МААМ-картинки

Экспериментальная экология с детьми

Кичигина Наталья Владимировна
Экспериментальная экология с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое образование - большой потенциал всестороннего развития ребенка. У детей формируется положительное отношение ко всему, что их вокруг окружает. В дошкольном возрасте легче закладывается позитивное отношение к природе. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям [6, стр. 54].

Публикация «Экспериментальная экология с детьми» размещена в разделах

В нашей группе компенсирующей направленности помимо традиционных методов экологического образования мы применяем нетрадиционные технологии: организация экспериментальной деятельности детей. В процессе эксперимента у детей развивается и расширяется речь и память, наблюдательность, мыслительная деятельность, активизируются исследовательские способности, что наиболее эффективно для воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).

Детское экспериментирование - это познание ребёнком окружающего мира.

Экспериментальная деятельность создаёт условия для общения ребенка с природой, для его самостоятельной, посильной и осознанной деятельности в ней.

Самостоятельно познавать окружающий мир, выявлять различные связи, существующие в природе, для этого большую роль играет развивающая экспериментальная среда экологического направления. Дошкольник ближе знакомиться с изучаемыми объектами природы, экспериментирует, делает выводы, анализирует, учиться уважительно, с пониманием и бережно относиться к ним.

Предлагаем несколько игр – экспериментов, которые мы используем в своей работе с детьми :

1. «Нефть на воде»

Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды.

Материал: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделать отверстие по диаметру трубочки, вставить в него трубочку и закрепить пластилином или глиной. Свободный конец трубочки закрепить прищепкой.

Ход эксперимента:

Нальем в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная пленка - «нефть с баржи»

Вопросы к детям:

-Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т. к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать.

Вывод: нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоема.

Эксперимент :

1. Очистим воду, не смешивая ее через трубочку (предложить детям, попробовать, слить масло через край, вычерпать ложкой).

2. Снять прищепку с трубки и слить воду в подставленную банку, когда появится масленый слой, зажать трубочку прищепкой. В результате, в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере. (совместно с педагогом)

Вопросы к детям: Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли, обитатели рек, обходиться все это время без воздуха?

Вывод. Разлив нефти, представляет опасность, для всех живых организмов.

«Птицы и нефть»

Цель: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Материал: перья птиц, любое растительное масло.

Ход эксперимента:

Подбросить перышко и проследить за его полетом. Обмокнуть перышко в растительное масло (избытки масла снять) и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание, как оно быстро «камнем» падает вниз.

Вывод: строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица, садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

«Свалка и дождь»

Цель: показать детям, как загрязняющие вещества со свалки, заводов и фабрик, проникают в почву и, как долго почва остается загрязненной.

Материал: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка под емкость.

Вывод: заводы и фабрики, которые сбрасывают в почву ядовитые вещества, наносят большой вред природе и здоровью человека. Вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. На свалке может быть много вредных веществ, которые просачиваются в почву. Нельзя собирать ягоды, фрукты, грибы или брать воду из колодца, если они находятся рядом с заводом, фабрикой или свалкой.

Одной из основных технологий, способствующих развитию ребёнка в исследовательской деятельности, является «метод проектов». «Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» [1, стр. 8].

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. На помощь педагогам приходят инновационные технологии в экспериментальной деятельности : информционно-коммуникационные технологии, метод проектов, использование лэп-буков. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение качественных результатов.

Используется метод проектов в экологическом развитии детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Ребёнок становится более любознательным, самостоятельным, изобретательным, дошкольник способен рассуждать и мыслить логически. У детей старшего дошкольного возраста всегда есть желание исследовать и экспериментировать в окружающем мире. Необходимо сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей и родителей. Совместная проектная экспериментальная деятельность помогает родителям освоить педагогические приемы, которые так необходимы в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

1. Подготовительный – формулировка проблемы, целей, задач, прогнозируемых результатов, определение продукта проекта, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов, планирование поисково-исследовательской деятельности, создание детского центра исследований

2. Исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы, участие в творческих конкурсах, публичных выступлениях, оформление альбомов, коллекций, макетов.

3. Заключительный – обобщение результатов работы, анализ полученных результатов, их оценка с точки зрения поставленных целей и задач, презентация проектов экспериментально-исследовательской деятельности, представления опыта на научно-практических конференциях различного уровня и в научных изданиях. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. [3, стр. 32].

Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образования и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.

Список использованной литературы:

1. .Веракса Н. Е. Галимов О. Р.

Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов -М: Мозаика-синтез, 2012

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.

4. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты - схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. Метод. пособие. - М. ТЦ Сфера, 2017

5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.

6. Николаева С. Н., Программа экологического воспитания дошкольников, Москва, 1993г.

7. Николаева, С. Н., Создание условий для экологического воспитания детей : методические рекомендации для дошкольных учреждений/ Москва, Новая школа, 1993.

8. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. /сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2017

Публикации по теме:

Лэпбук «Экология»Лэпбук «Экология» Лэпбук Экология - тематическая папка. Увидела на вашем сайте оформление для лэпбука по экологии и загорелась идеей сделать свой лэпбук,.

Лэпбук «Экология»Лэпбук «Экология» Лэпбук «Экология». Воспитатель Ищенко Н. С. МДОБУ детский сад №1 Р. п. Чунский Иркутской области Лэпбук (lapbook, или как его еще называют.

Лэпбук «Экология»Лэпбук «Экология» Сегодня хочется поговорить об экологии. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры,.

Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Экспериментальная работа с детьмиОпыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Экспериментальная работа с детьми Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Рассказала ребятам о том, что крахмал одно из важнейших питательных веществ,.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Экспериментальная работа с детьми «Как происходит питание у растений»Экспериментальная работа с детьми «Как происходит питание у растений» Познавательный опыт Цели: - наглядно объяснить детям, как растения пьют воду (получают влагу); - закрепить понимание, что для хорошего.

Экспериментальная деятельность «Засекреченные письма» с детьми подготовительной группыЭкспериментальная деятельность «Засекреченные письма» с детьми подготовительной группы Описание. Предлагаю вашему вниманию познавательный материал по экспериментальной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям,.

Экспериментальная деятельность с детьми средней группыЭкспериментальная деятельность с детьми средней группы Экспериментальная деятельность с детьми средней группы Цель: - Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная экология с детьми
Опубликовано: 22 июня 2021 в 21:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная экология с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Кичигина Наталья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД