Татьяна Фефилова
Экскурсия на родник (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование нравственно – патриотических чувств при посещении родника – хранилища богатства природы, наследия нашей Родины.
Задачи:
- ознакомление детей с расположением родника
- дать представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле;
- познакомить детей с добрым отношением людей к родникам.
Публикация «Экскурсия на родник (старшая группа)» размещена в разделах
- Родник. Все о родниках для детей
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Воспитатель: Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Дети: родник.
Воспитатель: Правильно. Это родник. И сегодня мы с вами отправимся на экскурсию к роднику. Давайте вспомним историю образования, местоположение, характеристику родниковой воды.
Воспитатель: Родник расположен в самом центре нашего села Лынга, в конце улицы Комсомольской. История возникновения этого родника очень давняя, уходит в далёкое прошлое. По словам старожилов, со строительство узкоколейной железной дороги, заправочной станции для тепловозов дровами и водой. В настоящее время это зона отдыха с красивым прудом и колодцем с родниковой водой. Родник очистили и обиходили, вырыли большой котлован и запрудили.
Население пользуется им как питьевым источником. Сюда, чтобы набрать родниковой водички, приезжают люди из городов.
Название роднику дано жителями посёлка.
Давайте вспомним: «Откуда берется вода в реках?».
Дети: размышляют, вспоминают, что знают о родниках.
Воспитатель: многие реки, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Любит и бережет родники наш народ : обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы.
Вот и наш родник находится под навесом в виде избы с беседкой. Над входом в беседку источника, надпись: «Родник». Дно засыпано речной галькой. Деревянное обустройство колодца производится, в виде сруба. Имеется деревянная крышка для закрывания колодца, чтоб не попадал мусор, а зимой вода не замерзала. Это ворот к нему прицеплена крепкая цепь и ведро, для того чтобы поднимать воду.
Все знают поговорку про «Не плюй в колодец…», однако далеко не все знают об обычае бросать в воду колодца различные предметы. Рукодельницы бросали туда пряжу, молодожёны – куски свадебного каравая и монеты, воины после окончания войны – оружие.
Был случай, когда в одном осаждённом городе жители бросили в колодец бочки с мёдом и киселём, а во время переговоров с врагом как бы невзначай достали их оттуда со словами «Мать-земля кормит». Неприятель понял, что осаждать город, который имеет такой «чудодейственный» колодец, бессмысленно, и отступил.
Таким образом, совершенно очевидно, что для наших далеких предков колодец являлся не только источником жизни, но и неким культовым сооружением, занимая важнейшее место в верованиях, быту и традициях любого члена общины!
Воду можно набрать и открытом роднике, спустившись по ступенькам. На ухоженном роднике всегда есть ведро, которое оставила чья-то бескорыстная рука для всех и для каждого. Через бегущий от ключа ручеек, сооружён мостик к пруду.
Родниковые подземные воды бьют медленно, но сильно.
Родник встречает людей веселым журчанием, как будто приветствует их. «Ребята, посмотрите какая чистая, прозрачная, холодная вода. А как мы можем понять, что она холодная? (ответы детей).
Планета наша «голубая»
Такая разная большая
Звенит родник водой студеной
Сияет струйками своими
И капельки игрой веселой
Смеяться просят вместе с ними.
Воспитатель: А, хотите узнать, как он появился?
Родничку стало тесно под горой, ведь он понимал, что он должен помогать всему живому и поэтому он, раздвигая землю, глину, песок, добрался до поверхности земли. И произнес: «А вот и я, пейте воду и будете здоровыми». А теперь давайте посмотрим, куда же побежал наш родничок. А родничок захотел встретиться со своими братиками, они встретятся, обнимутся и сольются в речку Прычь.
Воспитатель:
У писателя Ивана Бунина есть стихотворение «Родник», послушайте его:
В глуши лесной, в глуши лесной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный :
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Лесные родники нужны зверям и птицам для водопоя. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту, природы. Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озера будут полноводными.
Воспитатель: А, сейчас мы с вами поиграем.
Подвижная игра: «Ручейки и озёра»
Цель: учить детей бегать и выполнять перестроения
Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).
На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круг.
В конце экскурсии (стоя возле родника) с детьми обсудить, как можно ещё украсить и сберечь наш родник «Андреевский»
Воспитатель: Вы немного отдохнули, набрались сил, и нам с вами пора отправляться в детский сад.
Заповедный исток есть у каждой реки.
Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земля раскрывая.