Нина Анохина
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия к роднику»
▼ Скачать + Заказать документы
Анохина Нина Петровна, воспитатель.
Муниципальное казённое дошкольное учреждение Тушнинский детский сад
«Конспект занятия в подготовительной группе на тему
Цель: Формировать интерес к достопримечательностям, природе родного края.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Экскурсия к роднику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родник. Все о родниках для детей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Задачи: 1. Закрепить знания детей о родниках родного края.
2. Познакомить детей с традиционно добрым отношением народа к родникам.
3. Воспитывать бережное отношение к родникам. Научить понимать, что чистая вода – бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Возраст: разновозрастная группа (5-7 лет)
Продолжительность: 40 минут
Предварительная работа: беседа с детьми:
- Ребята, завтра мы отправимся на прогулку к роднику. Скажите, пожалуйста, а кто из вас может ответить на вопрос: что такое родник? (ответы детей) Правильно, родником называют текущий из глубины земли водный источник. Вода в нём прохладная, чистая и очень вкусная. А само слово «родник» такое тёплое, светлое и родное. Как иначе можно назвать родник?
- Ключ.
А знает ли кто из вас, где находится ближайший родник? (ответы детей)
Тогда, давайте определим маршрут нашей экскурсии (идёт выбор и обсуждение маршрута).
Ход экскурсии:
Ну, вот, мы подошли к месту нашей экскурсии – нашему роднику. Ребята, давайте поздороваемся с водой. Для этого положите ладошку на воду и скажите ей слово приветствия.
А теперь, давайте познакомимся с нашим родником. Наклонитесь к нему низко-низко и прошепчите воде своё имя. А родничок наш в народе называют Аришиным родником. Как вы думаете, почему? (предположения детей).
Ребята, наш край славится родниками. В окрестностях нашего села насчитывается около 20 родников. До Великой Отечественной войны Тушна была селом-садом. На склонах Тушнинских гор росли фруктовые деревья. Сады разводили жители Тушны, поэтому у каждого сада был свой хозяин. В каждом саду был свой родник – источник полива деревьев. Каждый хозяин ухаживал за родником – чистил исток, чтобы больше воды поступало на поверхность. Отсюда и название родников – по имени или фамилии хозяина сада. Вы догадались, как звали хозяйку этого сада? (Ариша). Все родники были в отличном состоянии, ведь водопровода в селе тогда ещё не было, и люди носили воду из родника в вёдрах коромыслами. В суровую военную зиму 1941 года, когда морозы в декабре достигали 40 градусов, сады погибли. Все военные годы женщины, старики и дети пилили сухие яблони на дрова. Так, Тушнинские сады, даже сухие, помогли нашим сельчанам выжить в трудные военные годы.
Ребята, посмотрите, как весело бежит по камушкам наш родничок. Давайте и мы поиграем.
Проводится игра «Ручеёк».
Ребята, какие ещё родники вы знаете? (Карпов родник, Орлов родник, родник Богомольный, Мыльников родник, Потапов родник, родник Гремячий, Стрелочный родник).
А самый известный родник, какой?
-Богомольный.
Почему он так называется? (ответы детей)
Вот послушайте, я расскажу вам легенду об этом роднике.
«Давным-давно это было… Недалеко от нашего села, в лесу, жили разбойники. Они нападали на село, грабили и убивали людей. Но однажды разбойники дошли до овражка, где росла высокая кудрявая берё зка и не могли двинуться дальше: лошади отказывались идти вперёд, беспокоились, ржали, и никакой силой нельзя было сдвинуть их с места. Разбойники поворачивали обратно. Так повторялось несколько раз. Сельчане (жители села, решили узнать, почему разбойники в этом месте поворачивали обратно, какая сила держит их в этом месте? И когда подошли к горе, из-под которой бежала вода, то в ключе им явилась икона Параскевы-мученицы. И тогда они поняли, что образ святой Параскевы спасал их селение от разбойных набегов. Около святого родника разбойники слепли».
Такое вот предание о святом роднике Богомольный. Случилось это на десятую пятницу после Пасхи. Этот день стал в нашем селе престольным праздником. Со всех окрестных сёл идут люди в этот день к святому роднику. И обязательно пешком, как и ко всем другим святым местам. Люди молятся святой Пераскеве Пятнице и набирают воду из святого источника, окунаются в купель.
А вы посещали этот родник? Расскажите (рассказы детей о посещении святого родника).
Ребята, а как вы думаете, уютно здесь нашему родничку? Посмотрите, вокруг растут сорняки, разбросаны пакеты, фантики. Давайте уберём этот мусор, чтобы нашему родничку дышалось легко, и он почувствовал нашу заботу.
(Ребята убирают территорию вокруг родника, моют руки, присаживаются).
Моя бабушка с детства учила нас, свих внуков, что замутнить или загрязнить родник – это большой, непростительный грех, расчистить же, наоборот, - благо и добро. Потому что вода священна. Существовала такая традиция: женщина не должна идти к колодцу или роднику в грязной одежде. Поэтому она утром одевалась во всю чистую одежду и набирала воды на весь день.
В старину говорили: «Будь богат, как земля, и здоров, как вода». Вода несла здоровье тем, кто искренен и добр с нею, и наказывала тех, кто причинял ей боль.
А теперь давайте посмотрим, куда же побежал наш родничок? А родничок захотел встретиться со своими братиками, и есть место, где они встретятся, обнимутся и сольются в речку Атца. А река Атца куда бежит? (В реку Волга)
Подвижная игра: «Ручейки и озёра»
Цель: учить детей бегать и выполнять перестроения
Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).
На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые быстрее соберутся в круг.
В конце экскурсии (стоя возле родника) с детьми обсудить, как можно ещё украсить и сберечь наш родник.
Воспитатель: Вы немного отдохнули, набрались сил, и нам с вами пора отправляться в детский сад.
Мы с вами славно потрудились, помогли нашему родничку, пора возвращаться. Прощаясь с родником, давайте поклонимся ему. А на обратной дороге давайте сочиним сказку о Аришином роднике. Представьте, много-много лет назад, в глубине земных недр… (По дороге домой дети сочиняют продолжение сказки).
Ну, вот мы и пришли к нашему детскому саду, вам понравилась наша экскурсия? Дома нарисуйте наш родник, а через несколько дней мы организуем выставку ваших рисунков.