выльется из коробки.
Семена надо разложить на поверхности почвы на небольшом расстоянии друг от друга, затем засыпать их землёй, полить, накрыть полиэтиленовой плёнкой - она сохраняет тепло и влагу. Под плёнкой семена взойдут быстрее.
Воспитатель предлагает детям подумать, куда можно поставить коробки с посадками. Их предложения обсуждаются и в результате приходят к единому мнению: лучшее место - подоконник, рядом с батареей; тепло, светло и постоянно свежий воздух.
Наблюдение №4. «Первые всходы»
Цель. Развивать наблюдательность, учить отражать в лепке ростки растений.
Задачи. Учить отмечать изменения, которые произошли с посеянными семенами; дать представление об испарении влаги; развивать творческие способности при лепке первых всходов.
Ход занятия
Через пять дней воспитатель предлагает детям посмотреть посевы, обращает внимание на капельки воды с внутренней стороны плёнки и рассказывает о том, что в коробке с влажной землёй происходит испарение, пар поднимается вверх и превращается в капельки, которые остаются на плёнке. Воспитатель снимает плёнку и дети рассматривают первые всходы. Они замечают на верхушках некоторых всходов оболочку семян и спрашивают, почему оболочки не остались в земле. Может, растения заболели? Что нужно сделать?
Воспитатель. Если вы плохо себя чувствуете, что делают родители?
Дети. Вызывают врача.
Воспитатель. А мы кого вызовем?
Дети. Доктора Айболита.
Дети набирают номер телефона Айболита, который обещает прийти и осмотреть ростки.
ПРОВОДИТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕМЕНА ВЗОШЛИ У НАС!»
Уж ты, семечко-зерно, Ляжешь в борозду на дно! (Дети опускаются на корточки.)
Ты не бойся, золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли! (Медленно встают – вырастают.)
Вот весною, в ранний час,
Семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы (потягиваются) :
- Здравствуй, солнце, это мы! (Поднимают руки над головой, машут кистями.)
Мал ещё росток-ребёнок (опускают руки вниз,
Только вылез из пелёнок! (По очереди наклоняют голову в разные стороны.)
После физкультминутки воспитатель предлагает детям вылепить из пластилина первые всходы.
Наблюдение № 5. «Первые признаки роста. Помощь Айболита».
Цель. Продолжать учить, по внешнему виду, оценивать состояние растений.
Задачи. Продолжать формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями; воспитывать бережное отношение к ним, понимание, что они живые организмы, которым необходимы хорошие условия жизни; отражать рост растений с помощью зарисовок.
Ход занятия
Звучит аудиозапись сирены машины «скорой помощи», входит Доктор Айболит.
Дети приглашают его осмотреть всходы бархатцев. Айболит осматривает растения и говорит, что они не больны; просто росток, пробиваясь сквозь землю, выталкивает наружу оболочку семени, отделившегося от появившегося в земле корня. Через несколько дней эта оболочка отпадёт.
Айболит сообщает, что всходы очень нежные, боятся холода, прямых солнечных лучей, вредителей, жуков, которые прячутся под землёй.
Доктор Айболит ещё раз осматривает ростки, оценивает почву, степень освещённости. Указывает на признаки неблагополучия: росткам мало места, света, слишком много влаги. Выясняет у детей, как часто и какой водой они поливают, делают ли опрыскивание. Объясняет, что росткам нужна подкормка. Когда появится три-четыре листочка, рассаду надо пересадить, чтобы росткам не было тесно: высадить в другие ящики на достаточном расстоянии друг от друга.
Айболит выписывает рецепты по уходу за цветами : полив должен быть умеренным, всходы необходимо опрыскивать, коробки с посевами повернуть к свету. Пересаженные растения надо затенить на несколько дней, ограничить доступ света, а через неделю подкормить комплексным удобрением. Подкормку нужно повторять каждые семь дней. В тёплые дни рассаду надо выносить на свежий воздух – «закалять «её. Она становится крепкой и легко приживается после высаживания в грунт. Айболит напоминает о том, что к растениям нужно относиться с любовью.
