МААМ-картинки

Экспериментирование через игровую деятельность с использованием русских народных сказок

Татьяна Шумкина
Экспериментирование через игровую деятельность с использованием русских народных сказок

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Публикация «Экспериментирование через игровую деятельность с использованием русских народных сказок» размещена в разделах

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И помогут нам в этом русские народные сказки.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (на новый лад).

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать ни пером описать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово:

— Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь.

Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема.

Пустил средний брат — полетела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая.

Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила ее лягушка-квакуша. Как Ивану –царевичу добраться до кочки, где сидит его суженая, под рукой только камни да брёвна, из чего же сделать плот. Давайте поможем ему.

Опыт «Плавание тел»

Оборудование: тазик с водой, камни, кора дерева.

Опустить камень в воду. Почему камень падает в воду?

Вывод: Он тяжелее воды, поэтому тонет.

На таком плоту я не смогу переплыть через пруд. Но котенок Гав не отчаивался. Он увидел бревнышко, пустил его в воду, встал на него и поплыл.

Опустить кору дерева в воду. Почему не тонет?

Вывод: дерево легче воды, поэтому не тонет.

Сделал Иван-царевич плот из брёвен, добрался до лягушки, да вот незадача, уронила она стрелу калёную в воду, как же достать её. Поможет опыт.

Опыт «Сквозь преграды»

Возьмем магнит, подносил к емкости с водой и достанем монету. (Вывод: металлические предметы магнитятся.)

Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван- царевич на лягушке-квакуше.

Призывает их царь и приказывает:

— Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по караваю!

Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? — спрашивает его лягушка. — Аль услышал от отца своего слово неприятное?

— Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить каравай!

— Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила лягушка царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою, стала каравай печь, понадобились ей сырые яйца, да не знает она, как отличить сырые яйца от варёных. Поможет опыт.

Опыт «Сырые, вареные яйца».

Материалы: 2 яйца (сырое и вареное)

Ход опыта: определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое. В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши каравай давно готов — и такой славный, что ни вздумать ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен каравай разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами.

Благодарствовал царь на том хлебе Ивану- царевичу и тут же отдал приказ трем своим сыновьям:

— Чтобы жены ваши сшили мне за одну ночь по рубахе!

Воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? Аль услышал от отца своего слово жесткое, неприятное?

— Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал за единую ночь сшить ему рубаху.

— Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее.

Уложила его спать, а сама сбросила лягушечью кожу и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою. Призадумалась она, из какой ткани сшить рубашку царю-батюшке. Поможем ей.

Эксперименты с тканью.

Проверим ткани (лен, шелк, шерсть) на прочность

Давайте попробуем их потянуть в разные стороны – не рвется! Ткань прочный материал.

А теперь выясним какая из тканей (лен, шелк, шерсть) хорошо впитывает воду?

Эксперимент с тканью и водой.

У нас есть емкость с водой, положите в нее лоскутки (лен, шерсть, шелк). Что с ними произошло? (Намокли) Вывод: лен и шелк воду впитывают быстрее чем шерсть

У каждой ткани есть своя структура нитей и плетения. Некоторые нитки подобно пружинкам расправляются после сжатия, другие гнуться как проволока. Это означает, что у них стремление вернуть свою форму т. е. разная упругость. Упругость это способность предмета восстанавливать свою первоначальную форму, реагировать на внешние воздействия. Современные технологии позволяют сделать ткани немнущимися.

Эксперимент с тканью и утюгом

Почему вещи мнутся? Давайте посмотрим легко ли вещи мнутся. По очереди мните в кулаке ткани (лен, шёлк, шерсть). Посмотрим что произошло. Лен мнется сильнее чем шёлк и шерсть. Чтобы они хорошо разгладились: лен нужно гладить с использованием увлажнителя, шёлк нужно в слегка влажном состоянии а шерсть через влажную хлопковую ткань.

Ребята что мы узнали про ткань – ответы детей (прочная, впитывает воду и упругая). Какая ткань, по-вашему, больше подходит для рубахи царя? (Шёлк).

