Чиркова Елена Александровна
Экспериментально-исследовательский проект «Удивительный мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально-исследовательский проект «Удивительный мир бумаги»
Автор: Чиркова Е. А.
Организация: МБДОУ д/с № 47
Вид проекта : краткосрочный, экспериментально – исследовательский, групповой.
Продолжительность: с 14.11.2022 г. по 18.11.2022 г.
Участники: дети, воспитатель.
Актуальность проекта
Публикация «Экспериментально-исследовательский проект „Удивительный мир бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребенка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности. Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах.
Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно не развивалось общество, современные технологии, бумага останется востребованной. Это касается развития детей, их творчества, но и самым прочным элементом международных соглашений по- прежнему остается бумага.
У детей есть желание творить и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Работа с бумагой способствует развитию воображения, креативности, речевому развитию дошкольников.
Также важным моментом является пропаганда бережного отношения к природным ресурсам, привлечение внимания детей, родителей к неразумному использованию бумаги и возможных вариантов уменьшения бумажных отходов и рациональному ее использованию. Обратить внимание обучающихся на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни, на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью. К сожалению, люди не задумываются над тем где, как, из чего изготовлена бумага, сколько ее тратится порой неразумно. Поэтому я решила показать детям, что можно использовать бумагу повторно, рисуя на ней с другой стороны и для изготовления поделок.
Постановка проблемы:
Вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу?», «Купить в магазине» - послышались советы детей. Я поддержала общение детей: - «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу?», «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?».
Эти вопросы остались без ответа. Так было решено в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.
Цель: Формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
Задачи:
1. Дать детям представление о том, на чём писали, когда не было бумаги.
2. Изучить историю возникновения бумаги.
3. Вызвать у детей желание изготовить бумагу в домашних условиях.
4. Исследовать и проанализировать свойства бумаги.
5. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
6. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Ожидаемый результат
1. Систематизация знаний детей о бумаге, ее свойствах и назначении.
2. Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки : выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
3. Развитие сенсорно - аналитической деятельности детей.
4. Повышение уровня экологической культуры.
5. Обогащение предметно - пространственной среды группы.
6. Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
7. Улучшение показателей познавательного и речевого развития.
8. Формирование предпосылок учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
– подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
– подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления альбома «Мир бумаги», оборудование для проведения экспериментальной деятельности.
Организационный этап:
Определение объекта изучения; рассказ об истории возникновения бумаги и бумажного производства; рассматривание различных видов бумаги и организация выставки «Волшебная бумага»; рассматривание поделок из бумаги (оригами, бумагопластика, аппликация); рассматривание разных видов бумаги; эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками; проведение мастер- классов с педагогами и родителями.
Беседы:
«Задолго до появления бумаги…» ( цель: дать детям представление о том, на чём писали, когда не было бумаги;
«История возникновения бумаги» ( цель: познакомить детей с историей возникновения бумаги).
«Применение бумаги» ( цель: развивать познавательную активность детей, поисковую деятельность).
«Вторя жизнь бумаги».
Просмотр видеороликов:
«История возникновения бумаги» (из серии «Шишкин лес»,
«Фиксики» (серия «Бумага»,
«Современное производство бумаги».
Чтение художественной литературы:
Стихи:
• «Я листок бумажный»
• «В сказочном царстве»
• «Шуршат осенние кусты» Ф. Усачев
• «Лист бумаги» С. Мехалков
• «Смешной цветок» Агния Барто
• «Под рукой оживают цветы» В. Н. Напреенко
• «Простой листок бумаги» Н. Колесова
• «Бумажный кораблик по имени "Книга" А. Сметанин
Сказки:
• «Сказка о бумажной фее» З. Литвинова
• «Сказка о бумажном маге» Ю. Марковцев
• «Сказка о бумажной балерине» Д. Новак
• «Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна
Рассказ:
• «Откуда пришла бумага?» Б. Житков
Игровая деятельность:
Словесные игры
• «Что бывает из бумаги»,
• «Бывает – не бывает»
Дидактические игры
• «Определи на ощупь»,
• «Для чего нужна эта бумага?» (сделанная своими руками)
• «Волшебная бумага»,
• «Что изменилось?»,
• «Найди нужный вид бумаги»,
• «Из какой бумаги сделано?»
Сюжетно – ролевые игры
• «Экскурсия на бумажную фабрику»,
• «Магазин бумажных изделий».
Физкультминутки
• «Бумажные фантики»,
• «Свеча»
• «Мы бумагу мяли, мяли»
Дыхательная гимнастика
• «Бумажный комочек»
Речевые игры:
• «Закончи предложение»
• «Скажи наоборот»,
• «Бумажная, бумажный, бумажные»,
• «Так не бывает».
• Составление рассказов по схемам «Опиши предмет».
Мастер-класс с детьми:
«Письмо на бересте» ( цель: вызвать у детей желание попробовать рисовать как древние люди);
«Изготовление бумаги» ( цель: вызвать у детей желание изготовить бумагу в домашних условиях).
