Людмила Коновалова
Экскурсия как одна из инновационных форм работы с родителями по формированию экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКСКУРСИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «Экскурсия как одна из инновационных форм работы с родителями по формированию экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Аннотация. Статья посвящена опыту работы эффективного использования экскурсии в природу с родителями в экологическом образовании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Ключевые слова: экологическое образование, экскурсия, семья, дошкольник.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает современную дошкольную педагогику на формирование целостной духовно-нравственной личности [1]. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое образование, важность которого в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Только человек, искренне любящий свою землю, свой родной край, вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Экологическое образование дошкольников по ФГОС ДО — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры [2]. В настоящее время экологическое образование является одним из приоритетных направлений в образовании дошкольников.
Огромное значение в экологическом образовании дошкольников имеет положительный пример в поведении взрослых. Поэтому важно значительное внимание уделить работе с родителями. Для этого необходимо достичь полного взаимопонимания с ними. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами их не соблюдают. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители осознают важность и ценность формирования экологической культуры с самого раннего возраста, так как первые впечатления от общения с природой служат фундаментом для формирования экологического мировоззрения.
Задачи экологического образования решаются более успешно тогда, когда родители собственным примером показывают любовь к природе и эту любовь стараются передать детям. Ведь ребенок как зеркало копирует то, что видит в семье и это накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. И, конечно, очень важно, чтобы дети видели в семье то, что положительно влияет на их чувства, рождает доброту, отзывчивость и чуткость к окружающим людям.
Родителям небезразлично, какими вырастут их дети. Поэтому работа с родителями направлена на то, чтобы вызвать у них глубокое чувство ответственности за судьбу природы, стремление воспитывать у детей непримиримость к её бессмысленному уничтожению.
В федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется работе с родителями [1].
В работе с родителями по экологическому образованию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии, совместные походы, экскурсии, следуя педагогике сотрудничества: педагог-родитель; педагог-ребенок-родитель.
Мы хотим поделиться наиболее эффективной, на наш взгляд, формой работы с детьми и родителями по данному направлению - это экскурсия в природу.
Наши родители - активные помощники во всем, участвуют во всех мероприятиях ДОО. Но быстрый темп нашей жизни, нагрузка на работе, домашние хлопоты и дела порой вынуждают родителей проводить мало времени с детьми на природе. А, как известно, природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Как–то в беседе с родителями мы уловили мысль «как бы все бросить, и выехать на природу». И мы, воспитатели и дети, поддержали эту идею. Решили отдохнуть на берегу нашей любимой реки Бузулук. Протекает река по окраине города, а это совсем недалеко, к тому же, там очень красиво!
Стали планировать экскурсию. В ходе беседы с детьми, выяснили, что ребята ждут приключений, сюрпризов. Ваня Г. предложил выехать всем на природу в костюмах пиратов (так решили дети). Мы, воспитатели и родители, поддержали эту идею. Посоветовавшись, пришли к единому мнению, что экскурсию нужно построить в форме квест-игры.
Обсудив с родителями место и план экскурсии, мы отправились на берег реки Бузулук. Тут воспитанников и родителей встретили два «пирата», которые следят за порядком на реке Бузулук. Они согласились пропустить ребят с родителями на отдых только в том случае, если они расскажут о правилах поведения в природе. «Пираты» остались довольны и согласились дружить с ребятами. А в это время родители накрыли «волшебную полянку» и пригласили всех участников к столу.
За вкусным обедом «пираты» рассказали, что у них есть карта для поиска сокровищ. И вручить они её могут только настоящим защитникам природы, которые пройдут испытания. «Пираты» предложили участникам экскурсии разделиться на две команды. За каждое успешно пройденное испытание команда получала «чёрную метку» - особый пиратский знак. И только та команда, которая наберёт семь меток, могла получить карту.
Так начались наши приключения, то есть квест–игра, в которую с удовольствием включились и дети, и родители.
