Татьяна Самокаева
Экскурсия в лес «Поет зима-аукает, мохнатый лес баюкает» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поёт зима – аукает – мохнатый лес баюкает».
Цель. Учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме и длине игл, по шишкам). Расширить представления детей о состоянии живой природы зимой. Продолжить знакомство со свойствами снега, с его ролью в жизни растений в зимних условиях. Воспитывать в детях бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.
Публикация «Экскурсия в лес „Поет зима-аукает, мохнатый лес баюкает“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Предварительная работа. Чтение: А. Вахрушев «Звуки зимы», Н. Верзилин «В лесу».
Дидактические игры: «Кто живёт в лесу?», «Когда это бывает?»
Беседа перед экскурсией.
Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, мне передали очень странное письмо. Давайте мы его откроем и посмотрим от кого оно. Я его вам прочитаю.
Дорогие, ребята!
Мы, лесные жители, приглашаем вас к себе в гости.
Приходите, мы будем вас ждать. Вот только мы не сможем
с вами увидеться, нас очень трудно встретить в лесу.
Мы осторожные, и стараемся не показываться людям. Но мы посмотрим
На вас со стороны. Мы будем очень рады видеть вас в нашем лесу.
Лесные жители.
Воспитатель. Ну, что, ребята, принимаем приглашение зверей. Тогда отправляемся в путь. Но прежде чем, мы отправимся в лес, нужно вспомнить, как следует вести себя в лесу, т. е. правила поведения в лесу.
Ответы детей. Не нужно шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и, чтобы услышать их голоса и шорохи. Ходить надо по дорожкам, протоптанным в лесу по снегу. Стараться не задевать кусты – зимой, замёрзшие ветки легко ломаются. Быть внимательными, чтобы не пропустить следы и увидеть красивые пейзажи.
Ход экскурсии.
Дети останавливаются на опушке леса.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый, величавый лес. Давайте поздороваемся с ним. А сделаем мы это с помощью стихотворения С. Погорельского
Дети. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Воспитатель. Эти лесные ворота называются опушкой леса. Видите, здесь на опушке нас встретили ёлочки. Они приглашают нас в свой дом. Лес – это дом для растений и животных.
Дети идут по дорожке, рассматривая заснеженный лес.
Воспитатель. Обратите внимание на величавые, засыпанные снегом ели, на сосны, поднявшие свои пышные кроны высоко в небо. Ребята, а как вы думаете, как называется лес, где растут только сосны и ели.
Ответы детей…
Воспитатель. Такой лес называется хвойным.
Рядом с дорожкой две подружки маленькие сосна и ёлочка. Подойдите поближе и внимательно рассмотрите их хвою. Иголки у ели и сосны – это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка – хвоинка живёт долго, несколько лет, а потом падает на землю, но сосны и ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозелёные растения, иголки у них сменяются постепенно.
Посмотрите и скажите, чем отличаются иголки ели и сосны, и, чем они похожи?
Ответы детей. Похожи тем, что они зелёные, острые, узкие, колются. Не похожи иголки длиной. У ёлки иголочки короче, а у сосны длиннее.
Воспитатель. Правильно, молодцы, а если ещё внимательнее посмотреть, то можно увидеть, что у сосны хвоинки не только длиннее, но они прикреплены к ветке по две хвоинки сразу, а у ёлочки по одной.
Воспитатель. Посмотрите на большую сосну и скажите, какой у неё ствол? Какого цвета кора, и какая она? А теперь сравним её с корой ели.
Ответы детей. Ствол у сосны толстый, прямой, высокий, кора золотого цвета, а внизу коричневая, толстая, шершавая. У ели ствол плохо виден под ветками, он весь коричневый. Местами стволы деревьев покрыты лишайником.
Воспитатель. Да, верно, подойдите поближе, потрогайте кору, понюхайте, сравните ещё раз.
Воспитатель. А теперь поиграем.
Игра: «Найди по описанию».
Воспитатель даёт описание, какого – то дерева, дети должны догадаться о каком дереве идёт речь. После слов воспитателя «Раз, два, три к дереву беги», дети должны подбежать к задуманному дереву.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на снежный покров, в некоторых местах можно обнаружить и что – то необычное:
--- осыпавшиеся семена – здесь была белочка или дятел,
--- следы птиц и зверей, сломанные веточки, сучочки,
--- шишки упавшие, а может кем – то сброшенные.
Вот сколько необычного и интересного может нам рассказать лес.
Воспитатель. Ребята, а какую пользу приносит снег зимой.
Ответы детей. Укрывает землю, защищает растения от мороза.
Воспитатель. В народе говорят: «Белее зима – зеленее лето», «Снег холодный, а от стужи укрывает». Под снегом земля отдыхает, растения спят глубоким сном. Снег укрывает от мороза растения, жучков, зверушек в норках. Под снегом тепло и уютно. Давайте раскопаем снег и посмотрим, что под ним.
Раскопать снег с подветренной стороны у большой разлапистой ели. Дети видят под снегом ярко – зелёную траву, рассматривают её и снова закапывают снегом, чтобы ей было тепло до самой весны.
Воспитатель. А теперь, давайте, соберём со снега несколько шишек и рассмотрим их. Вот эти длинные, узкие от ели, а небольшие, округлые – от сосны.
(Дети рассматривают, сравнивают по длине, размеру, цвету, запоминают).
Воспитатель. Посмотрите на большую ель, видите, как много на ней шишек? В каждой шишке много семян. Семена ели и сосны – любимое лакомство лесных жителей – клестов, дятлов, белок и мышей.
Спросите у белки, и скажет она:
«Сосновая шишка отменно вкусна».
Спросите синицу, ответит синица,
Что с белкою можно вполне согласиться.
(Ю. Ефремов).
Воспитатель. Хвойный лес зимой не только кормит зверей и птиц, но и спасает их от холода. Зимой в нём не бывает ветра. В морозы в гуще молодых сосенок тепло и тихо. Сюда приходят погреться лоси. Здесь же они кормятся молодыми сосновыми веточками.
Воздух в хвойном лесу всегда чистый, потому что запах ели и сосны убивают микробов. Из смолы и хвои люди делают лекарства. Из толстых еловых брёвен люди строят тёплые деревянные дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей. У ели самая звонкая и певучая древесина, поэтому из неё делают скрипки, балалайки и другие музыкальные инструменты.
Воспитатель. Дети, наша экскурсия заканчивается.
Даже ёлки мы в начале
От сосны не отличали.
Раз торчат иголочки –
Значит, это ёлочка!
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалась, что она
Не такая как сосна.
(С. Погореловский).
Воспитатель. Ребята, а вам понравилось в лесу?
Ответы детей…
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «След в след». Вы должны идти точно по моим следам.
Воспитатель. Я думаю, что сегодня вы узнали много нового и интересного о лесе. Давайте попрощаемся с лесом и отправимся в детский сад.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
(С. Погореловский).
На обратном пути дети обмениваются впечатлениями. Вспоминают загадки, пословицы, поговорки о лесе.