Экспериментальная деятельность :
• Волшебная бумага
• Сравнение бумаги
• Разрывание бумаги
• Вода и бумага
• Шуршащая или поющая бумага
• Склеивание бумаги
• Летающая бумага
• Прочность бумаги
• Сметание бумаги
• Скорость разложения бумаги
• Изготовление бумаги собственного производства
Заключительный
Обобщение результатов работы в виде оформления выставки работ родителей и детей, оформление мини-музея «Удивительный мир бумаги» и защита проекта детьми перед детьми других групп и родителями.
Заключение
Проведенная работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.
В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.
Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой
«Волшебница бумага»
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п.). Познакомить с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. Учить работать в коллективе. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Материал: Камни, береста, гуашь, бумага, карандаш, острая палочка, миска с водой, схема производства бумаги, указка, «ящик ощущений» с разными видами бумаги, миска с водой, спички и железная миска для воспитателя, бумажный колпак и накидка, карта опасностей, рисунок с изображением барашка, бумага серого цвета, клей.
Ход занятия:
Воспитатель: Предлагает детям отгадать загадку:
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная. (бумага)
- Да, ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге.
Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае.
Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем-то заменить бумагу? (ответы детей).
Я вам расскажу как делают бумагу. Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т. д. Подойдите к доске, я покажу вам схему производства бумаги.
Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги.
Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага.
(Дети по очереди трогают бумагу, лежащую в «ящике ощущений», определяют ее на ощупь и описывают свойства).
Предлагаю вам смять бумагу (мнется, разорвать (рвется, непрочная, положить в миску с водой (размокает). А сейчас я вам покажу как бумага горит.
Мы с вами узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает.
Вы уже хорошо знакомы со свойствами бумаги, и я предлагаю вам поиграть в игру. Для этого нам нужен герой – бумажный человечек. Я предлагаю выбрать одного из вас. Наденем на него бумажный колпак, бумажную накидку.
Представим, что наш герой попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать нашему герою, сделанному из бумаги? Может ли он переплыть речку, А перепрыгнуть через костер?
Вот посмотрите – это карта опасностей. Наш герой попытается по ней пройти, а мы будем помогать ему. На карте нарисованы «сказочные» препятствия, с которыми может столкнуться наш бумажный человечек. Задача нашего героя пройти по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему. Можно ли сказать о нашем герое, что он «в огне не горит и в воде не тонет?».
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики».
(По сигналу, самолетики летают по площадке с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром». Игра повторяется 2-3 раза).
Дети, вы поиграли, пора и поработать. А что мы будем делать, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу?» (Баран).
Вот, посмотрите рисунок с изображением барашка. Мы будем «одевать» барашка в «шубку». (Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок с изображением животного у которого отсутствует шерсть. На рисунке внутри контура – не закрашенное место). Шубку барашку можно «сшить» из старой ненужной бумаги. Какие ее свойства будут при этом использоваться? (режется, рвется, мнется, намокает). Бумагу разрывают на кусочки, которую сминают в шарики. Намазывают кусочки клеем и приклеивают их на изображение барашка. Молодцы ребята, хорошая шубка получилась у барашка. Когда работаете все вместе и работа спорится.
Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее свойствах. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
- Наше занятие закончено. Все дети молодцы.
Конспект комплексного занятия по теме «Мир бумаги»
Задачи:
- формировать и поддерживать интерес детей к миру природы, удовлетворять детскую любознательность,
- обогащать представления о связях между природными явлениями,
- поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов,
- обобщить знания детей о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни. Научить определять качество бумаги /цвет, гладкость, прочность, толщину/, и свойства / впитывает воду, мнется, режется, горит/.
- развивать словесно-логическое мышление, воображение и творчество,
- воспитывать бережное отношение к природе, ее охране: желание бережного использования бумаги.
Предварительная работа:
Рассматривание бумаги разной, беседы.
Материал для занятия:
- камни, береста, разные виды бумаги,
- «цветочки» из разной бумаги,
- ножницы, спиртовка, емкости с водой.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, что стоит на этом столе?/перечисляют предметы/
Все предметы разные, но скажите что их все объединяет? Что у них общее? Да, эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит бумага? Вот об этом вы сегодня узнаете.
Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.
Очень давно люди писали на бересте. Мы уже говорили, что береста – это наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты- письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако такой способ письма был неудобен.
Тогда люди придумали другой способ письма- листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги напечатанные на пергаменте. Но появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.
Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.
Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику. Давайте посмотрим видео ролик о производстве бумаги. Просмотр. Вот вы и увидели как делают бумагу.
А сейчас, ребята, скажите: для чего нужна бумага?
Конечно, все это /перечисляли дети/- делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон. Очень важен сбор макулатуры.
Физминутка.
А сейчас давайте мы познакомимся с бумагой поближе. Подойди к столикам.
Опыт 1. Предложить детям сложить несколько раз разные виды бумаг и сделать вывод. Вывод: Салфеточная бумага складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, чертежная сгибается с трудом.
