лидия михайлова
Экскурсия в музее «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: средствами мини-музея «Воздух-невидимка»
расширять кругозор детей, закреплять знания о свойствах и значении воздуха в нашей жизни, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны. Развивать творческое и логическое мышление, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Продолжать формировать у дошкольников представления о музее. Совершенствовать работу с родителями по музейной педагогике.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Программные задачи:
1. Обучающие задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека, через организацию совместной деятельности детей и их родителей.
2. Развивающие задачи: Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать логическое мышление, интерес к природным явлениям, любознательность, умение делать выводы, умозаключения.
Активизировать речевую деятельность детей
3. Воспитывающие задачи: Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде, бережное отношение к природе, желание сохранять чистоту воздуха
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
- Познавательные занятия - «Ветер и как его можно увидеть», «Свойства воздуха», «Загрязнение воздуха», «Воздух. Какой он?»; наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- Изобразительная деятельность - создание рисунков, с использованием трубочек для выдувания краски;
- Конструирование поделок и игрушек - забав для игр с воздухом;
-Сбор экспонатов для мини – музея.
Формы организации образовательной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей (если она запланирована).
Игровая: игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка.
Методы и приё мы:
1. Игровые: игры словесные, дидактические.
2. Практическая деятельность детей: эксперименты, опыты.
3. Наглядные : рассматривание результатов опытов.
4. Словесные : вопросы, пояснения, выводы, чтение стихов.
5. Участие родителей
6. Дифференцированный подход,
Активизация словаря:
воздушные виды транспорта, научная лаборатория, опыт, чистый, грязный, невидимый, теплый, холодный, пузырьки.
Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование, наглядный, методический материал к занятию, иллюстрации, музыкальный ряд и др. :
Экспозиция мини-музея «Воздух – невидимка»
Презентация к занятию. Костюм Незнайки
Экспонаты предполагаемого (или реального) мини-музея :
Раздел «Выставка вееров».
Коллекция дамских вееров. Веера (плод совместной деятельности детей, воспитателей и родителей (новогодний, тропический, ночной), Иллюстрации, книги, подборка материала о происхождении веера.
Раздел «Путешествие по воздуху».
Здесь представлены диски DVD фильмов - сказок, книги – сказки, иллюстрации и картины, куклы - сказочных героев, где сказочные герои путешествуют по воздуху, макеты сказочных предметов, помогающие перемещаться героям сказок по воздуху. Коллекция и иллюстрации насекомых. Иллюстрации и материал о различных летательных аппаратах.
Раздел «Коллекция игрушечных самолётов и вертолетов».
Небольшой макет воздушного шара с подвесной корзиной.
Коллекция самолетов и вертолетов, сконструированная детьми вместе с родителями, иллюстрации, картинки, книги по теме «Как человек научился передвигаться по воздуху».
Раздел «Как человек использует силу воздуха».
Игрушки или мини модели : парусник, ветряная мельница, флюгер, насосы разных видов, спасательный круг, надувные и резиновые игрушки, пылесос, фен, пульверизатор, игрушечные машинки. Игра «Духовые музыкальные инструменты». Иллюстрации, картинки и игрушки: автобус (двери открываются и закрываются с помощью воздуха, пожарная машина (лестница поднимается и опускается при помощи воздуха).
Раздел «Игры – забавы с воздухом».
Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.
Незнайка: А сейчас я хочу пригласить вас в нашу научную лабораторию и познакомить с другими свойствами воздуха. А ваши родители будут нам помогать.
Ход образовательной деятельности
Мотивационно-ориентировочный этап
Заседание семейного клуба
«Экскурсия в мини-музей «Воздух-невидимка» (совместное мероприятие с родителями)
Ход экскурсии:
- Здравствуйте уважаемые родители и ребята, сегодня у нас очередная встреча в «Семейном клубе»
Ребята, вы любите путешествовать?
Предлагаю вам вместе с нами и родителями отправится в путешествие.
На чем можно путешествовать, попробуйте отгадать?
Загадки о видах транспорта загадывают родители
Удивительная птица
В синем небе с шумом мчится,
Нет у птицы этой перьев,
Крылья, как большой пропеллер,
Среди гор, лесов, болот
Сядет птица.
ВЕРТОЛЕТ
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
САМОЛЕТ
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд.
РАКЕТА
Вы правильно отгадали все загадки, и я предлагаю сегодня отправится в путешествие по воздуху,но на необычном виде воздушного транспорта.
На экране появляется изображение воздушного шара.
Вы догадались что изображено на экране?
Дети: Воздушный шар.
