Папки-передвижки

Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Занятие «Снежное царство» (старший дошкольный возраст) (3 фото)

Елена Маслюкова
Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Занятие «Снежное царство» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Снежное царство».

МБДОУ «Детский сад № 34»

Воспитатель: Набок - Маслюкова Елена Анатольевна.

Группа: старшая.

Направление: Экспериментально-исследовательская деятельность.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты, они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, льда). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ, Занятие „Снежное царство“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать и я пойму.

(Китайская пословица).

Цель занятия: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы (снега и льда) сходство и различие. Познакомить детей с опытами, из которых можно понять какими свойствами обладает снег и лёд. Развивать умение наблюдать и анализировать увиденное; развивать познавательный интерес к природным объектам, умения слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников. Способствовать умению рассказывать последовательно, связно. Расширять представления о значении снега и льда в природе и для человека, вызвать радость от открытий, полученных в ходе опытов.

Обогащение словаря: Снег, снежный, снежинка, заснеженный, снеговой, снеговик, снегопад, снегоход, снежные хлопья, сугробы снега, пушистый снег, рыхлый снег, лёд, ледяной, обледенеть, льдина, опыты, исследователи.

Материалы и оборудование: Снег, тарелки, лупа, лопатки, две бутылки с тёплой водой, эмблема группы, формочки в виде звёзд, краски.

Предварительная работа: Игра в снежки, лепим снежную бабу, чтение стихотворения и рассказов, в которых говорится о снеге. Рассматривание иллюстраций с видами зимы, катка, заснеженных домов, улиц, и т. д.

Дети рассаживаются за столами под музыку.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим в окно и назовем наиболее яркие признаки зимы.

Дети: С приходом зимы понизилась температура воздуха, снег лежит на деревьях, на крышах домов, на полях, вода в водоемах замерзла, лёд сковал реки, озёра, пруды. Лёд и снег самые яркие признаки зимы.

Воспитатель: Вы правы ребята на дворе зима! Множество стихов и сказок посвящается самому холодному времени года Зиме.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

(А. Пушкин).

Сказка, про зиму.

Жила-была зима. Она была очень добрая. Для маленьких детей она делала ледовые горки, а для тех, кто по больше, целые ледовые катки. Но она хотела дольше детей радовать. И вот, однажды, когда на смену зиме пришла весна, зима сказала весне: «Можно мне ещё один месяц детей порадовать?», весна согласилась. На следующий месяц, когда весна опять пришла к зиме, зима снова попросила один месяц, весна согласилась. И так зима выпросила себе целых 12 месяцев у весны, у лета и у осени. Когда начался первый день 13-го месяца, весна, лето и осень пришли к зиме и сказали: «Хватит тебе зима детей радовать, они по нас соскучились!» Зима ответила: «Ладно, порадуйте и вы детишек каждый по 12 месяцев, чтобы никому не обидно было». С тех пор решили они разделить год поровну, чтобы никому обидно не было, и чтобы дети долго по кому-нибудь из них не скучали.

(Ковальчук Федор).

Воспитатель: Дети к нам в гости сегодня пришла Снежная королева.

Снежная королева: Здравствуйте ребята! Я пришла забрать вас в своё снежное царство.

Воспитатель: Ну что ты Снежная королева, нам будет холодно в твоём царстве. Лучше мы загадаем тебе загадки, если отгадаешь, так и быть мы отправимся с тобой в твоё холодное царство, а если не отгадаешь, тогда навсегда останешься здесь с нами в детском саду «Сказка».

Снежная королева: Ну, хорошо загадывайте.

Воспитатель: Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело?

Снежная королева: А я знаю, это снег!

Воспитатель: Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная …

Снежная королева: Снежинка!

Воспитатель: Слышишь? Вьюги говорят:

«У зимы – хозяйки нашей, –

Для деревьев есть наряд

Всех нарядов зимних краше».

Снежная королева: Иней!

