Елена Маслюкова
Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Занятие «Снежное царство» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Снежное царство».
МБДОУ «Детский сад № 34»
Воспитатель: Набок - Маслюкова Елена Анатольевна.
Группа: старшая.
Направление: Экспериментально-исследовательская деятельность.
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты, они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, льда). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ, Занятие „Снежное царство“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Зима
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Старшая группа
- Темочки
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать и я пойму.
(Китайская пословица).
Цель занятия: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы (снега и льда) сходство и различие. Познакомить детей с опытами, из которых можно понять какими свойствами обладает снег и лёд. Развивать умение наблюдать и анализировать увиденное; развивать познавательный интерес к природным объектам, умения слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников. Способствовать умению рассказывать последовательно, связно. Расширять представления о значении снега и льда в природе и для человека, вызвать радость от открытий, полученных в ходе опытов.
Обогащение словаря: Снег, снежный, снежинка, заснеженный, снеговой, снеговик, снегопад, снегоход, снежные хлопья, сугробы снега, пушистый снег, рыхлый снег, лёд, ледяной, обледенеть, льдина, опыты, исследователи.
Материалы и оборудование: Снег, тарелки, лупа, лопатки, две бутылки с тёплой водой, эмблема группы, формочки в виде звёзд, краски.
Предварительная работа: Игра в снежки, лепим снежную бабу, чтение стихотворения и рассказов, в которых говорится о снеге. Рассматривание иллюстраций с видами зимы, катка, заснеженных домов, улиц, и т. д.
Дети рассаживаются за столами под музыку.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим в окно и назовем наиболее яркие признаки зимы.
Дети: С приходом зимы понизилась температура воздуха, снег лежит на деревьях, на крышах домов, на полях, вода в водоемах замерзла, лёд сковал реки, озёра, пруды. Лёд и снег самые яркие признаки зимы.
Воспитатель: Вы правы ребята на дворе зима! Множество стихов и сказок посвящается самому холодному времени года Зиме.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А. Пушкин).
Сказка, про зиму.
Жила-была зима. Она была очень добрая. Для маленьких детей она делала ледовые горки, а для тех, кто по больше, целые ледовые катки. Но она хотела дольше детей радовать. И вот, однажды, когда на смену зиме пришла весна, зима сказала весне: «Можно мне ещё один месяц детей порадовать?», весна согласилась. На следующий месяц, когда весна опять пришла к зиме, зима снова попросила один месяц, весна согласилась. И так зима выпросила себе целых 12 месяцев у весны, у лета и у осени. Когда начался первый день 13-го месяца, весна, лето и осень пришли к зиме и сказали: «Хватит тебе зима детей радовать, они по нас соскучились!» Зима ответила: «Ладно, порадуйте и вы детишек каждый по 12 месяцев, чтобы никому не обидно было». С тех пор решили они разделить год поровну, чтобы никому обидно не было, и чтобы дети долго по кому-нибудь из них не скучали.
(Ковальчук Федор).
Воспитатель: Дети к нам в гости сегодня пришла Снежная королева.
Снежная королева: Здравствуйте ребята! Я пришла забрать вас в своё снежное царство.
Воспитатель: Ну что ты Снежная королева, нам будет холодно в твоём царстве. Лучше мы загадаем тебе загадки, если отгадаешь, так и быть мы отправимся с тобой в твоё холодное царство, а если не отгадаешь, тогда навсегда останешься здесь с нами в детском саду «Сказка».
Снежная королева: Ну, хорошо загадывайте.
Воспитатель: Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?
Снежная королева: А я знаю, это снег!
Воспитатель: Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная …
Снежная королева: Снежинка!
Воспитатель: Слышишь? Вьюги говорят:
«У зимы – хозяйки нашей, –
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше».
Снежная королева: Иней!
Воспитатель: Эх, мягкая подушка,
Да не взять под ушко!
Снежная королева: Это же сугроб!
Воспитатель: Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это …
Снежная королева: Знаю, знаю, это лёд!
Воспитатель: Ну что ребята королева правильно отгадала все наши загадки?
Дети: Да правильно.
Снежная королева: Закрывайте глазки детки, мы отправляемся с вами в мое снежное царство, там покрыто всё льдами, запорошено вьюгой, метель поёт песню колыбельную.
Звучит музыка "Звенит январская вьюга", песня из кинофильма Иван Васильевич меняет профессию.
Воспитатель: Дети мы попали с вами в Снежное царство! Как же нам вернутся, назад, в наш детский сад «Сказка» ?
Снежная королева: А теперь вы ребята должны отгадать мои загадки природы! Чтоб вернутся обратно в свой детский сад. Дети скажите, почему снег лёгкий?
Воспитатель: Да, это сложный вопрос! Чтобы узнать ответ на него нам с вами необходимо провести опыт. Только так мы узнаем, почему же, снег лёгкий? Как вы думаете ребята, что такое снег?
Дети: Когда Снежная королева выбивает свою перину, идёт снег, значит снег это пёрышки из перины Снежной королевы.
Воспитатель: Нет, ребята! Снег это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 °С.
Воспитатель и Снежная королева раздаёт детям тарелки со снегом, и лупы.
Опыт 1
Почему снег лёгкий?
Воспитатель: Ребята давайте с помощью лупы посмотрим, из чего же состоит снег?
Дети: Снег состоит из отдельных снежинок, сцепленных между собой вместе, между снежинками воздух.
Воспитатель: Правильно ребята, какой же вывод из этого следует?
Дети: Снег лёгкий и пушистый, потому что между снежинками воздух.
Воспитатель: Правильно дети! В зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек, при слабом морозе они напоминают твёрдые шарики, которые называют крупой, при сильном ветре летят очень мелкие снежинки т. к. их лучики обломлены, если идти по снегу в мороз, то слышно как он скрепит. Ну что Снежная королева, мы правильно ответили на твою загадку?
Снежная королева: Да ребята вы абсолютно правы! Но я, вас так просто не отпущу, я загадаю вам ещё одну загадку. Почему снег греет?
Воспитатель: Ну что ребята проведём ещё опыт?
Дети: Да.
Опыт 2
Почему снег греет?
Воспитатель: Для того чтобы узнать почему снег греет, мы пойдём с вами на улицу, с собой мы возьмём две бутылки с тёплой водой, и лопатки. Дети посмотрите внимательно, бутылки одинаковые?
Дети: Одинаковые!
Воспитатель: Потрогайте водичка в бутылках тёплая?
Дети: Да водичка одинаково тёплая в обеих бутылках!
Воспитатель: А теперь ребята мы возьмём одну бутылку с тёплой водой, и закопаем её в снег. Только снег не прихлопываем, насыпаем сверху аккуратно, сохраняем его рыхлым, а как вы думаете, почему не нужно прихлопывать снег?
Дети: Потому что мы сломим лучики снежинок.
Воспитатель: Правильно дети, но ещё и потому что в рыхлом снеге много воздуха, и он лучше сохраняет тепло. А теперь возьмём вторую бутылку с тёплой водой, и оставим её на открытом месте, вот так нам нужно оставить бутылки на некоторое время. А пока давайте поиграем.
Дети: Ура давайте играть.
Снежная королева: Игра называется «Заморожу».
Для этой игры нужен водящий — водящим буду я Снежная королева. Остальные играющие образуют круг и вытягивают руки вперед, я встаю в центр круга и с криками: "Заморожу! Заморожу!" пытаюсь поймать ваши вытянутые ладошки, а вы при моём приближении убираете руки за спину. Пойманного игрока я заморожу: Ай-ай–ай заморозила тебя!" И игра продолжается.
Воспитатель: Вы молодцы ребята! А давайте поиграем с вами в Снежных ангелочков. Я показываю, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб, и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь. Снег облепит вас, и ваша одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом нужно аккуратно, осторожно встать, не разрушив «ангельскую» форму.
Воспитатель: Ну что мои ангелочки, пойдём смотреть, что же случилось с нашей тёплой водичкой?
Дети: Пойдём, пойдём.
Воспитатель: Давайте достанем бутылку с водой, из-под снега, и возьмём бутылку с водой, которая стояла на открытом месте. Дети сравните эти две бутылки, потрогайте, и скажите, что же случилось, есть ли разница между ними?
