Кичигина Наталья Владимировна
Экспериментальная экология с детьми
Экологическое образование - большой потенциал всестороннего развития ребенка. У детей формируется положительное отношение ко всему, что их вокруг окружает. В дошкольном возрасте легче закладывается позитивное отношение к природе. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям [6, стр. 54].
Публикация «Экспериментальная экология с детьми» размещена в разделах
В нашей группе компенсирующей направленности помимо традиционных методов экологического образования мы применяем нетрадиционные технологии: организация экспериментальной деятельности детей. В процессе эксперимента у детей развивается и расширяется речь и память, наблюдательность, мыслительная деятельность, активизируются исследовательские способности, что наиболее эффективно для воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Детское экспериментирование - это познание ребёнком окружающего мира.
Экспериментальная деятельность создаёт условия для общения ребенка с природой, для его самостоятельной, посильной и осознанной деятельности в ней.
Самостоятельно познавать окружающий мир, выявлять различные связи, существующие в природе, для этого большую роль играет развивающая экспериментальная среда экологического направления. Дошкольник ближе знакомиться с изучаемыми объектами природы, экспериментирует, делает выводы, анализирует, учиться уважительно, с пониманием и бережно относиться к ним.
Предлагаем несколько игр – экспериментов, которые мы используем в своей работе с детьми :
1. «Нефть на воде»
Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды.
Материал: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.
Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделать отверстие по диаметру трубочки, вставить в него трубочку и закрепить пластилином или глиной. Свободный конец трубочки закрепить прищепкой.
Ход эксперимента:
Нальем в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная пленка - «нефть с баржи»
Вопросы к детям:
-Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т. к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать.
Вывод: нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоема.
Эксперимент :
1. Очистим воду, не смешивая ее через трубочку (предложить детям, попробовать, слить масло через край, вычерпать ложкой).
2. Снять прищепку с трубки и слить воду в подставленную банку, когда появится масленый слой, зажать трубочку прищепкой. В результате, в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере. (совместно с педагогом)
Вопросы к детям: Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли, обитатели рек, обходиться все это время без воздуха?
Вывод. Разлив нефти, представляет опасность, для всех живых организмов.
«Птицы и нефть»
Цель: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.
Материал: перья птиц, любое растительное масло.
Ход эксперимента:
Подбросить перышко и проследить за его полетом. Обмокнуть перышко в растительное масло (избытки масла снять) и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание, как оно быстро «камнем» падает вниз.
Вывод: строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица, садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
«Свалка и дождь»
Цель: показать детям, как загрязняющие вещества со свалки, заводов и фабрик, проникают в почву и, как долго почва остается загрязненной.
Материал: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка под емкость.
Вывод: заводы и фабрики, которые сбрасывают в почву ядовитые вещества, наносят большой вред природе и здоровью человека. Вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. На свалке может быть много вредных веществ, которые просачиваются в почву. Нельзя собирать ягоды, фрукты, грибы или брать воду из колодца, если они находятся рядом с заводом, фабрикой или свалкой.
Одной из основных технологий, способствующих развитию ребёнка в исследовательской деятельности, является «метод проектов». «Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» [1, стр. 8].
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. На помощь педагогам приходят инновационные технологии в экспериментальной деятельности : информционно-коммуникационные технологии, метод проектов, использование лэп-буков. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение качественных результатов.
Используется метод проектов в экологическом развитии детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Ребёнок становится более любознательным, самостоятельным, изобретательным, дошкольник способен рассуждать и мыслить логически. У детей старшего дошкольного возраста всегда есть желание исследовать и экспериментировать в окружающем мире. Необходимо сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей и родителей. Совместная проектная экспериментальная деятельность помогает родителям освоить педагогические приемы, которые так необходимы в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:
1. Подготовительный – формулировка проблемы, целей, задач, прогнозируемых результатов, определение продукта проекта, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов, планирование поисково-исследовательской деятельности, создание детского центра исследований
2. Исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы, участие в творческих конкурсах, публичных выступлениях, оформление альбомов, коллекций, макетов.
3. Заключительный – обобщение результатов работы, анализ полученных результатов, их оценка с точки зрения поставленных целей и задач, презентация проектов экспериментально-исследовательской деятельности, представления опыта на научно-практических конференциях различного уровня и в научных изданиях. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. [3, стр. 32].
Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образования и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.
Список использованной литературы:
1. .Веракса Н. Е. Галимов О. Р.
Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов -М: Мозаика-синтез, 2012
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.
4. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты - схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. Метод. пособие. - М. ТЦ Сфера, 2017
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.
6. Николаева С. Н., Программа экологического воспитания дошкольников, Москва, 1993г.
7. Николаева, С. Н., Создание условий для экологического воспитания детей : методические рекомендации для дошкольных учреждений/ Москва, Новая школа, 1993.
8. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. /сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2017