Воспитатель: Эх, мягкая подушка,

Да не взять под ушко!

Снежная королева: Это же сугроб!

Воспитатель: Он холодный и блестит,

Стукнешь – сразу захрустит.

Из воды свой род берет,

Ну конечно, это …

Снежная королева: Знаю, знаю, это лёд!

Воспитатель: Ну что ребята королева правильно отгадала все наши загадки?

Дети: Да правильно.

Снежная королева: Закрывайте глазки детки, мы отправляемся с вами в мое снежное царство, там покрыто всё льдами, запорошено вьюгой, метель поёт песню колыбельную.

Звучит музыка "Звенит январская вьюга", песня из кинофильма Иван Васильевич меняет профессию.

Воспитатель: Дети мы попали с вами в Снежное царство! Как же нам вернутся, назад, в наш детский сад «Сказка» ?

Снежная королева: А теперь вы ребята должны отгадать мои загадки природы! Чтоб вернутся обратно в свой детский сад. Дети скажите, почему снег лёгкий?

Воспитатель: Да, это сложный вопрос! Чтобы узнать ответ на него нам с вами необходимо провести опыт. Только так мы узнаем, почему же, снег лёгкий? Как вы думаете ребята, что такое снег?

Дети: Когда Снежная королева выбивает свою перину, идёт снег, значит снег это пёрышки из перины Снежной королевы.

Воспитатель: Нет, ребята! Снег это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 °С.

Воспитатель и Снежная королева раздаёт детям тарелки со снегом, и лупы.

Опыт 1

Почему снег лёгкий?

Воспитатель: Ребята давайте с помощью лупы посмотрим, из чего же состоит снег?

Дети: Снег состоит из отдельных снежинок, сцепленных между собой вместе, между снежинками воздух.

Воспитатель: Правильно ребята, какой же вывод из этого следует?

Дети: Снег лёгкий и пушистый, потому что между снежинками воздух.

Воспитатель: Правильно дети! В зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек, при слабом морозе они напоминают твёрдые шарики, которые называют крупой, при сильном ветре летят очень мелкие снежинки т. к. их лучики обломлены, если идти по снегу в мороз, то слышно как он скрепит. Ну что Снежная королева, мы правильно ответили на твою загадку?

Снежная королева: Да ребята вы абсолютно правы! Но я, вас так просто не отпущу, я загадаю вам ещё одну загадку. Почему снег греет?

Воспитатель: Ну что ребята проведём ещё опыт?

Дети: Да.

Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Занятие «Снежное царство» (старший дошкольный возраст)

Опыт 2

Почему снег греет?

Воспитатель: Для того чтобы узнать почему снег греет, мы пойдём с вами на улицу, с собой мы возьмём две бутылки с тёплой водой, и лопатки. Дети посмотрите внимательно, бутылки одинаковые?

Дети: Одинаковые!

Воспитатель: Потрогайте водичка в бутылках тёплая?

Дети: Да водичка одинаково тёплая в обеих бутылках!

Воспитатель: А теперь ребята мы возьмём одну бутылку с тёплой водой, и закопаем её в снег. Только снег не прихлопываем, насыпаем сверху аккуратно, сохраняем его рыхлым, а как вы думаете, почему не нужно прихлопывать снег?

Дети: Потому что мы сломим лучики снежинок.

Воспитатель: Правильно дети, но ещё и потому что в рыхлом снеге много воздуха, и он лучше сохраняет тепло. А теперь возьмём вторую бутылку с тёплой водой, и оставим её на открытом месте, вот так нам нужно оставить бутылки на некоторое время. А пока давайте поиграем.

Дети: Ура давайте играть.

Снежная королева: Игра называется «Заморожу».

Для этой игры нужен водящий — водящим буду я Снежная королева. Остальные играющие образуют круг и вытягивают руки вперед, я встаю в центр круга и с криками: "Заморожу! Заморожу!" пытаюсь поймать ваши вытянутые ладошки, а вы при моём приближении убираете руки за спину. Пойманного игрока я заморожу: Ай-ай–ай заморозила тебя!" И игра продолжается.

