Елена Казарина
Проект «Воздух-невидимка»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, родители и воспитатель.
Актуальность проекта.
Воздух-это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенок еще не по силу. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у ребенка способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Публикация «Проект „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Цель проекта : раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека; сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи проекта :
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширение представления о значимости воздуха в жизни человека, животных и растений.
2. Способствовать развитию умений детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения.
3. Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
4. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию.
5. Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.
6. Воспитывать интерес к экспериментированию.
Опыты, которые дети проводят в лаборатории в качестве ученных способствуют формированию познавательного интереса, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Исследования проводимые в лаборатории помогут ответить на поставленные вопросы.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта :
• Что такое воздух?
• Зачем он нужен людям и растениям?
• Как можно увидеть воздух?
• Почему без воздуха нет жизни?
• Почему воздух называют невидимкой?
• Как можно увидеть или потрогать воздух?
• Что такое ветер?
Предполагаемые результаты:
• дети будут иметь представление о свойствах воздуха;
• задавать вопросы, искать ответы;
• формировать цель, планировать задачи;
• выдвигать гипотезы и проверять их;
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Предшествующая работа:
• рассматривание иллюстраций;
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• наблюдение за ветром;
• разгадывание загадок;
• усовершенствование предметно-развивающей среды;
• работа с родителями.
Работа с детьми по данной теме проходит через все виды образовательной деятельности: познание, экспериментальная деятельность дошкольников, поисково-исследовательская деятельность; организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных; организация трудовой деятельности, организация художественно-речевой деятельности, чтение художественной литературы.
Работа с родителями: анкетирование, консультации, оформление папок-передвижек.
Предполагаемый результат: открытое занятие, обогащение предметно-развивающий среды, при помощи экспериментов дети получили ответы на поставленные вопросы.
Литература:
1. Дыбина О. В., Рохманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – ТЦ «Сфера», 2001.
2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - ООО «Детство-пресс», 2010.