ирина котяш
Проект «Я покажу тебе Москву». Образовательный маршрут «Государственный музей — усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа № 1368, структурное подразделение №3
«Я ПОКАЖУ ТЕБЕ МОСКВУ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ :
«Государственный музей-усадьба «Остафьево»-«Русский Парнас»
Номинация «Зеленые уголки Москвы»
Возрастная категория детей: 6-7 лет
Примерное время проведения: 30-35 мин (без учета дороги)
Маршрут подготовила : Старший воспитатель
ГБОУ Школа №1368 СП №3
Котяш Ирина Александровна
Публикация «Проект „Я покажу тебе Москву“, Образовательный маршрут „Государственный музей — усадьба „Остафьево“ — „Русский Парнас“» размещена в разделах
- Москва. Проекты для детей
- Московская область, город Москва
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Адрес: г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево
Как добраться :
из Москвы по Варшавскому шоссе до г. Щербинка, далее см. Схему;
из Подольска по проспекту им. Ленина до поворота на ул. Подольская (АТП-6) по указателю «Музей-усадьба «Остафьево», далее см. схему.
Рекомендуемый материал при посещении маршрута : рабочие листы, планшетная папка, карандаши цветные, фломастеры, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, клубок, ларец, тарелочка, платки, сарафан, иллюстрации времен года, корм для птиц, небольшие контейнеры для сбора природных материалов, фотоаппарат.
Рекомендации при прохождении маршрута, безопасность:
Не рекомендуется:
- Заходить за ограждаемые зеленые зоны; подходить близко к пруду, только в сопровождении взрослого;
- Запускать водоплавающие модели; бросать в воду посторонние предметы;
-Залезать на памятники архитектуры
Рекомендуемые мероприятия с детьми:
1 остановка : Прочитать стихотворение П. А. Вяземского об Остафьеве.
Пред домом круглый луг, за домом темный сад,
Там роща, там овраг с ручьем, курганов ряд,
Немая летопись о безымянной битве;
Белеет над прудом пристанище молитве,
Дом Божий, всем скорбям гостеприимный дом.
Там привлекают взор далече и кругом
В прозрачной синеве просторной панорамы
Широкие поля, селенья. Божьи храмы,
Леса, как темный пар, поемные луга
И миловидные родные берега
Извилистой Десны, Любучи молчаливой,
Скользящий вдоль лугов струей своей ленивой.
Подойти с детьми к главному дому, рассмотреть архитектуру здания, послушать небольшой рассказ об истории основания дома и его владельцах. Объяснить значение слов: галерея, колонны, флигель.
2остановка : Подойти к дереву, загадать загадку
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (лиственница)
Рассказать, что дерево посажено в 1850 году. Задать вопрос о том, как определить возраст дерева, если не знаешь, когда оно посажено? (по количеству колец на срезе)
Провести физминутку «Ветер дует нам в лицо…». Деи превращаются в разные деревья, дует ветер, деревья колышутся, ветер успокаивается, деревья застывают.
3 остановка Пройти вдоль пруда, через открытую веранду и подойти к памятникам
П. А. Вяземского, Н. М. Карамзина.
Рассказать детям о том, что последним владельцем усадьбы был граф Сергей Дмитриевич Шереметев, который установил памятник. С. Д. Шереметев сделал все, чтобы сберечь усадьбу и сохранить ее раритеты.
". Остафьево с его коллекциями и воспоминаниями, касающимися Карамзина, Жуковского, Пушкина, князей Вяземских, представляет собой, благодаря графу С. Д. Шереметеву, сплошной музей, имеющий всенародное значение".
Из протокола Императорского Петербургского Университета за 1914 год.
4остановка :Пройти по «Липовой аллее» - «Русский Парнас» и подойти к памятнику А. С. Пушкина.
Рассказать о том, что А. С. Пушкин в один из своих визитов в Остафьево, прогуливаясь по аллее, назвал ее «Русский Парнас» (гора в Греции, на которой жил покровитель искусства Аполлон.
Задать вопрос: кто такой А. С. Пушкин? (русский писатель, поэт)
Что он написал? Кто может прочитать стихотворение А. С. Пушкина?
Давайте поиграем в игру «Путешествие по сказкам».
Ведущий превращается в Сказочницу (надеть платок и сарафан, достает из ларца клубочек (он поможет путешествовать нам по сказкам). Кладет на золотую тарелочку. Дети встают в круг.
В сказке может все случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится.
Скажет гостю заходи!
(О. Высоцкая)
Сказочница катает клубочек по тарелочке и приговаривает, дети закрывают глаза: «Катись, катись клубочек по тарелочке». К кому прикатиться тот и сказку будет отгадывать.
