Татьяна Свяцкая
Экспериментальная деятельность. Опыты с водой для детей второй старшей группы
▼ Скачать
Эксперименты с водой.
Воспитатель : Свяцкая Т. Ф.
Цели:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
Развивать анализирующее восприятие неживой природы;
Развивать воображение, умение проводить несложные эксперименты;
Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
Развивать внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитывать интерес к окружающему миру;
Развивать связную речь детей;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Экспериментальная деятельность, Опыты с водой для детей второй старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: - Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение. ( Жду вопрос: «Почему?»)
- Да, потому что сегодня у нас очень интересное занятие и у меня к нему особое отношение. («Почему особое?»)
- Я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на занятии.
- А какое настроение мы возьмем с собой? У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше настроение перед началом занятия.
Я смотрю у большинства хорошее настроение, яркое.
У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем занятии подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
Работа группами
- Пришло время выяснить, чем мы будем заниматься, и о чем будет наше занятие.
Для начала предлагаю работу в группах. Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.
(Учащиеся называют правила дружной работы)
1. Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.
2. Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.
3. Поблагодарите друг друга за совместную работу.
Каждая группа получает свое задание (группы формируются по цвету карточки, на которой написано задание). Задания: 1 гр. – отгадать загадки на карточках
2 гр. – расшифровать ребусы
(Учащиеся выполняют групповые задания, обсуждают мнения и отвечают на поставленный вопрос, помощью воспитателя).
Воспитатель:- ребята, а теперь я приглашаю вас волшебный центр, где мы будем проводить волшебные эксперименты. Но, чтобы попасть в центр и узнать чем мы будем заниматься, я предлагаю вам прослушать стихотворение.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Ребята как вы думаете о чем было это стихотворение (ответ детей, правильно о воде.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в наш «Волшебный центр». Мы станем учеными-исследователями, и будем исследовать воду.
Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)
Уважаемые коллеги! Для начала нам предстоит трудная задача: узнать, что такое пар и какое отношение он имеет к воде. Вы готовы?
Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Дети садятся на стульчики.
По середине группы – стол для опытов.
Воспитатель: Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:
Но вода бывает не только в жидком состоянии.
Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает электрочайник.)
Для чего нужен чайник? (Ответы детей. Как вы думаете, почему из чайника выделяется пар? (Вы вскипятили воду, в чайнике находится кипяток.)
Воспитатель подносит к чайнику зеркало, поднимает его.
Воспитатель: Из чайника выделялся пар, а на зеркале мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.
Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т. п.).
Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:
А сейчас мы с вами немного отдахнем и сделаем небольшую разминку
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положила комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой.
Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
Воспитатель: - ребята, сейчас мы с вами будем определять какой формы вода. На столе лежат две коробочки. Какой они формы? Для этого я возьму стаканчик с водой и вылью воду в круглую баночку, а затем прелью в квадратную. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Воспитатель: О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Ребята, расскажите, что вы узнали нового? Какие свойства есть у воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Вам понравилось быть учеными и делать опыты? (Ответы детей) А теперь возьмите, пожалуйста, ваши листочки с лесенкой и закрасьте вторую ступеньку тем цветом, какое у вас настроение после занятия.
Сегодня мы заканчиваем работу в нашем Волшебном центре, но это наши не последние опыты. Мы еще будем делать эксперименты и опыты.