Наутро проснулся Иван-царевич, у квакушки рубаха давно готова.

Благодарствовал царь и тут же отдал новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с женами.

Опять воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься? Али от отца услыхал слово неприветливое?

— Как же мне не кручиниться? Государь мой батюшка велел, чтобы я с тобой на смотр приходил; как я тебя в люди покажу?

— Не тужи, царевич! Ступай один к царю в гости, а я вслед за тобой буду; как услышишь стук да гром — скажи: это моя лягушонка в коробчонке едет.

Вот старшие братья явились на смотр со своими женами, разодетыми, разубранными; стоят да над Иваном-царевичем смеются:

— Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты эдакую красавицу выискал? Чай, все болота исходил!

Вдруг поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся.

Гости крепко напугались, повскакивали со своих мест и не знают, что им делать, а Иван- царевич говорит:

— Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала!

Подлетела к царскому крыльцу золоченая коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая — такая красавица, что ни вздумать ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть-пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала.

Жены старших царевичей увидали ее хитрости, давай и себе то же делать. После как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди, а на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке. Как же они появлялись на поверхности?

Опыт «Пузырьки»

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Царь и гости диву дались. На поверхности воды распускались прекрасные цветы. Давайте и мы с вами совершим это чудо.

Опыт «Засохшие цветы».

Материалы: бумажные цветы, таз с водой

Ход опыта: бумажные цветы (полоски бумаги, скрепленные степлером, лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тарелку с водой. Объяснить: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются"

Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашел лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась — нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась и говорит царевичу:

— Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного.

Обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Иван-царевич горько заплакал, помолился Богу на все четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок.

— Здравствуй, — говорит, — добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

Царевич рассказал ему свое несчастье.

— Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе и снимать было! Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушею быть. Вот тебе клубок: куда он покатится — ступай за ним смело. Ребята, как вы думаете, что заставляет предметы двигаться? Проведём эксперимент.

Опыт «Почему предметы движутся».

Вот, например, машина (показ игрушечной машинки) сейчас стоит, но может и двигаться. Что же заставляет ее двигаться?

«Наши машины стоят, давайте заставим их двигаться».

• Дети толкают машины, тянут за веревочку.

Что заставило машину начать движение? (Мы потянули, толкнули.) Как заставить двигаться шарик? (Надо его толкнуть.) Дети толкают шарик, наблюдают за движением.

Игрушка-неваляшка стоит неподвижно, как она умеет двигаться? (Толкнуть, и она будет качаться.) Что заставило двигаться все эти игрушки? (Мы толкали, тянули.)

Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают. То, что тянет или толкает их, называется силой.

Кто заставлял сейчас двигаться машину, неваляшку, шарик? (Мы.) Мы с помощью своей силы заставляли двигаться предметы, толкая их.

Тогда почему, когда мы хотим заставить двигаться предметы, у которых нет колес, например стул, он сопротивляется и царапает пол?

• Попробуем толкнуть слегка стул. Что наблюдаем! (Тяжело

двигается.) Попробуем подвинуть, не поднимая, любую игрушку. Почему тяжело перемещается? Попытайтесь легонько подвинуть книгу по столу. Почему она вначале не

стронулась с места?

Стол и пол, стул и пол, игрушки и стол, книга и стол, когда мы их толкаем, трутся друг о друга. Возникает другая сила — сила сопротивления. Она называется «трение». Царапины на полу от стула возникают из-за трения. Никакая поверхность не бывает идеально ровной.

Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.

Идет Иван-царевич чистым полем, попадается ему медведь.

— Дай, — говорит, — убью зверя!

А медведь говорит ему:

— Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.

Идет он дальше, глядь — а над ним летит селезень; царевич прицелился, хотел было застрелить птицу, как вдруг говорит она человечьим голосом:

— Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь.

Он пожалел ее и пошел дальше.

Бежит косой заяц; царевич опять стал целиться, а заяц ему человечьим голосом:

— Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь.

Иван-царевич пожалел зайца и пошел дальше — к синему морю.

Видит — на песке лежит, издыхает щука- рыба.

