Лариса Сафонова
Экскурсия как средство приобщения детей к истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
(выступление на М. О. в детском саду)
Особое место в воспитании у детей любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям.
На экскурсии дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках и в других видах творческой деятельности.
Публикация «Экскурсия как средство приобщения детей к истории родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
В программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой предусмотрены экскурсии и целевые прогулки. Их назначение – ознакомление с трудом работников детского сада, с объектами ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека). Большое место отведено ознакомлению детей с природой, родным городом, другими городами России. Немалая роль отведена строительным играм. Детям необходимо «строить» города, деревни по плану, по определённым условиям (театр в центре города, дома вдоль набережной реки, детская площадка в центре квартала и т. д.)
Для того чтобы все это решалось успешно, необходимо запастись альбомами иллюстраций о своём городе, о столице – Москве, о самом красивом городе России Санкт-Петербурге.
Но одними альбомами и иллюстрациями знания детей достаточно не обогатятся. Необходимо действовать в нескольких направлениях.
1. Провести устное анкетирование родителей. Задать три вопроса.
- беседуете ли вы со своим ребёнком о Старом Осколе, его истории?
- в каких местах города вы любите бывать со своим ребёнком?
- какие книги, открытки, журналы есть в вашем доме о Старом Осколе, Белгородском крае, других русских городах.
2. провести диагностику знаний детей по теме «Родной край и наш город».
3. ознакомиться с литературой справочного характера о Старом Осколе с целью повышения своих знаний после проведения опросов и диагностики можно поставить следующие задачи:
1. Теснее работать с родителями.
На экскурсиях по городу необходимо знакомить с современными и старинными постройками города, памятниками известным людям, прикладным искусством, а закончить посещением городского музея, при этом не забывать о природе родного края. Можно рекомендовать 2 направления, взаимодополняющих друг друга: архитектура и краеведение. Необходимо составить перечень экскурсий для старшей и подготовительной групп. Чтобы экскурсия прошла для детей интересно и познавательно, надо тщательно к ней подготовиться. Уточнить маршрут, определить, где делать остановки, какую информацию дать детям, на что обратить особое внимание.
Первую экскурсию можно провести в старую часть города, предварительно рассмотрев с детьми карту «город - крепость». Во время экскурсии обратить внимание детей на старые дома купцов, дворян, интеллигенции, на фасады, расположение окон, крылец, дорог. Дать детям пояснение, почему наш город был заслоном для врагов, городом-крепостью, городом-защитником Московского государства.
Рассказать о расположении отдельных частей города, по старинному названию – слобод. Почему та или иная слобода так называлась: н-р «Ямская слобода» - там жили ямщики и перевозчики; «Стрелецкая слобода», в которой проживали воины-стрельцы; «Казацкая слобода» - поселение казаков и т. д.
Во время экскурсии обратить внимание детей на красивые старинные храмы.
Результаты таких экскурсий не заставят себя долго ждать. В дальнейшем, рассматривая открытки и альбомы Старого Оскола, дети будут обмениваться знаниями и впечатлениями от экскурсий, воспоминаниями увиденного.
Большое значение для воспитания у детей патриотических чувств будут иметь экскурсии по местам боевой славы, к памятникам В. О. В.
Следующую экскурсию можно провести по современной части города, рассмотреть новые здания и постройки, улицы и проспекты. Рассказать, как стал расширяться и обновляться наш город с началом строительства ОЭМКа. Полюбоваться красивыми улицами, бульварами, парками.
Экскурсия в краеведческий городской музей даст детям много знаний о старине и современности нашего города, о природе нашего края. Для того чтобы провести экскурсию, надо заранее договориться с экскурсоводом, обговорить объём экспозиций и характер ознакомления с ними. Перед экскурсией объяснить детям, как себя вести, когда можно задавать вопросы. В краеведческом музее можно наметить несколько направлений, н-р: «Крестьянский дом – купеческая усадьба», «Старинные наряды жителей Старого Оскола», «народно-прикладное искусство старооскольцев», «Героические подвиги в В. О. В. наших земляков».
Такие экскурсии послужат толчком к развитию творчества детей, в ролевых и театрализованных играх дети начнут отражать увиденное на экскурсиях.
В конце подготовительной группы можно провести диагностику знаний детей о родном городе, крае. Я уверена, дети покажут хорошие знания и в этом немалую роль сыграют экскурсии.
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ
План
Тема: «Старый Оскол – древний город-крепость».
Цель: Познакомить детей со старой частью города, расширять знания о первых поселенцах, о расположении слобод, храмов. Развивать интерес к истории родного города. Воспитывать любовь к своему городу.
Содержание экскурсии :
1. Поездка на автобусе на улицу Ленина, в старую часть города. Рассказ о первых поселенцах-стрельцах, воинах, защищавших границы Русского Московского государства.
2. Рассказ о крепости. Рассматривание старинного герба нашего города.
3. Поездка к старинным Храмам города, в слободу Ямская и Стрелецкая.
Вопросы к детям:
- Знакома ли вам эта улица? (ул. Ленина) (Дать детям её старинное название)
- Какие здания на этой улице, чем они отличаются от тех, в которых вы живёте? Чем они интересны?
- Как вы думаете, кто мог жить в таких домах?
- Почему в современное время люди бережно охраняют эти здания?
- Бывали ли вы в храмах? Что вас там заинтересовало?
- (в конце экскурсии) Что вам запомнилось? Какая часть города вам особенно понравилась?