Рассказ родителя: Мы живем на дне огромного воздушного океана - атмосферы. Воздух - смесь газов - необходим для всего живого на Земле: растений, животных и людей. Человек может прожить несколько недель без пищи. Несколько дней без воды, но не может жить без воздуха. С незапамятных времен человек мечтал покорить воздушный океан, научиться летать и придумывал для этого приспособления (показываю экспозиции, фотографии). Братья Монгольфье изобрели воздушный шар, первыми пассажирами которого стали петух и баран. Убедившись, что подъем в воздух и приземление возможны, на воздушных шарах стали подниматься и люди.
Воспитатель: Занимайте свои места и отправляемся в путешествие.
Звучит музыка.
Вот мы и приземлились в сказочной стране.
Проблемно-поисковый этап
Выходит Незнайка
Здравствуйте дорогие гости, я очень рад вас видеть в нашем городе. Посмотрите, я нашел клад (красивый сундук, и не знаю что с ним делать, вы мне поможете?
Воспитатель: Интересно, что в нем? -В сундуке что-то должно быть, но я например ничего не вижу, а вы?
-Может понюхаем? (Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет)
-Я ничего не понимаю…
-Загляните ещё раз, что вы видите внутри сундука?
-Может кто-то догадался, что это может быть? (Предположения детей)
Ребята, посмотрите, на дне сундука лежит Загадка - подсказка:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Ответ: - Это Воздух!
Незнайка: Дорогие ребята и родители, спасибо, что помогли отгадать такую сложную загадку. Теперь я знаю куда мне надо отнести мою находку.
В нашем городе открывается необычный музей,
Мы рады видеть в нем друзей!
Здесь вы можете узнать;
Нужно ль воздух охранять?
Почему взлетает шар?
Чем помочь нам может пар?
Как тяжелый самолет
Отправляется в полет?
В него мы уже поместили те предметы, игрушки, приборы, поделки, которые связаны с воздухом. Значит,в музее найдется место и этому сундучку с воздухом. Вы хотите посетить такой музей?
А я с большим удовольствием буду вашим экскурсоводом.
Дыхательная гимнастика
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Практический этап
-Вы находитесь в музее Воздуха-Невидимки. Как вы думаете, почему у него такое имя «Невидимка»?
(Потому что он прозрачный, бесцветный, невидимый.) Незнайка: Правильно, ребята, а еще у него нет определенной формы, он находится везде вокруг нас, не только между предметами, но и внутри их. В нашем музее находятся стаканчики с водой, воздушные шарики, полиэтиленовые пакеты, трубочки, веера.
ЭКСКУРСИЯ
Незнайка: В нашем музее несколько разделов и много экспонатов.
Раздел «Выставка вееров».
Опыт 1. “Как почувствовать воздух”
Незнайка:Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок).
Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей).
В-ль: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышутся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным. а может быть сильным, порывистым, как ураган.
Давайте вспомним стихотворения о ветре.
Ребё нок читает стихотворение:
Осторожно ветер из калитки вышел;
Постучал в окошко, побежал по крыше.
Поиграл немножко ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
И расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.
Читает стихотворение родитель
Т. Кисилева
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!
Незнайка: Я предлагаю поиграть в интересную игру «Ветер добрый, ветер злой».
Вы должны подумать и сказать: чем хорошо, а чем плохо, когда есть ветер:
(Дети называют положительные варианты, а родители отрицательные) :
Например:
«Ветер добрый - он вращает крылья у ветряной мельницы, но ветер злой- он ломает деревья».
-Ветер добрый- он разносит семена растений, ветер злой - он поднимает пыль;
-Ветер добрый- он подгоняет кораблик с парусом, ветер злой - он поднимает большие волны на море.
-Ветер добрый - от него в жару становится прохладно, ветер злой- от него в жару сохнут растения, трескается земля.
- Ветер добрый – это хорошо, можно запускать воздушного змея, ветер злой-он разрушает дома.
Незнайка представляет разделы музея :
Раздел «Выставка вееров».
Здесь представлены необычные веера (плод совместной деятельности детей, воспитателей и родителей (новогодний, тропический, ночной), коллекция дамских вееров. Иллюстрации, книги, подборка материала о происхождении веера.
Воспитатель: Уважаемый Незнайка, для тебя наши девочки приготовили подарок. Номер «Танец с веерами».
Раздел «Путешествие по воздуху».
Здесь представлены диски DVD фильмов - сказок, книги – сказки, иллюстрации и картины, куклы - сказочных героев, где сказочные герои путешествуют по воздуху, макеты сказочных предметов, помогающие перемещаться героям сказок по воздуху. Коллекция и иллюстрации насекомых. Иллюстрации и материал о различных летательных аппаратах.
Раздел «Коллекция игрушечных самолётов и вертолетов».
Небольшой макет воздушного шара с подвесной корзиной - это символ раздела, напоминающий о давней мечте людей – передвигаться по воздуху.
Здесь представлена коллекция самолетов и вертолетов, сконструированная детьми вместе с родителями, иллюстрации, картинки, книги по теме «Как человек научился передвигаться по воздуху».
Незнайка:Уважаемые родители, а эта загадка для вас. Назовите сказочных героев, которые летали по воздуху.
Предполагаемые ответы:
- "Аладдин" (ковер-самолет)
- "Летучий корабль"
- "Маленький мук" (волшебные туфли)
- "Лягушка-путешественница"
- "Малыш и Карлсон"
- "Ну, погоди!" (бедный волк на чем только не летал, на метле тоже)
- "Баба- яга" (ступа)
- "Дюймовочка" (летала на ласточке)
- "Вини-Пух" (на воздушном шаре)
""Старик Хоттабыч"
Раздел «Как человек использует силу воздуха».
Часть экспонатов расположена на отдельном столике и полу: парусник, ветряная мельница, флюгер, насосы разных видов, спасательный круг, надувные и резиновые игрушки, пылесос, фен, пульверизатор, игрушечные машинки. Игра «Духовые музыкальные инструменты» Иллюстрации, картинки и игрушки: автобус (двери открываются и закрываются с помощью воздуха, пожарная машина (лестница поднимается и опускается при помощи воздуха).
Воспитатель: Ребята у нас для вас и Незнайки сюрприз, который подготовили родители. Музыкальный номер «Игра на губной гармошке»
Раздел «Игры – забавы с воздухом».
Незнайка:А сейчас я хочу пригласить вас в нашу научную лабораторию и познакомить с другими свойствами воздуха. А ваши родители будут нам помогать.
Опыт 2. “Как увидеть воздух”
В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
Дети: Пузырьки.
В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.
Опыт 3. “Воздух есть во всех предметах”
В-ль предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок, комочек земли.
Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?
Дети: да, нет (мнения разделились).
В-ль: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?
Дети: Не знаем, воздух.
В-ль: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.
- А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей).
Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.
Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.
Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.
Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.
Земля - опускают руки вниз.
Вода - вытягивают руки вперёд.
Огонь - прячут руки за спину.
Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).
Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.
Дети возвращаются на свои места.
Опыт 4. “Запахи воздуха”
В-ль: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?
Дети: Ничего, пусто, воздух.
В-ль: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложил в эти баночки некоторые вещества, а сейчас я их вынул. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.
1 - чеснок, 2 - лимон, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).
Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.
Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.
Рефлексивно-оценочный этап
Незнайка: Вот и подошла к завершению наша экскурсия. Я надеюсь, что она вам понравилась.
Беседа с детьми.
В-ль: Сегодня мы узнали много интересного о воздухе.
Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?
Дети: Мы им дышим!
В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы).
Какой воздух нам нужен?
Дети: Чистый, свежий!
В-ль: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.
В-ль: А что значит чистый воздух?
Дети: Это когда легко и свободно дышится.
В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?
Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.
Незнайка: Милые гости, нам пора прощаться, спасибо вам, за то, что посетили наш город и наш музей. Я желаю вам много новых интересных открытий в окружающем вас мире природы и рукотворных предметов. До скорых встреч!
Дети и родители прощаются с Незнайкой.
Воспитатель:Возвращаемся в наш детский сад вместе с героями мультфильма.
На экране отрывок из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»
«Облака, белоснежные лошадки…»
Последующая работа
Мини -музей должен стать стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы.
Наш мини-музей, будут посещать все возрастные группы нашего детского сада.
Мои воспитанники будут экскурсоводами нашего мини-музея
В течение года пополнять музей новыми экспонатами, привлекая к этой работе родителей наших воспитанников
Результативность реализации технологии музейной педагогики
в условиях ДОУ заключается в следующем:
Музейная педагогика помогает сделать воспитателей и родителей партнерами по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей (совместное оформление музея, сбор экспонатов, пополнение экспонатами, сделанными своими руками)
Экспозиции мини-музеев способствуют развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир
Дети приобретают познавательный интерес к музейному пространству, у них появляется возможность прикоснуться к прошлому исследовать и создавать настоящее.
Использованная литература:
1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
2. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»
3. Л. В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!»
4. Н. А. Рыжова «Воздух невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников»
-