Первым заданием было – найти дерево с серебристым стволом и дрожащими листьями. Ребята, конечно, сразу узнали по описанию осину и нашли дерево на берегу реки. Но прежде, чем дошли до дерева, проползли под «лианами», перепрыгнули через «ручей» и только тогда смогли добраться до осины. Первыми нашла дерево команда «Черная жемчужина». Под деревом дети обнаружили коробку, в которой было следующее задание - сложить разрезные картинки. Каждая команда получила свой пакет. Дети сложили картинки. Но возник вопрос: как называются растения? Не сразу пришли к единому мнению, спорили и доказывали. Всеобщими усилиями пришли к правильному ответу. Оказалось, не все взрослые знали правильный ответ, путают рогоз с камышом.
В следующем конкурсе и дети, и взрослые проявили максимум творчества. Пока искали рогоз и камыш, взрослые собрали пакет с мусором, который собрался после пикника. Вот тут закипела работа. Командам было предложено из бросового материала смастерить корабли, придумать им название. Смекалке и выдумке не было границ, каждый предлагал свою версию, пробовали, меняли, спорили: как закрепить флаг, какие материалы использовать, что будет плавать, а что – нет. Пришли к выводу, что картон использовать нельзя - он размокнет. Взрослые, выслушав детей, старались поддержать инициативу и помочь. Так в непринуждённой обстановке ребята закрепили свойства различных материалов и нашли практическое применение мусору. Когда корабли были готовы, они выглядели прочными и ждали отправления в долгое путешествие.
Так же в процессе квест-игры были использованы различные эстафеты, музыкальные паузы, игры с мыльными пузырями и воздушными шариками.
Когда пришло время подсчитать «черные метки», оказалось, что ни одна команда не набрала нужное количество, как было задумано с самого начала. Посовещавшись и подсчитав общее количество меток, участники игры пришли к единому мнению – объединить все метки. Сделали вывод, что только общими усилиями можно достигнуть любой цели, в том числе и в деятельности по защите родной природы.
Дети с нетерпением ждали момента, когда все вместе будут весело плескаться в родном Бузулуке и пустят свои корабли в плавание. Но сначала дети предположили, в какую сторону поплывут их поделки, провожая их взглядом, фантазировали, куда же могут доплыть и в каких местах побывают, а взрослые подсказали, что их путь лежит в реку Хопер, затем - в Дон. Наплескавшись в воде и погревшись на солнышке, родители наравне с детьми с удовольствием строили песочные замки, прокладывали каналы, выкладывали из камушков различные узоры. Каждый нашел занятие по душе: кто-то наблюдал за бабочкой, стрекозой, лягушонком, мальками, водными растениями, кто-то экспериментировал, а кто-то закапывался в песок и грелся.
Экскурсия подходила к концу, никому не хотелось возвращаться домой, но нужно было ещё убрать за собой весь мусор. Дети активно принялись за работу. Помогая взрослым, они прочно усвоили важный экологический урок – природу загрязнять нельзя!
Нам, педагогам, в процессе экскурсии удалось решить множество задач через интеграцию всех образовательных областей, потому что мир природы удивителен и прекрасен. Сколько открытий сделали дети и их родители за один только день, стали ближе к природе и друг другу.
Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность - все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Общение с природой позволяет полнее ощутить всю красоту жизни.
Умение смотреть и видеть, слушать и слышать не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается совместно с семьей. Вот здесь и важна роль экскурсии в природу с близкими ребенку людьми, которая позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы и уделить своему чаду драгоценное время. Наши родители изменили взгляд на воспитание своих детей и стали не только участниками образовательных отношений с ДОУ, но и инициаторами многих совместных мероприятий с детьми. Участники данного мероприятия получили массу позитивных эмоций и решили экскурсии сделать традицией нашей группы в разное время года.
Реализуя ФГОС ДО по включению родителей в образовательный процесс и повышению качества образования, мы стараемся шагать в ногу со временем и находимся в постоянном поиске инновационных форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников в экологическом образовании дошкольников. Экскурсия, как одна из таких форм, оказалась наиболее эффективной и полюбившейся участниками образовательного процесса. Мы надеемся, что общими усилиями ДОУ и семьи, мы сможем подвести наших детей к пониманию того, что мы все в ответе за природу на Земле, и, войдя во взрослую жизнь, они будут стараться приумножить и сохранить её красоту!
Библиография
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 [Электронный ресурс] – URL :http//base/garant.ru/70512244/. (18.09.19г).
2. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. Программа экологического образования дошкольников/ Н. А. Рыжова. М. : Линка-Пресс, 2017.-224с.