Светлана Овчинникова
Экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы «Царство льда и снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Царство льда и снега»
Цель: Уточнить свойства снега и льда.
Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.
Публикация «Экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы „Царство льда и снега“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
Предварительная работа: Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдают на прогулке за снегом.
Материал: Стаканчики (пластмассовые) на каждого ребенка, кусочки льда, цветная бумага оранжевого и коричневого цвета, гуашь, палочки, игрушка-ворона.
Ход занятия:
Познавательная мотивация.
– Дети, когда мы планировали нашу деятельность, вы хотели узнать, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я с вашего разрешения, буду научным сотрудником.
– Хочу загадать вам загадку.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
– О чем говорилось в начале загадки?
Внесение снега, его исследование.
– Послушайте еще одну загадку: «Белое одеяло землю укрыло». (Снег). Почему так говорят?
– Что вы знаете о снег? Какой он? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т. п.)
– Откуда он берётся? (Педагог выслушивает рассказ одного из детей.)
– Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)
Ребята, послушайте кто-то, стучится к нам в окно?
Воспитатель вносит игрушку - ворону:
- Дети, посмотрите, летела ворона, увидала за окном кружечку, захотелось ей водички попить, но ничего у нее не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв не сломала.
Воспитатель: Почему у вороны не получилось напиться? Как вы думаете, ребята? (вода замерзла, стала льдом). Мы с вами знаем, что такое лёд, а наша ворона не знает. Давайте расскажем скажем ей про лёд и про снег, а ворона посидит, послушает.
Внесение льда, его исследование.
– Что такое лёд? Как он получается?
– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т. п.)
– Как вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?
– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.
Опыт № 1 «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: 9 прозрачных стаканов, снег, лёд, салфетки.
– рыхлый снег.
– комок снега.
– лёд.
– Куда лучше поставить стаканы, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате.)
А так как наш опыт требует времени, мы займемся следующими опытами.
Посмотрите, на одной тарелочке - снег, а на другой – лёд. Чем же похожи и чем отличаются снег и лед? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.
Опыт № 2 «Какой на ощупь»
Оборудование: тарелки со снегом и льдом, салфетки.
- У вас на столах в тарелках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Вывод : Лед -холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный, прозрачный.
А снег? – холодный, рыхлый, белого цвета.
Опыт № 3 «Какой на прочность?»
Оборудование: палочки
Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?
Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.
Вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий.
Опыт № 4 «Определение запаха»
А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега
Вывод: запаха нет.
Опыт № 5 «Определение прозрачности»
Оборудование: цветная бумага
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный.
Опыт № 6 «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
– Давайте определим время: 3 минуты. Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?
Первая ваша задача – опустить в воду рыхлый снег.
Вторая - опускает в воду комок снега.
Третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Объяснения детей-лаборантов после наблюдения и обсуждения.
Вывод:
Первый – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Второй – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третий - лёд не тонет, он легче воды.
Проверка времени, затраченного на первый опыт.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Игра «Хорошо – плохо»
– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
Физминутка «Зимние забавы»
Опыт № 7 «Имеют ли снег и лёд форму?»
– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?
– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?
– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)
– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки?
Вывод: Снег непрочный, рыхлый.
– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)
– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?
(Воспитатель вносит цветную льдинку.)
– Как вы думаете, почему они цветные?
– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки и украсить ими участок.
Оборудование и материалы: вода, гуашь, формочки, подносы.
– Куда поместить?
Опыт № 8 «Почему нельзя есть снег?»
Оборудование: тарелочка с талым снегом где образовалась вода.
Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Возьмем теперь растаявший снег. Что же мы видим? На дне стаканов мутная воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.
Вывод: Снег есть нельзя и какой бы он не был белый в нем содержится грязь.
Воспитатель подводит итог.
– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.
Общие свойства снега и льда:
- холодные на ощупь;
- сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;
- не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.
Различия снега и льда:
- снег белый и рыхлый:
- лед прозрачный и хрупкий.
8. Рефлексия: Сегодня, ребята, мы узнали, что вода – волшебница, и умеет превращаться в лёд, а также превращается туман, дождь, снег, росу, снежинки, но о других превращениях воды узнаете позже, на других занятиях. Наша ворона не побоявшись подлетела ко льду, а вот людям нужно осторожно обращать со льдом.
Объясните, почему:
Лёд нельзя брать в рот (лёд холодный).
Льдом нельзя бросаться (лёд твердый).
Нельзя ходить по замершим рекам (лёд хрупкий). Молодцы ребята! Спасибо за занятие!