Ребята открывают глаза и отгадывают из какой сказки зачитанный отрывок.
Показ иллюстрации к сказке.
1. «У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том…»
Сказочница после того, как дети отгадали, достает из ларца кота и дарит детям.
2. «Первый раз закинул старик невод,
Пришел невод с одною травою…»
Сказочница дарит золотую рыбку.
3. «Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…»
Сказочница достает из ларца и дарит Белку.
4. «Долго царь был неутешен.
Но как быть? И он был грешен.
Год прошел как сон пустой.»
Сказочница: «А чем заканчивается сказка?»
Дети вспоминают: И с невестою своей обвенчался Елисей.
Сказочница дарит волшебное зеркальце.
Спрашивает, из какой сказки отрывок.
Зеркальце поможет превращаться вам в сказочных героев.
5. «Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей…»
Сказочница дарит золотого петушка.
Сказочница:
«В мире много сказок.
Грустных и смешных.
И прожить на свете,
Нам нельзя без них.»
(О. Высоцкая)
Игра «Подскажи словечко» (дети отгадывают слово и называют из какой сказки отрывок) :
1) Его за руку взяла и в шатер свой (увела)
2) И в глазах у всей столицы петушок спорхнул (со спицы)
3) Весть царевну в глушь лесную.
И связав ее живую под сосной оставить там.
На съедение (волкам)
4) В руки яблочко взяла, к алым губкам (поднесла)
5) Остров на море лежит, град на острове (стоит)
6) Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный (дом)
7) С первого щелчка подпрыгнул поп (до потолка)
А. С. Пушкин долго прожил в деревне. Он любил смотреть, как деревенские девушки водили хороводы, любил он и народные игры. Давайте и мы поиграем.
Игра «.«Горелки»
Встаньте парами для игры.
Играющий, кому не хватило пары, «горит».
Дети произносят слова, сопровождая их движениями:
Гори, гори ясно, Глянь на небо - Колокольчики звенят.
Чтобы не погасло. Птички летят, Раз, два, три – гори!
Игроки последней пары бегут вперёд, стараясь взяться за руки быстрее, чем их осалит водящий. Если они успеют взяться за руки, водящий «горит» ещё раз. Если «горелка» салит одного из игроков, то становится с ним в пару.
Игрок без пары становится «горелкой». Игра продолжается до тех пор, пока все пары не пробегут.
Игра «Барашеньки» (игра со словом)
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий – Ваня.
Барашеньки, крутороженьки,
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
По горам ходили,
По лесам бродили.
Руки на поясе, топающим шагом идут по кругу.
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
Останавливаются, поворачиваются в круг лицом, имитируют игру на скрипке.
Ваня, Ваня, простота
Руками показывают на Ваню.
Купил лошадь без хвоста.
Упираются кулачками в бока.
Выполняют пружинки с поворотами.
Сел задом наперед
Прыжком разворачиваются лицом из круга.
И поехал в огород.
Выполняют пружинки, руки держат «поводья».
С окончанием текста Ваня догоняет детей, они убегают на места.
Игра «Золотые ворота»
В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.
Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.
Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются» : опускают поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.
Игра «Ручеек»
Ход игры.
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.
5 остановка : Предложить детям пройти по тропинке до Беседки «Аполлона», «Горбатого» мостика. В беседке послушать стихотворения А. С. Пушкина о разных временах года.
Вот ветер тучи нагоняя.
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась клоками.
Повисла на суках дубов.
Блеснул мороз.
И рады мы проказам матушки-зимы.
Вот так писал о весне:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей
. О лете:
Ох лето красное! Любил бы я тебя.
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты все душевные способности губя нас мучишь.
Любимым временем года была осень:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван тянулся к югу,
Приближалась довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора!
Чтение стихов сопровождается показом иллюстраций времен года
Спросить у детей какое время года нравится больше и почему?
6 остановка : Сообщить о том, что наше путешествие подошло к концу, вернуться к главному дому и выполнить задание на рабочих листах
Выполнение действий в рабочих листах:
Материалы для рабочих листов: распечатанные листы, цветные карандаши, фломастеры, папки-планшеты с зажимом.
Лист № 1: Нарисовать любимого героя из сказок А. С. Пушкина
Лист № 2: «Звери-птицы»
Инструкция зачитывается детям:
1. В верхнем поле нарисованы звери, рассмотрите их внимательно. Найдите зверей, которых не встретишь в зимнем лесу. Закрасьте красным карандашом кружок в клеточке выбранного зверя.
2. Во втором поле нарисованы птицы, рассмотрите их внимательно. Каких птиц не встретишь в зимнем городе? Закрасьте зеленым карандашом кружок в тех клеточках, в которых нарисованы эти птицы.