Махначева Татьяна
Педагогический проект в средних группах «Праздник урожая»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию разработку педагогического познавательно-творческого проекта для воспитанников средних групп "Праздник урожая", который был реализован в октябре 2019г.
Авторами проекта являются специалисты нашего детского сада - я, учитель-логопед Махначева Т. Л., педагог-психолог - Механикова В. В., учитель-дефектолог - Атрушкевич Н. В. Данный проект был успешно реализован в прошлом году, поэтому в текущем году мы вновь его организовали для ребяток средних групп.
Публикация «Педагогический проект в средних группах „Праздник урожая“» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Осенины. Праздник урожая
- Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Педагогический проект в средней группе по теме : «Праздник урожая»
Авторы: Махначева Т. Л., учитель-логопед, Атрушкевич Н. В., учитель-дефектолог, Механикова В. В., педагог-психолог.
Вид проекта : познавательно-творческий,
по продолжительности - среднесрочный (октябрь 2019г.,
по количеству участников – групповой.
Возраст детей – 4-5 лет.
Участники проекта : воспитанники средних групп, родители, воспитатели, педагоги по рисованию, музыкальные руководители.
Консультант: Соколова Е. В., старший воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Проблема: недостаточный уровень знаний детей об овощах и фруктах, несформированность лексико-грамматического строя по теме.
Актуальность:
В нашем детском саду образовательно-воспитательный процесс осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием, где каждую неделю изучается определенная лексическая тема. В рамках тематических недель есть возможность проводить речевые игры для развития всех компонентов речи, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Изучение некоторых тем сопровождается краткосрочными проектами.
Проектная деятельность стала одной из наиболее популярных и успешных форм взаимодействия педагогов и родителей. Родители являются активными участниками проектов. Специалисты проводят мастер-классы для них и знакомят с различными играми для развития речи и всех психологических процессов, в которые можно играть дома.
В рамках изучения лексических тем у детей значительно расширяется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй, развивается связная речь, память, внимание, мелкая моторика и мышление.
Цель проекта : - расширение и систематизация знаний об овощах и фруктах
Задачи:
- уточнять и закреплять знания детей об овощах и фруктах;
- развивать все компоненты речи;
- развивать внимание, восприятие, память, мышление;
- воспитывать познавательный интерес;
- привлекать родителей к участию в проектной деятельности.
Принципы реализации проекта :
- принцип системности;
- принцип комплексности;
- принцип развития;
- принцип учета возрастных и психофизических особенностей воспитанников;
- принцип единства обучения и воспитания.
Необходимое оборудование:
- методическое обеспечение: основная общеобразовательная программа «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г); адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Н. В. Нищева);
- материально-техническое обеспечение: наглядный и речевой материал, аудио- и видеоматериалы;
- художественная литература для детей:
Предполагаемые продукты:
- выставка поделок по теме «Осенние фантазии», выполненных детьми совместно с родителями;
- выставка рисунков на тему «Загадки с грядки»;
- музыкально-игровое развлечение «В гостях у тёти Кошки»
- мастер-класс для родителей по развитию у детей артикуляционной и мелкой моторики (в рамках итогового мероприятия, развлечения «В гостях у тёти Кошки»)
План реализации проекта
Мероприятия проекта
Методическая работа Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
1 этап – подготовительный(01.10.-15.10.19г.)
- формулировка цели, задач, конечного продукта проекта;
- подбор методической литературы по данной теме;
- подбор детской художественной литературы, журналов, детских энциклопедий по теме;
- подбор речевых игр и упражнений;
- подбор пальчиковых упражнений и подвижных игр;
- создание картотеки речевых игр по теме;
- подбор информации для родителей по лексической теме.
- объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями на тему «Осенние фантазии»;
- подготовка бросового материала для изготовления поделок (заготовка листьев).
- сообщение родителям о начале проекта и о сроках его проведения;
- объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями, на тему «Осенние фантазии»;
- выбор загадки об овоще по теме «Загадки с грядки»
2 этап – основной(15.10.-22.10.19г.)
- разработка конспекта итогового мероприятия проекта «Праздник урожая» - музыкально-игрового развлечения «В гостях у тёти Кошки» - чтение художественной литературы, стихов, загадок,
- рассматривание иллюстраций с овощами и фруктами;
- проведение речевых игр;
- проведение пальчиковых и подвижных игр;
- проведение гимнастики для артикуляционного аппарата по книге Н. В. Рыжовой «Артикуляционная гимнастика для малышей»;
- проведение дыхательных упражнений по теме
- пополнение книжного уголка и обмен литературой для семейного чтения;
- изготовление поделок для выставки;
- ознакомление родителей с информацией из «Уголка логопеда»
- подготовка загадки про овощ («Загадки с грядки») и создание рисунка или аппликации - отгадки к загадке
3 этап – заключительный(23.10.-30.10.19г.)
- Подготовка презентации о проекте;
-анализ результатов проекта
- Организация выставки работ, выполненных совместно детьми с родителями из овощей и фруктов «Осенние фантазии»;
- проведение мастер-класса по развитию артикуляционной и мелкой моторики в рамках итогового мероприятия проекта «В гостях у тёти Кошки»
- вручение дипломов семьям-участникам за участие в проектной деятельности.
- Участие родителей в подготовке выставки «Осенние фантазии»;
- Участие родителей в проведении итогового мероприятия проекта – музыкально-игрового развлечения «В гостях у тёти Кошки»
- вручение дипломов семьям-участникам за участие в проектной деятельности.
Аналитический этап:
В ходе реализации педагогического проекта «Праздник урожая» воспитанники средних групп закрепили и обобщили знания по теме, научились изменять форму слов, образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, разгадывать загадки об овощах и фруктах, рисовать овощи и фрукты, собирать разрезные картинки.
Дети познакомились с новыми подвижными, пальчиковыми играми, которые соответствовали лексической теме. Эти упражнения закреплялись ребятками на занятиях, в свободной деятельности, таким образом, в ходе реализации проекта укреплялась пальчиковая моторика, развивались движения кистей и пальцев рук.
В кружковой деятельности ребята научились выполнять новые артикуляционные упражнения, показывать овощи и фрукты различными артикуляционными укладами (хоботок, иголочка и др.)
Дети играли в игры, способствующие развитию фонематического восприятия и слуха, лексико-грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления.
Родители в нашем проекте были активными участниками, а не только наблюдателями. На мастер-классе они познакомились с различными играми и упражнениями, с помощью которых можно развивать речь, мелкую моторику, психические процессы у своих детей дома, в повседневной жизни. В ходе итогового развлечения родители смогли поиграть в эти игры со своими детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка и реализация проекта «Праздник урожая» в средних группах была целесообразными, т. к. у многих воспитанников расширились знания об овощах и фруктах, улучшился уровень развития всех компонентов речи.
Список литературы
1. Агранович З. А. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» группе. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2013
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Нищевой Н. В.)
3. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. -М. : Издательство «Гном», 2016
4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы для детей с ОНР. -СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2015
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г.
6. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Город. Транспорт. – М. : АРКТИ, 2007.
7. Сыпченко. Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2016