Ирина Аницаева
Экспериментальная деятельность «Что можно сделать со снегом»
Цель: знакомство детей со свойством снега, через экспериментальную деятельность.
Задачи:
• расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
• формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега (белый - бесцветный; прозрачный - не прозрачный; тает в тепле, окрашивается);
• развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
• учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
Публикация «Экспериментальная деятельность „Что можно сделать со снегом“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
• воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Материалы: таз со снегом, формочки под снег, ложки, гуашь (краски, воронка, лупа, фильтровальная бумага.
Ход.
Воспитатель: здравствуйте ребята сегодня у нас день экспериментов, а чем мы будем заниматься вы должны угадать.
Загадка:
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым,
Все что видит на пути. (Снег)
Воспитатель: молодцы сегодня мы будем наблюдать за свойствами снега. Из чего состоит снег?
Дети: из снежинок.
Воспитатель: все верно, ребята посмотрите на фото снежинок. Они состоят из шести лучиков, и все разные одинаковых снежинок не бывает. (Слайд)
Воспитатель: какой снег?
Дети: белый, холодный, мокрый, хрустящий, блестящий, пушистый, легкий, рассыпчатый.
Воспитатель: на что похож снег?
Дети: сахар, вата, мороженное.
Воспитатель: правильно снег привлекает нас своей белизной, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, скатать снежки. Некоторые дети даже попробуют снег на вкус, не подозревая, как это опасно. Все знают, что снег — замерзшая вода. Значит, он должен быть чистым. Это правда. На самом деле снежинки представляют собой дистиллированную кристаллическую воду, но наша атмосфера очень грязная, и пыль, выхлопы машин — все это попадает в атмосферу и оседает на землю в виде осадков. И сейчас мы свами проведем эксперимент (фильтрация). У нас два контейнера в одном снег, а в другом талая вода. Наш снег кажется чистым, сейчас мы свами талую воду профильтруем, и узнаем чистый ли снег на самом деле. (Слайд)
Воспитатель: посмотрите, у нас на фильтре остался мусор. Делаем вывод: снег это грязная вода, не пригодная для питья, ее можно только давать животным и поливать растения.
Двигательное упражнение: «Зима»
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (Двигают руками из стороны в сторону)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (Руки за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Двигаются по кругу)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Воспитатель: Ребята, давайте теперь наш снег, разложим по баночкам. Посмотрите и скажите еще раз, какого цвета снег?
Дети: белый.
Воспитатель: правильно, белый. А сейчас мы свами узнаем, можно ли покрасит его. Перед вами лежат: ложечки и гуашь, берем немного гуаши и начинаем мешать со снегом. Что у нас получилось?
Дети: снег окрасился.
Воспитатель: в какие цвета мы покрасили снег?
(ответы детей).
Воспитатель: какой мы можем сделать вывод?
(ответы детей)
Воспитатель: все верно снег можно красить в разные цвета.
Воспитатель: сейчас мы свами поиграем, а наши стаканчики с цветным снегом поставим на окошко и посмотрим, что с ними произойдет через некоторое время.
Игра «Снежки».
Дети делятся на две команды, встают в колонны друг за другом за стартовой линией, на противоположной стороне нужно отметить финишную линию и поставить корзину или ведро. У каждого из участника в руке снежок. По сигналу первые игроки команд добегают до финиша и бросают в корзину снежок; бегом возвращаются к своей команде и становятся в конец колонны. Выигрывает та команда, которая первая забросит все снежки в корзину.
Воспитатель: ребята пока мы свами играли, с нашим снегом что-то произошло. Скажите, что стало со снегом?
(ответы детей)
Воспитатель: почему снег растаял?
Дети: потому что в группе тепло, а снег в тепле тает.
Воспитатель: каким цветом стала водичка в стаканчиках?
Дети: вода стала разноцветная.
Воспитатель: почему вода стала разноцветной?
Дети: вода становится такого же цвета, в какой мы окрашивали снег.
Воспитатель: правильно от любого источника тепла снег тает и превращается в воду. В нашем случае получилась цветная вода. (Слайд)
Заключительная часть.
Воспитатель: ребята, а что интересного вы узнали из нашего эксперимента?
(ответы детей)
Воспитатель: что больше всего вам понравилось делать?
(ответы детей).
Воспитатель: молодцы, ребята! Мы сегодня как настоящие ученые экспериментировали и узнали много интересного.
А теперь посмотрите, что нам принесли?
Дети: кислородный коктейль.
Воспитатель: на что он похож?
Дети: на снег.
Дети угощаются коктейлем.