Татьяна Антонова
Конспект занятия «Экскурсия в лес» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в осенний лес. Средний дошкольный возраст.
Цель:
Расширение представлений детей о лесе, о его обитателях.
Задачи:
• Выявить знания детей о растительном и животном мире леса;
• Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям;
Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в лес“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
• Дать детям конкретное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, уменьшение светового дня, затяжные осадки, поведение животных осенью);
• Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности;
• Закрепить знание детей о правилах поведения в лесу.
Предварительная работа:
Беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы.
Ход экскурсии:
Дети подходят к воспитателю и становятся по кругу.
Воспитатель:
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья!
Улыбнемся, подмигнем,
И экскурсию начнём!
Загадка
Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
Дети: Осень
Воспитатель: Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.
Скажите, какая погода преобладает с её приходом?
- Какое небо?
- Как светит солнце?
- Скажите, какие изменения произошли в природе?
(мало света, тепла, ветрено, дождливо)
- А дождь, какой осенний или летний?
- А какой осенний дождь?
Воспитатель: Да, погода изменилась, но сегодня она такая чудесная, солнечная. Так и хочется прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.
Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда собираемся в путь.
В ЛЕСУ
Воспитатель: Сегодня мы пойдем с вами по экологической тропе. По ней могут идти только те, кто любит и бережет природу. Эта тропа обозначена волшебными стрелочками. Вот и первая стрелочка, смотрите внимательно! А где будут остановки, нам помогут узнать картинки-подсказки.
1 остановка – 1 картинка - подсказка (картинка - ель)
Дети: ель.
Воспитатель: Ребятки, а почему про ёлку говорят, что она зимой и летом одним цветом?
Дети: Она не сбрасывает иголки.
Воспитатель: Сосна и ель меняют свои иголки постепенно, каждая хвоинка живёт два года, а потом осыпается и вырастает новая. Сосна и ель – это лиственные или хвойные деревья? (хвойное) Что растёт на сосне и на ели?
Дети: Шишки.
Воспитатель: (показ шишек с ели и с сосны) С какого дерева шишка? Она какая? (еловая, сосновая)
Воспитатель: Дети давайте остановимся, посмотрим вверх и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется лес, где растут одни сосны?
Дети: Сосновый или «мачтовый» лес, т. к. из сосен раньше строили корабли, мачты.
- Отправляемся дальше? Идем по экологической тропе, смотрим вторая стрелочка.
2 остановка – картинка - подсказка (картинки – диких животных).
- Ребятки, может какой зверь лесной нам покажется… прислушайтесь, присмотритесь. Ой, тут, чья нора -O-? Кто там?
Загадка Ярко-рыжая краса.
Ловит рыбку – чудеса!
Хитро глазками сверкнёт,
Пышным хвостиком махнёт
И умчится, вдруг, в леса.
Как зовут её? (лиса)
(выходит лиса, кряхтит, ворчит)
Лиса: - Что шумим? Что кричим? Я тут после вкусного завтрака прилегла… слышу, идут… шумят. Зачем пожаловали?
Воспитатель: - Здравствуй, Лисонька! Уж, извини, что мы тебя побеспокоили. Просто мы с ребятками решили до леса прогуляться, подышать свежим воздухом, поиграть на лесной полянке. Может, ты не будешь сердиться и с нами поиграешь? Мы игру про хитрую лисичку знаем. Поиграем, ребятки?
Подвижная игра «Хитрая лиса» (2-3 раза)
Поиграли, поиграли и немножечко устали.
Ручки поднимаем, и лесной воздух мы вдыхаем (2-3 раза)
Лиса: - Да, веселые и шустрые вы, ребятки! Но, раз уж вы пришли в лес, то скажите-ка мне (задумывается)
- Кто является обитателями леса?
Дети:
Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч.
Грибы: грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята.
Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.
Загадки - вопросы
-Кто укладывается спать на всю зиму? (медведь в берлогу)
-Кто меняет на зиму шубку? (заяц)
-Кто делает запасы на зиму? (белка)
-Кто зимует под листвой, в коре деревьев? (еж)
Лиса: Молодцы, все знаете!
Воспитатель: Лисичка, а мы ведь сегодня в лес по волшебным стрелочкам идем, по экологической тропе. Вот я думаю, что где-то здесь должна быть третья стрелочка. Самая последняя. Но я ее, что-то не вижу…может ты подскажешь -O-
Лиса: А, я думаю, что за стрелочка на моей норке появилась… это ваша! Я ее сняла, припрятала, а тут вы. Я знаю, куда стрелочка приведет. Идем за мной, я хочу вам одно место показать. Это место меня очень огорчает.
Воспитатель: Что же тут случилось?
Лиса: Да, вот здесь недавно гуляли Леший с Кикиморой, пели громко песни, кричали, громко включали музыку, бегали, намусорили, жгли костры и все оставили. Вот, я еле потушила костер, и посмотрите, что они оставили после себя (мусор, бутылки, бумаги). Помогите мне, ребятки.
Воспитатель: Не волнуйся, лисичка, мы с ребятами поможем твоему горю, и все уберем. У меня как раз есть большой мусорный пакет, мы все соберем и в мусорный бак все унесем. Все будет чисто и красиво!
(собирают всё в пакет)
- А Лешего и Кикимору поругай. И привет от нас передай. Ух, какие!
Воспитатель: Ребятки, лес – это общий дом природы, а мы в нем только гости.
- Какие правила поведения в лесу мы знаем?
Дети: В лесу нельзя:
- громко говорить (кричать)
- включать громко музыку
- рвать с корнем цветы, грибы
- ломать ветки деревьев
- разжигать костры
- разорять гнезда птиц, муравейники
- стрелять из рогатки в птиц
- оставлять за собой мусор
- разбивать стеклянную посуду
- курить
Воспитатель: Ребята, а нам пора идти в детский сад, осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано. А тебе, Лисичка, спасибо за гостеприимство! Заходи к нам в гости в детский сад!
Лиса: Жаль с вами расставаться, вы такие хорошие и добрые ребятки! Спасибо вам, что помогли мусор убрать. Мне пора в свою норку, еще посплю и обедать буду. До свидания! (уходит)
Воспитатель: Давайте, ребятки, все дружно попрощаемся с лесом!
Дети (хором):
Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Воспитатель: Мы к тебе, лес, еще придем в гости в другое время года.
До скорых встреч!