Ольга
Экспериментальная и опытническая деятельность, как средство ранней профориентации в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная и опытническая деятельность, как средство ранней профориентации в дошкольном образовании.
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – доктор, завтра – строитель и даже президент. …
Публикация «Экспериментальная и опытническая деятельность, как средство ранней профориентации в дошкольном образовании» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях труда дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе
Расширить знания детей я предлагаю через поисково -исследовательскую деятельность, подкрепляя практическими навыками.
Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий». Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Как гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Мною была разработана программа направленная на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 4-7 лет.
Программа рассчитана:
На 8 календарных месяцев, для детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет;
Состоит из 26-28 занятий, в каждом из которых свои цели и задачи;
Продолжительность одного занятия составляет 10-15 минут в средней группе, 15-20 в старшей группе, 20-25 в подготовительной группе.
Цели. Способствовать развитию познавательной активности дошкольников, любознательности к самостоятельному познанию и мышлению у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности, сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий.
В ходе реализации данной программы дети познакомились с такими малоизвестными профессиями, как биолог, химик-лаборант, геолог, эколог.
Занятия проходили в увлекательной форме в специально оборудованной мини-лаборатории во второй половине дня.
Знакомство с профессией «Химик»
Использовались следующие методические приемы :
-беседа «Химик это удивительная профессия»;
-просмотр мультфильма «Занимательная химия»;
-использование художественного слова;
экспериментальная работа :
"Лавовая лампа», где дети смогли увидеть эффект «путешествия «пузырьков в двух жидкостях (воды и масла).
«Веселый шарик» При проведении этого опыта, дети узнали, что шарик можно надуть нетрадиционным способом с помощью соды, воды и уксуса. При смешивании все вещества вступили в контакт,началась бурная химическая реакция и воздушный шарик на наших глазах надулся. Дети пришли в восторг от этого эксперимента.
«Цветные опыты по химии» показали нам удивительные превращения, где вода меняла свой цвет,выделяла пузырьки и становилась похожей на кока колу, а в конце опыта на наших глазах стала кристально-прозрачной.
Практически все дети любят пену -чем больше тем лучше. Как ее сделать знают даже малыши. А может ли пена образоваться сама по себе без встряски. Мы с детьми доказали, что может проводя опыт «Пенный фонтан»
Дети познакомились с профессией химика, местом работы, узнали о важности соблюдения правил безопасности при проведении опытов и экспериментов, чем занимаются химики, какую пользу их труд приносит обществу. Получили первичный опыт в изучении свойств предметов, веществ экспериментальным путем. На многих детей химические опыты произвели большое впечатление, у детей проявился интерес к экспериментальной деятельности, профессии химика.
Знакомство с профессией геолога.
Использовались следующие методические приемы :
-беседа «Самая мужественная профессия - геолог»;
-«Природные богатства земли»;
- использование художественного слова;
- рассматривание иллюстраций о труде геологов;
- исследовательская работа:
«Загадочный мир камней» пришли к выводу,что камни по форме, цвету и размеру бывают разные. Они тонут в воде, потому,что они тяжелые и плотные. Камень прочнее дерева.
«Волшебная соль» ,в ходе исследования мы узнали, что соль – вещество белого цвета, не имеет запаха, растворяется в воде, делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.
«Что такое песок», изучив выделили такие свойства,как сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; также познакомились со способом изготовления рисунка из песка.
Пришли к выводу, что профессия геолога одна из самых интересных профессий в мире среди тех, кто ищет загадки и любит тайны. Геолог — профессия трудная. Она требует не только знаний, но и крепкого здоровья, хорошей физической подготовки.
Знакомство с профессией микробиолога.
Использовались следующие методические приемы:
-сюрпризный момент ;
-беседа;
- игра путешествие на планету «Здоровья»;
-просмотр презентации «Вредные бактерии»;
-творческие задания ;
- экспериментальная работа :
Опыт «Чистые ручки»,где посыпали руки мукой,чтобы представить на руках человека микробы,которые мы не можем увидеть и показали, как микробы «передаются» от человека к человеку, оседают на предметы общего пользования, игрушки.
Пришли к выводу, что для профилактики различных заболеваний необходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.
опыт «Размножение микробов», где мы проследили динамику размножения микроорганизмов.
Кусочек пластилина стал одним большим взрослым микробом (через некоторое время «микроб» поделился пополам). Разделили шарик на две равные части (получилось два новых микроорганизма). Микроорганизмы питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый микроб. Оторвали еще немного пластилина от общего куска и прилепили его к нашим «молодым микробам» (как будто они выросли). И эти два «микроба» в свою очередь разделили на две части (каждый). Теперь их четыре. И эти микробы в свою очередь тоже скоро вырастут и разделятся пополам. Вот так их количество становится больше и больше.
Сделали вывод, что из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь.
Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес.
«Опыт с зеркалом», взяли зеркало и подышала на него – оно «запотело». Тогда одели ватно – марлевую повязку и еще раз подышали на зеркало, оно осталось чистым.
Вывод: повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
опыт «Микробы в воде», познакомились с главным инструментом микробиолога микроскопом, научились пользоваться прибором.
Сделали вывод, что даже в маленькой капельке воды,живет много микробов, поэтому воду из водоемов пить нельзя.
Микробиолог изучает невидимый мир микроорганизмов. Мир, о котором человек, зачастую, даже не подозревает, но который можно легко увидеть с помощью микроскопа. Детям была объяснена важность данной профессии для сохранения здоровья людей. Эта профессия предполагает новые открытия, создание уникальных лекарств для людей и животных.
Знакомство с профессией эколога.
Использовались следующие методические приемы:
- беседа о профессии эколога, о правилах поведения на природе;
-дидактические игры «Кто что делает?» «Что будет если» ;
-просмотр видеофильма «Экологическая катастрофа»;
-использование художественного слова,
-экспериментальная работа по очистки воды.
Пришли к выводу, что человек этой профессии трудится не только для себя, но и во благо окружающих, для их здоровья и безопасности, и что профессия эколога может стать одной из важных профессий будущего.
Каждая профессия имеет свою уникальность. В ходе реализации данной программы дети смогли расширить свой кругозор и подкрепить свои знания практическими навыками. Работу по данному направлению считаю продуктивной перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, кто то из моих воспитанники выберет профессию химика, микробиолога, геолога или эколога. Надеюсь,что их выбор в будущем будет правильным и они смогут чувствовать себя счастливыми и востребованным специалистами своего дела.