Воспитатель: Вы молодцы ребята! А давайте поиграем с вами в Снежных ангелочков. Я показываю, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб, и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь. Снег облепит вас, и ваша одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом нужно аккуратно, осторожно встать, не разрушив «ангельскую» форму.

Воспитатель: Ну что мои ангелочки, пойдём смотреть, что же случилось с нашей тёплой водичкой?

Дети: Пойдём, пойдём.

Воспитатель: Давайте достанем бутылку с водой, из-под снега, и возьмём бутылку с водой, которая стояла на открытом месте. Дети сравните эти две бутылки, потрогайте, и скажите, что же случилось, есть ли разница между ними?

Дети: В бутылке, что стояла на открытом воздухе появилась льдинка, вода в этой бутылке очень холодная. В бутылке, которая была под снегом, вода осталась почти тёплой.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать исходя из нашего опыта?

Дети: Значит, снег сохраняет тепло!

Воспитатель: Верно дети!

Дети: Елена Анатольевна, а зачем снег греет?

Воспитатель: Снег греет для того чтобы, сохранить жизнь растениям, и защитить землю от промерзания.

Обратите внимания дети, как легко дышится в морозный день, это потому что падающий снег собирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть в воздухе. Поэтому воздух становится чистым и свежим.

Снежная королева: Как мне с вами интересно ребята, совсем не хочется расставаться. А у меня есть ледяной секрет, может, вы поможете мне, его разгадать?

Дети: Да поможем.

Воспитатель: А что же нам нужно сделать ребята, чтоб отгадать ледяной секрет Снежной королевы?

Дети: Нам нужно провести опыт со льдом!

Воспитатель: Верно дети, наш опыт называется «ледяной секрет».

Опыт 3

Воспитатель: Дети я приготовила вам сюрприз. Выбрав место на улице, я залила водой логотип нашей группы. Давайте посмотрим что получилось.

Дети: Вода замёрзла и превратилась в лёд, значит, лёд образуется из воды.

Воспитатель: Правильно, а что мы видим подо льдом?

Дети: Мы видим гномика.

Воспитатель: О чём это говорит, что мы можем сказать про лёд?

Дети: Лёд прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Верно дети, а давайте разобьём лёд.

Снежная королева: Что же вы теперь можете сказать про лёд?

Дети: Лёд твёрдый, скользкий, холодный, хрупкий, гладкий.

Воспитатель: Да лёд твёрдый, скользкий, холодный, хрупкий, гладкий, и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Возьмите льдинки в руки, скажите, что случилось со льдом?

Дети: Лёд тает.

Воспитатель: А почему лёд тает в руках, как вы думаете?

Дети: Потому что лёд это замёрзшая вода, под действием тепла он превращается в воду.

Воспитатель: Всё правильно дети, лёд это вода в твёрдом состоянии.

Фото «Снежное царство»

Снежная королева: Ну, вот вы раскрыли все мои секреты. Ну что понравилось вам в моём снежном царстве?

Дети: Очень понравилось, мы узнали много интересного.

Воспитатель: Ребята давайте сделаем подарок Снежной королеве.

Дети: Да мы подарим королеве наши льдинки.

Воспитатель: Правильно дети мы подарим Снежной королеве льдинки, да только не простые, а разноцветные. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтоб получить разноцветные льдинки?

Дети: Нам нужно их раскрасить, нет, нам нужно провести ещё один опыт, чтоб получить разноцветные льдинки.

Воспитатель: Правильно дети! И сейчас мы проведём опыт.

Опыт 4

Замораживаем воду.

Воспитатель: Нам необходимо раскрасить воду красками, затем разлить разноцветную воду по формочкам, и оставить в холодильнике на пару часов.