— Ах, Иван-царевич, — сказала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море!

Он бросил ее в море и пошел берегом.

Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повертывается. Говорит Иван- царевич:

— Избушка, избушка! Встань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом!

Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошел в нее и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит.

— Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал? — спрашивает Баба-яга Ивана-царевича.

— Ах ты, старая хрычовка, — говорит Иван-царевич, — ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила, напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала.

Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую.

— А, знаю! — сказала Баба-яга. — Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить; смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет.

Указала Баба-яга, в каком месте растет этот дуб. Да дала Ивану-царевичу сумку дорожную с предметами волшебными.

Иван-царевич пришел туда и не знает, что ему делать, как до сундука добраться? Заглянул он в сумку и увидел там шарик, соду, уксус. Как же это поможет ему долететь до вершины дуба? Сейчас узнаем.

Опыт «Надувание шарика»

Нам понадобятся: воздушный шарик, пищевая сода – 3-4 чайные ложки, бутылочка, столовый уксус – 0,5 стакана.

Инструкция: 1. Насыпаем в шарик соду; 2. В бутылочку наливаем уксус; 3. Надеваем шарик на бутылочку и приподнимаем его. Наблюдаем, как шарик надувается.

Объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется газ, который надувает шарик.

Добрался Иван-царевич до сундука, упал сундук и разбился вдребезги.

Выбежал из сундука заяц и во всю прыть наутек пустился; глядь — а за ним другой заяц гонится; нагнал, ухватил и в клочки разорвал.

Вылетела из зайца утка и поднялась высоко, высоко; летит, а за ней селезень бросился, как ударит ее — утка тотчас яйцо выронила, и упало то яйцо в море.

Иван-царевич, видя беду неминучую, залился слезами. Вспомнил он про сумку Бабы Яги, достал оттуда коктейльные палочки. Как они ему помогут море осушить?

Опыт «Соломинка-пипетка»

Для опыта нам понадобятся:

• Коктейльная трубочка (для удобства мы обрезаем гофрированную часть);

• Стакан с подкрашенной водой (для наглядности).

Опускаем трубочку в воду, закрываем пальцем верхнее отверстие и достаем трубочку – вода из трубочки не выливается. Переносим нашу импровизированную пипетку в другой стакан, открываем верхнее отверстие – вода выливается.

Почему так происходит? Вода набирается в трубочку на тот же уровень, какой есть в стакане по принципу сообщающихся сосудов. Закрывая пальцем верхнее отверстие мы препятствуем попаданию воздуха, который может вытолкнуть воду, внутрь трубочки. Таким образом, в трубочке сохраняется равновесие. Когда палец убираем, воздух попадает в трубочку и выталкивает воду.

Взял Иван-царевич то яйцо, разбил, достал иглу и отломил кончик. Сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть!

Иван-царевич пошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. В честь такого события устроили пир да салют. Давайте и мы с вами сделаем салют.

Опыт «Салют»

Материалы: Цветной раствор мыла, сода, лимонная кислота

Ход опыта: в цветной раствор мыла, соды добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют. Объяснение: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Театр картинок «Театр русских народных сказок»Театр картинок «Театр русских народных сказок» Добрый день, уважаемые коллеги! Дети и взрослые очень любят читать и слушать сказки. Особенно любимы нами русские народные сказки. В русских.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Мастер-класс по созданию лэпбука «Знакомство с природным миром Белогорья по средствам русских народных сказок» На протяжении года работы по реализации регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях.

Проектная деятельность второй младшей группы «В мире русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 2» г. Челябинска Проектная деятельность по теме: «В.

Рецензия на квест-игру «По страницам русских народных сказок» Рецензия на организованную образовательную деятельность. Тема: «По страницам русских народных сказок». Направленность: познавательное развитие,.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русских народных сказок «Морозко» Дорогие мои коллеги! Я предлагаю Вам сценарий спектакля, в котором у меня актерами были только педагоги. Получилось настоящее сказочное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование через игровую деятельность с использованием русских народных сказок
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 16:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД