Татьяна Михайлова
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
И мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирующие развитие речи.
Я строю свою работу на основе комплексно-тематического планирования по трё м взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации. При выборе темы соблюдаю следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Наглядность в экспериментах и опытах представлена предметами, которые используют дети. Это следующие приборы-помощники: песочные часы, весы, увеличительное стекло, лупа, магнит; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; природный материал: камни,глина, песок, перья, шишки, семена, листья деревьев и т. д. ; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная и др. ; красители: гуашь, акварельные краски, то есть все оборудование которое имеется в «Уголке экспериментирования».
Содержание опытно-экспериментальной деятельности выстраиваю исходя из трех блоков педагогического процесса:
• Специально-организованное обучение. Это организованная образовательная деятельность, в соответствии с сеткой занятий 1 раз в неделю в подготовительной группе.
• Совместная деятельность взрослого с детьми по циклограмме, а также во время проведения прогулок.
• Самостоятельная деятельность. Все оборудование «Уголка экспериментирования» находится в свободном доступе для детей, здесь имеются также схемы экспериментов. Поэтому ребята могут в самостоятельной деятельности провести несложные эксперименты.
В своей работе использую различные эксперименты :
По способу применения:
- демонстрационные провожу сама, а дети следят за выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре (солнце, дерево и т. д.) или же когда он не может быть дан в руки детей, так как представляет собой определённую опасность (например, при использовании горящей свечи или уксуса).
- фронтальные эксперименты — это такой вид практических работ, когда все дети одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование. Соответственно на занятии используются 20-25 комплектов приборов для фронтальных работ. Такой вид деятельности позволяет ребенку приобрести собственный опыт. (В качестве примера можно привести экспериментирование с солью, воздухом и т. д.).
- случайные эксперименты специальной подготовки не требуют, провожу экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. К таким экспериментам относится «Полет семян одуванчика».
На прогулке аккуратно сорвали головку белого одуванчика и подули на нее, посмотрели, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они полетели. Затем выяснили, что если подуть сильнее, семена пролетают дальше.
- эксперименты как ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, не отвечаю на него, а советую детям самим установить истину, проведя несложный эксперимент. Например, ребята, Костя говорит, что осенью деревья погибают, а я считаю, что нет. Как это можно узнать? Проверить уснувшие почки на деревьях.
- сравнительные эксперименты позволяют увидеть сходства и различия предметов и явлений. Наблюдение двух экспонатов (например, комнатных цветов - фиалка и сансевьера).
Не маловажное значение в развитии детской активности имеет оборудование, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность. Для развития опытно-экспериментальной деятельности детей создан «Уголок экспериментирования», который оснащен всем необходимым для проведения экспериментальной деятельности детей, где отведены места для приборов, природного и бросового материала, выделено место для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Все материалы расположены в доступном месте и в достаточном количестве.
Дидактический компонент предоставлен схемами, таблицами, моделями с алгоритмами выполнения опытов, книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.
Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
По результатам проведенного мониторинга у детей 5 – 7 лет наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов. Данные результаты подтверждают эффективность выбранных форм работы по совершенствованию процесса экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте. У детей повысился уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков (дети научились видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы). В ходе экспериментальной деятельности у моих воспитанников совершенствовалось речевое развитие, обогатился словарного запаса различными терминами, закреплено умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь. Произошло развитие личностных характеристик воспитанников (умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.).
Кроме это, повысилась компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Данные результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности метода экспериментирования плодотворно влияет не только на познавательное развитие, но и на всестороннее развитие личности ребенка.
И свой ДОКЛАД хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция: То, что я слышу – забываю. То, что я вижу – я помню. То, что я делаю – я понимаю.