Елена Петрова
Экспериментальная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольников.
Часто у взрослых возникает проблема, чем занять ребенка, как подхватить его любознательность, как ему помочь познать окружающий мир и радостно провести свободное время. Мы можем предложить родителям поиграть со своими детьми в игры-эксперименты. Ведь в основу исследовательской деятельности ложится игровая деятельность. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы. Например, я свои занятия провожу в форме игры - «Научная лаборатория», где дети становятся учеными, у нас есть младшие и старшие научные сотрудники.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Проведение игр-экспериментов в домашних условиях будет способствовать развитию познавательных способностей воспитанников, обогащению памяти детей, активизированию мыслительных процессов и речи, положительно повлияет на эмоциональную сферу, сблизит родителя и ребёнка при организации совместной досуговой деятельности.
Сегодня в мастер–классе я подскажу вам некоторые игры-эксперименты. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут вам расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.
Как можно рассказать о магните и явлении магнетизма.
Что такое магнит? Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Какие предметы притягивает магнит? Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
- Давайте проверим, может ли действовать магнит на металлические предметы через другие материалы?
Опыт №1. Мы - фокусники.
Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.
- Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?
Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло?
Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
– Где человек использует это свойство? Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент. (Прокладывая под водой нефтепровода – используют магнит).
Опыт № 2 «Лилия в пруду»
Внимание! Хочу показать вам фокус. Беру картон и привожу в движение лилию с помощью магнита.
- Как это происходит? Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлическую скрепку, прикрепленную к лилии и приводя лилию в движение.
- Какой вывод мы сделаем? Сила магнита действует через картон и бумагу.
- Это свойство магнита использует человек, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
- Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?
Опыт №3 «Магнитная регата»
Возьмите бумажные кораблики, сверху прикрепите мачту из гвоздя и опустите кораблики в таз с водой. Мы будем управлять кораблями, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
- Какой вывод мы сделаем? Сила магнита действует даже на расстоянии.
-Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.
- Я показала вам несколько опытов, которые помогут изучить с детьми свойства магнита.
А сейчас мы с вами поучимся и поиграем в игры - эксперименты с водой.
Опыт № 4 «Цветы лотоса»
- Для этого опыта нам понадобится бумага, карандаши, ножницы и таз с водой. Я вам приготовила из цветной бумаги цветы, и вы с помощью карандаша закрутите лепестки к центру, как это сделала я, а теперь опустите цветы в воду. Что происходит с цветами? (цветы распускаются).
- Почему это происходит? (бумага намокла и стала тяжелее).
Опыт № 5 «Окрашивание воды в разные цвета»
- Для этого опыта мы возьмем несколько стаканчиков для анализов, нальем туда воды, и предварительно на крышки с внутренней стороны нанесем гуашь разных цветов. Закроем стаканчики и перевернем их несколько раз, вода моментально окрасится.
Опыт № 6 «Соломинка-пипетка»
- Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь стакана руками?
Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля, стакан с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине стола, а из стакана с водой будем переносить воду с помощью трубочки для коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
- А с детьми можно провести соревнование «Кто быстрее наполнит пустой стакан водой».
- Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.
В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь) подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
Поливка цветов (все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений) это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.