Марина Васильева
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Эпиграф
Что я слышу-забываю,
Что я вижу-я помню,
Что я делаю-я понимаю!
Конфуций
Цель эксперементальной деятельности :
Развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В процессе организации опытно- экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Публикация «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов-экспериментов.
3. Социально-личностное развитие каждого ребёнка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях,
любознательность - она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами,
поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно,
помогать ему в этом своим участием.
Чего нельзя делать
при поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отказываться от желаний ребёнка, даже если они кажутся вам импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не стоит бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также его неумение предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью, изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому- либо, то это не проступок, а шалость.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Опыты и эксперименты
Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты.
Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Экспериментирование с водой,позволяет детям сравнить различные состояния воды. («Вижу - не вижу», «Где вода?», «Игры с кубиком льда», «Почувствуйте стакан», «Рукам своим не верю», «Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?»)
В процессе экспериментирования дети учатся :
-Видеть и выделять проблему.
-Принимать и ставить цели.
-Решать проблемы.
-Анализировать объект и явления.
-Выделять существенные признаки и связи.
-Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
-Осуществлять эксперимент.
-Выдвигать гипотезы, предложения.
-Делать выводы.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. А. Тимирязев