Опыт 2. Бумагу разрезать ножницами.
Опыт 3. Кусочки бумаги мнут. Вывод:
Опыт 4. Кусочки бумаги опускают в воду /какая намокает быстрее/
Опыт 5. Разорвать квадратики из разной бумаги / в каком случае нужно приложить больше усилий/. Вывод:
Опыт 6. Нужно подбросить кусочки бумаги одинакового размера /какой упадет быстрее, почему?/ Вывод:
Опыт 7. Взрослый показывает, как бумага горит. Вывод:
А сейчас я предлагаю вам поиграть. Хотите?
Игра называется «Найди сходства и отличия»
-Я буду называть вид бумаги, а вы должны отыскать на столе предмет, изготовленный из данного вида/картонная коробка, газета, альбом.
Рефлексия.
Вот сколько нового мы узнали о бумаге. Хочу вам предложить : давайте представим, что вся бумага вдруг исчезла. Как мы будем жить? Что делать? Можем ли мы чем-то заменить бумагу?
Что интересного вы сегодня узнали?
Пословицы:
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
Глаза боятся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Кончил дело-гуляй смело.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Труд кормит, а лень портит.
Кто не работает, тот не ест.
Бумага все стерпит.
Бумага терпит, перо пишет.
Не на бумаге сказано, а делом показано.
Что написано пером - не вырубишь топором.
Гладко было на бумаге.
Мастер-класс с детьми подготовительной группы
«Изготовление бумаги в домашних условиях»
Цель: Создание условий для бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
1. Формировать представления детей об изготовлении бумаги.
2. Формировать умения детей из подручных материалов изготавливать бумагу.
3. Побуждать детей изготавливать подарки для родных и близких.
Ход мастер-класса:
Проблема
Педагог сидит за столом и оформляет открытку, сделанную из самодельной бумаги. В это время подбегают дети.
Д. : В. И. а что вы это делаете?
В: Я оформляю открытку? Нравится?
Дети рассматривают открытку
- Как вы думаете, из чего я ее сделала? (варианты ответов)
- Где мы можем найти такую бумагу? ( варианты ответов: купить в магазине, изготовить самим)
- А, вы знаете, из чего изготавливают бумагу? (Из деревьев)
- Верно. Процесс изготовления бумаги долгий и трудоемкий.
Сначала лесорубы рубят дерево. Потом дерево отправляют на фабрику для обработки. На фабрике дерево разделяют на части, потом на щепки. Потом варят в специальном растворе, промывают, добавляют красители, смолы и пигменты. А затем отжимают и специальным валиком. Потом бумагу сушат и сматывают в рулон. И уже потом бумага режется и упаковывается.
- А что же может случиться, если не останется ни одного дерева? (варианты ответов)
- Правильно, деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные. А еще, деревья являются домом и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц.
- Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из «макулатуры»- это использованная, ненужная бумага.
Материалы
-Хотите я научу вас, как из макулатуры сделать новую бумагу? (да, хотим)
- Для этого нам понадобится:
• Старые газеты, салфетки, альбомы и т. д., т. е. макулатура.
• Горячая вода.
• Крахмал или клей ПВА.
• Губка
• Сетка (можно с рамкой).
• Глубокая емкость
• Поднос
• Блендер (не обязательно)
Процесс изготовления
1. Сначала разрываем бумагу на мелкие кусочки и складываем их в глубокую ёмкость.
2. Заливаем бумагу горячей водой. (здесь вам понадобится помощь взрослых, т. к. горячей водой можно обжечься).
3. Теперь необходимо подождать, пока бумага распадется на волокна. Но если вы не хотите ждать, можно воспользоваться блендером. (здесь вам снова понадобится помощь взрослых, т. к. блендер – это электроприбор и при работе с ним нужно соблюдать технику безопасности)
4. Одно из свойств бумаги – это то, что она впитывает влагу и размокает. Посмотрите, мы получили кашицу из бумаги. Теперь добавляем сюда крахмал (клей ПВА). Можно добавить любой краситель, тогда бумага будет цветная. Все хорошо размешиваем. Эта кашица называется ПУЛЬПА.
5. А теперь самое интересное. Приступим к изготовлению бумаги.
В. 1 Нужно взять полотенце и на него положить сетку. На сетку положить нашу кашицу и разровнять. Сверху положить еще сетку. И губкой аккуратно отжать лишнюю воду. Снова аккуратно разровнять и убрать сетку. Положить на солнце высыхать наш бумажный лист.
В. 2 Кашицу из бумаги добавляем в глубокую емкость с водой. Опускаем в воду рамку с сеткой. Целлюлоза оседает на сетке. Аккуратно переворачиваем сетку на ткань и отделяем от бумажной заготовки. Оставляем сохнуть.
- Теперь из этого листа бумаги можно изготавливать разные поделки или рисовать на нем. А если бумажной кашицей облепить стаканчик или вазочку и оставить высыхать на них, то получится оригинальная поделка.