Воспитатель предлагает детям сделать зарисовки всходов.
Мероприятие № 6. «Экскурсия в городскую оранжерею»
Цель. Познакомить с ростом растений в оранжерее.
Задачи. Углубить представления о растениях, растущих в оранжерее (разнообразие, уход); развивать наблюдательность, интерес к растениям, умение замечать их красоту, наслаждаться ею, оберегать её.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем идут в оранжерею, рассматривают цветы, узнают некоторые из них (розы, фиалки, тюльпаны, нарциссы). Работники оранжереи обращают внимание детей на то, что у каждого цветка свой неповторимый запах. Дети нюхают цветы. Затем воспитатель предлагает найти среди цветов бархатцы и сравнить их с теми, что посажены в группе.
Во время экскурсии проводится наблюдения за подготовкой почвы к посадке цветов (рыхление, удаление сорняков).
В конце экскурсии сотрудники оранжереи отвечают на вопросы детей.
Занятие № 7. «Рисуем цветы»
Цель. Учить отражать в рисунках внешний вид и состояние растений. Формировать умение находить общие признаки и выделять различия.
Задачи. Учить создавать реалистические и фантастические образы цветущих растений; вызывать эмоциональный отклик на красоту цветов, желание выразить свои впечатления в рисунках; развивать творческое воображение и художественные способности детей.
Методы обучения. Обсуждение последовательности рисования цветов, самостоятельная работа детей, анализ и выставка детских рисунков.
Ход занятия
В начале занятия проводится беседа о луговых и садовых цветах, об их сходстве и различиях (цвет, форма, размер листьев и цветов). Воспитатель предлагает детям нарисовать цветы на поляне и на клумбе. Они должны подумать, как разместить их на рисунке, чтобы было красиво. Чтобы сочетались цвета. Можно нарисовать и необычные цветы, сказочные, волшебные.
Труд на воздухе № 8. «Пересадка растений на клумбу»
Цель. Формировать навыки бережного обращения с живыми объектами.
Задачи. Учить приёмам правильной пересадки и ухода за растениями; продолжать формировать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Ход занятия
Воспитатель заранее намечает на клумбах места для рассады. Дети вместе с воспитателем берут оборудование, необходимое для пересадки растений, коробки с рассадой и идут на участок. Воспитатель распределяет обязанности и объясняет последовательность посадки растений: нужно сделать лунки для посадки рассады на расстоянии 15-20 см друг от друга; вынуть растения из коробок и аккуратно посадить рассаду в лунки, тщательно расправить корни, засыпать рассаду землёй и уплотнить её; затем полить из леек посаженные цветы. Воспитатель следит за работой каждого, напоминает детям об осторожности в обращении с растением. После пересадки цветов дети рассматривают, правильно ли посажены растения, достаточно ли им места для роста. Считают, сколько всего посадили цветов.
№9. «Наблюдение за ростом растений на клумбе»
Цель. Учить, по внешнему виду, оценивать состояние живых организмов.
Задачи. Закреплять правила ухода за растениями на клумбе; продолжать учить наблюдать за состоянием растений после пересадки; анализировать рост растений, изменения, которые с ними происходят.
Ход занятия
На прогулках дети рассматривают рассаду на клумбах; отмечают признаки роста цветов : удлиняются стебли, появляются новые листья, затем бутоны. Воспитатель рассказывает детям, что основной уход за бархатцами – это прополка и рыхление почвы, полив, подкормка, а также борьба с болезнями и вредителями. Дети выполняют все эти несложные операции ухода за растениями.
Игра «Я садовником родился…»
Дети стоят в кругу. Ведущий идё т по кругу и говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме…» - и останавливается напротив какого-нибудь ребёнка. Он называет любой цветок и становится ведущим. Игра идёт до тех пор, пока дети называют цветы - не повторяясь.
