Таркоева Фатима Х
Экспериментально-исследовательская деятельность «Удивительная соль»
▼ Скачать
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
«Удивительная соль»
Цель: формирование представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи исследования:
Образовательные: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берется?
-узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее?
- исследовать свойства соли опытным путем.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей, продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования.
Развивающее: - развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы,
-развивать творческие способности, воображение, любознательность.
Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи,
-воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Методы и приемы:
-практические: опыты с солью, изобразительная деятельность, физминутка,
-наглядные: презентации, наблюдение
-словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.
Предварительная работа: Беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, проведение экспериментов «что мы знаем о соли», работа с соленым тестом,
дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Соленый – несоленый»
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и ее применение», мини-лаборатория «Очень умелые ручки», микроскоп, баночки с солью, соль : поваренная, морская, ложки, прозрачные емкости, соленое тесто, формочки.
Ход занятия
В-ль: Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет,
А со светом к нам приходит,
Дружбы пламенный привет.
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Мы сегодня с вами попали в научную лабораторию «Очень умелые ручки» в которой проводят разные опыты и эксперименты.
-А кто работает в лаборатория? (ученые)
В-ль:- Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны будете отгадать.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг,
Если в ранку попадает - испытаешь боль,
Вы, конечно, догадались, это (соль)
В-ль: А какую соль вы знаете? (Морская, крупкая, мелкая)
Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? (дома, в магазине)
А для чего она нужна вам дома? (чтобы готовить еду, для приготовления пищи)
А теперь я расскажу вам немного о соли! Садитесь на свои места. Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету вам скажу «Будет интересно!»
Слайды
Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берется?
Источниками соли являются моря и океаны. Также соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристалликов. Любому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не более 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для движения мышц. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья. Соль мы используем не только как приправу,ее используют в медицине и для консервирования овощей.
ВЫВОД
Соль необходимый строительный материал для строения клетки.
Ребята, чтобы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
Не трогать руками глаза!
Соблюдать тишину!
Не толкать соседа во время работы!
Сначала посмотри, а потом повтори!
Выполнил и положи на место!
И так внимание
ОПЫТ 1
Давайте рассмотрим соль, подойдем к столу. Перед вами поваренная и морская соль. Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи. (одинаково белая, у поваренной частички мелкие, а у морской –крупные.)
Показать детям через лупу.
В-ль: Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать нашу соль.
-Какого цвета соль?
- На что похожи ее частички (на кристаллики или крупинки)
Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли соль запах?
Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус. Имеет ли она вкус? Какой?
Давайте теперь возьмем щепотку соли и пересыплем ее обратно в баночку. Какая соль?
Давайте сделаем вывод, соль она какая?
Она – БЕЛАЯ, НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА, СОЛЕНАЯ, СЫПУЧАЯ.
Физминутка
Мы работали, устали, свойства соли изучали
А теперь пришла пора отдохнуть нам детвора.
Встали, дружно подтянулись
В стороны чуть – чуть нагнулись
И к друг другу повернулись
Всем гостям мы улыбнулись.
ОПЫТ 2
В-ль: Ребята, перед вами стоят стаканчики с водой, потрогайте стаканчики и скажите, что вы чувствуете (в одном стакане холодная, в другом теплая)
В каждый стакан положите по 2 ложки соли, перемешайте и посмотрите что получится. Растворилась соль или нет?
Правильно, соль растворилась. А кто заметил, в какой воде она растворилась быстрее? (в теплой).
Сделаем вывод. Дети (соль растворяется в воде, в теплой быстрее.
Прежде чем приступить к другому опыту, сделаем упражнения для пальцев и кисти рук.
Упражнения для пальцев и кисти руки.
“Паучок”
Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
“Воронка”
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
Мы крутили пальцем ловко,
Вышла ровная воронка.
“Солим суп”
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
Мы сегодня повара,
Суп солить давно пора.
“Моем ручки”
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
Моем руки чисто-чисто,
Моем руки быстро-быстро.
“Пересыпь соль”
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.
Соль, пересыпайся,
Да не просыпайся.
“Кулачки”
Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
Мы соль в кулак зажали,
И крепко подержали.
“Горка”
Описание: сгребать соль ладонью в горку.
Ладонью строим горку,
Красиво, быстро, ловко.
“Гуси”
Описание: пальцы щипают соль.
Щиплют гуси травку дружно,
Торопиться им не нужно.
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
Игры для пальцев рук.
“Художники”
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
“Кладоискатели”
Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.
Опыт 3
Ребята, мы с вами сейчас делали упражнения с солью.
Вы заметили, что соль хрустит. Как будто снег хрустит.
Опыт 4 «незамерзающая соль»
• В два стакана мы налили воду, в один из стаканов добавили соль, затем оба стакана поставили в морозильную камеру. Через день обнаружили, что вода в стакане, где не было соли, превратилась в лед, а соленая вода охладилась, но не замерзла. Поставили воду обратно в морозильную камеру и оставили еще на день. Соленая вода немного подмерзла, но в лед не превратилась, а всего лишь стала напоминать жидковатую кашицу.
• Вывод: соленая вода не замерзает.
Опыт 5
Соль, мука и вода - это все, что необходимо для приготовления соленого теста. Соленое тесто – это изумительный по своей доступности и пластичности материал! Из него можно сделать все что угодно!
И мы сегодня будем делать поделки.
+ В Мои закладки
ВЫВОД: В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Работали в творческой мастерской: лепили из солёного теста и рисовали с помощью соли. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Итог занятия:
Ребята, а где мы сегодня с вами ставили опыты? (В лаборатории)
А что мы там делали? (Проводили опыты, играли)
Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опыта и творчества.
Ребята, какое задание было самым трудным? Что вы не знали, а сейчас узнали? (ответы детей).