Дети: В бутылке, что стояла на открытом воздухе появилась льдинка, вода в этой бутылке очень холодная. В бутылке, которая была под снегом, вода осталась почти тёплой.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать исходя из нашего опыта?
Дети: Значит, снег сохраняет тепло!
Воспитатель: Верно дети!
Дети: Елена Анатольевна, а зачем снег греет?
Воспитатель: Снег греет для того чтобы, сохранить жизнь растениям, и защитить землю от промерзания.
Обратите внимания дети, как легко дышится в морозный день, это потому что падающий снег собирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть в воздухе. Поэтому воздух становится чистым и свежим.
Снежная королева: Как мне с вами интересно ребята, совсем не хочется расставаться. А у меня есть ледяной секрет, может, вы поможете мне, его разгадать?
Дети: Да поможем.
Воспитатель: А что же нам нужно сделать ребята, чтоб отгадать ледяной секрет Снежной королевы?
Дети: Нам нужно провести опыт со льдом!
Воспитатель: Верно дети, наш опыт называется «ледяной секрет».
Опыт 3
Воспитатель: Дети я приготовила вам сюрприз. Выбрав место на улице, я залила водой логотип нашей группы. Давайте посмотрим что получилось.
Дети: Вода замёрзла и превратилась в лёд, значит, лёд образуется из воды.
Воспитатель: Правильно, а что мы видим подо льдом?
Дети: Мы видим гномика.
Воспитатель: О чём это говорит, что мы можем сказать про лёд?
Дети: Лёд прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Верно дети, а давайте разобьём лёд.
Снежная королева: Что же вы теперь можете сказать про лёд?
Дети: Лёд твёрдый, скользкий, холодный, хрупкий, гладкий.
Воспитатель: Да лёд твёрдый, скользкий, холодный, хрупкий, гладкий, и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Возьмите льдинки в руки, скажите, что случилось со льдом?
Дети: Лёд тает.
Воспитатель: А почему лёд тает в руках, как вы думаете?
Дети: Потому что лёд это замёрзшая вода, под действием тепла он превращается в воду.
Воспитатель: Всё правильно дети, лёд это вода в твёрдом состоянии.
Снежная королева: Ну, вот вы раскрыли все мои секреты. Ну что понравилось вам в моём снежном царстве?
Дети: Очень понравилось, мы узнали много интересного.
Воспитатель: Ребята давайте сделаем подарок Снежной королеве.
Дети: Да мы подарим королеве наши льдинки.
Воспитатель: Правильно дети мы подарим Снежной королеве льдинки, да только не простые, а разноцветные. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтоб получить разноцветные льдинки?
Дети: Нам нужно их раскрасить, нет, нам нужно провести ещё один опыт, чтоб получить разноцветные льдинки.
Воспитатель: Правильно дети! И сейчас мы проведём опыт.
Опыт 4
Замораживаем воду.
Воспитатель: Нам необходимо раскрасить воду красками, затем разлить разноцветную воду по формочкам, и оставить в холодильнике на пару часов.
Дети с удовольствием выполняли задания, и с интересом ждали результатов опыта.
Воспитатель: Ну, вот пришло время посмотреть, что же случилось с нашей цветной водой?
Дети: Вода превратилась в красивые цветные льдинки.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать исходя из проведённого опыта?
Дети: Вода превратилась в лёд, значит лёд-это замёрзшая вода. Теперь мы можем подарить замороженные разноцветные льдинки Снежной королеве, на память о нас.
Воспитатель: Вы правы дети! Жидкая вода на морозе меняет своё состояние и превращается в твёрдый лёд. Давайте, скорей подарим его нашей гости, а то маленькие льдинки уже начинают таять в наших тёплых руках. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что лёд боится тепла.
Снежная королева: Молодцы ребята! Замёрзли в моём холодном царстве?
Дети: Да замёрзли!
Снежная королева: Ну что ж нам пора прощаться. Возвращайтесь в свой детский сад «Сказка» и помните всё, что узнали сегодня.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка воздействует на его чувства своей яркостью, разнообразием, динамичностью. Я использую эти свойства природы для организации интересных прогулок с детьми, проведения опытов и экспериментов, дети, основываясь на своих впечатлениях, с интересом вспоминают о проведённых опытах.