№10. «День рождения цветка»
Цель. Формировать стремление и умение радоваться жизни (например, распустившимся цветам).
Задачи. Развивать интерес к миру растений, желание делать окружающее красивым; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом растений и его состоянием; развивать наблюдательность.
Ход занятия
Настал долгожданный момент: бутоны бархатцев начали раскрываться! Воспитатель приглашает детей выйти на улицу и посмотреть: есть ли изменения на клумбах?
Дети видят, что некоторые бархатцы начинают раскрываться. Воспитатель объясняет: махровые соцветия бархатцев по форме похожи на цветки гвоздики и они состоят из язычковых цветков, дающих окраску соцветию. Их окраска определяется манжеткой, состоящей из одного ряда язычковых цветов, или подушечкой, состоящей из многочисленных узких трубчатых цветков. У солнечных бархатцев очень красивые соцветия, манжетка бордовая, а подушечка ярко-жёлтая. Дети внимательно рассматривают цветы, радуются их цветению.
Упражнение-этюд «Цветок»
Воспитатель. Наступило лето. Представьте, что мы на участке, что мы - цветы. (Дети приседают.) С тёплыми лучами солнца цветы начинают распускать лепестки. (Дети медленно поднимаются.) Цветок распустился! Он тянется к солнышку. (Поднимают руки вверх.) Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются, цветки тоже закрылись. (Приседают.)
11. Развлечение «Бал цветов»
Цель. Закреплять знания, полученные на занятиях, в обстановке радостного праздничного события.
Задачи. Закреплять знания о цветах (луговых, полевых, садовых); развивать экологическую культуру детей; создать праздничное, радостное настроение.
Материал. Бумажные цветы, картинки, в том числе разрезные, и костюмы цветов; русские народные мелодии «Полянка», «А я по лугу…», «Со вьюном я хожу», «Василёк», «Сама садик я садила», песня «Маки, маковки» (в записи).
Ход занятия
Ведущий (ребёнок).
У нас сегодня прекрасный праздник,
Весёлый праздник - Бал цветов.
Цветам и взрослый, и ребёнок
Любовь свою отдать готов.
1-ребёнок.
С удовольствием хотим
Все цветы сюда позвать,
Пусть они прекрасным видом
Землю будут украшать.
2-й ребёнок.
Полевые, луговые
И садовые цветы!
Приглашаем, приходите,
Не жалейте красоты!
Ведущий.
Каждый из цветов
Прийти к нам готов!
Мы открываем
Бал цветов!
Дети в костюмах цветов читают стихи о цветах, загадывают загадки.
Проводятся игры «Собери цветок из лепестков!» (ромашка, василёк, роза - лепестки смешаны); «Сложи цветы!» (разрезные картинки); конкурс «Кто быстрее и красивее составит букет из искусственных цветов?».
Дети исполняют русские народные песни «Со вьюном я хожу», «Маки, маковки», водят хоровод «Мак». В конце развлечения девочки, одетые в костюмы разных цветов, исполняют «Танец цветов».
Используемая литература
1. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. М. : ТЦ «Сфера», 2008.
2. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М. : «Сфера», 2006.
3. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. М. :ТЦ «Сфера», 2006.
4. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. М. : ТЦ «Сфера»,2006.
5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж: ТЦ»Учитель», 2002.
6. Иванова А. И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. М. : ТЦ»Сфера»,2007.
7. Лучич М. В. Детям о природе. М. : Просвещение, 1989.
8. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М. : Просвещение, 1989.
9. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.
10. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М, : Новая школа, 1996.
11. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
12. Охапкина Г. М. ; Баймашова ВА. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. Москва, : «Издательство Скрипторий», 2003.
13. Сигимова М. Н. Познание мира растений. М, : ТЦ «Учитель», 2008.
14. Тавлинова Г. Бархатцы. М,;Центрполиграф; СПб: Дельта, 2004.