Дети с удовольствием выполняли задания, и с интересом ждали результатов опыта.

Воспитатель: Ну, вот пришло время посмотреть, что же случилось с нашей цветной водой?

Дети: Вода превратилась в красивые цветные льдинки.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать исходя из проведённого опыта?

Дети: Вода превратилась в лёд, значит лёд-это замёрзшая вода. Теперь мы можем подарить замороженные разноцветные льдинки Снежной королеве, на память о нас.

Воспитатель: Вы правы дети! Жидкая вода на морозе меняет своё состояние и превращается в твёрдый лёд. Давайте, скорей подарим его нашей гости, а то маленькие льдинки уже начинают таять в наших тёплых руках. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что лёд боится тепла.

Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Занятие  (старший дошкольный возраст) - фото

Снежная королева: Молодцы ребята! Замёрзли в моём холодном царстве?

Дети: Да замёрзли!

Снежная королева: Ну что ж нам пора прощаться. Возвращайтесь в свой детский сад «Сказка» и помните всё, что узнали сегодня.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка воздействует на его чувства своей яркостью, разнообразием, динамичностью. Я использую эти свойства природы для организации интересных прогулок с детьми, проведения опытов и экспериментов, дети, основываясь на своих впечатлениях, с интересом вспоминают о проведённых опытах.

Публикации по теме:

Проектная деятельность «Солнце светит, небо золотит и с деревьев птицы трель звучит!» (старший дошкольный возраст)Проектная деятельность «Солнце светит, небо золотит и с деревьев птицы трель звучит!» (старший дошкольный возраст) Проектная деятельность: «Всемирный день птиц» «Солнце светит, небо золотит и с деревьев птицы трель звучит!» (старший дошкольный возраст)Скоро.

Брейн-ринг по ПДД (старший дошкольный возраст) Брейн-ринг по ПДД (старший дошкольный возраст) Программное содержание: 1. Продолжать знакомство с дорожными знаками и их назначением. 2.

Календарно-тематический план на день. Тема недели «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (старший дошкольный возраст) Реализация образовательных областей Тема недели Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. УТРО Совместная деятельность Утренняя гимнастика.

Непосредственно-образовательная деятельность «Физическая культура» Тема: «Прогулка с Мишкой» Младший дошкольный возрастНепосредственно-образовательная деятельность «Физическая культура» Тема: «Прогулка с Мишкой» Младший дошкольный возраст Цель: формировать интерес и ценностное отношение к непосредственной деятельности физической культуры. Задачи: 1. Учить детей умениям выполнять.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «У меня зазвонил телефон» Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о правилах этикета при разговоре по телефону. Задачи: Образовательные: 1. Побуждать.

Образовательная деятельность «Труд строителей» (старший дошкольный возраст) Образовательная деятельность "Труд строителей" старший дошкольный возраст Программное содержание: 1. Дать представление о том, что труд.

Осенние наблюдения (старший дошкольный возраст) 1. Наблюдение за сезонными изменениями. Дать детям понятие, что наступил сентябрь, первый осенний месяц, первые осенние дни, зовут его «запевалой.

Непосредственно образовательная деятельность «Аквариум» (старший дошкольный возраст)Непосредственно образовательная деятельность «Аквариум» (старший дошкольный возраст) Художественно-эстетическое развитие (лепка). Тема непосредственно образовательной деятельности: «Аквариум»(старший дошкольный возраст) Подготовила.

Веселый КВН по математике (старший дошкольный возраст) Програмные задачи:развивать у детей вниманиеЮ логическое мышление. Формироват умение понимать задачу и выполнять еею Закрепить у детей представление.

Экспериментально-исследовательская деятельность (видеоотчет) Когда малыши только приходят в детский сад, у многих из них начинается нелёгкий процесс адаптации. Они привыкают прежде всего к тому, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Занятие «Снежное царство» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 23:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Занятие «Снежное царство» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маслюкова (УИ 325833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД