Наталья Захарова
Экскурсии и целевые прогулки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсии и целевые прогулки для дошкольников должны быть яркими, увлекательными и познавательными. Детям дошкольного возраста важно, чтобы такой поход оказался полезным, но не был скучным. Именно поэтому, стоит выбирать такие маршруты для экскурсий и целевых прогулок, которые не требуют долгих переходов и переездов, но позволяют провести время весело и с пользой.
Публикация «Экскурсии и целевые прогулки в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Начиная со 2 младшей группы, c дошкольниками необходимо проводить целевые прогулки, сначала по участку детского сада. Начиная со старшей группы, следует вводить экскурсии и целевые прогулки за пределы детского сада. Воспитателю следует учитывать: местоположение и природное окружение детского сада, принимать во внимание наиболее яркие сезонные явления природы, а также возможности детей. Следует выделить основную задачу – ознакомление детей с явлением или объектом природы и окружения, для расширения и уточнения детских впечатлений. На таких мероприятиях дети знакомятся с природой в естественных условиях, с объектами культурного наследия и общественными местами города.
Такие виды деятельности, имеют определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы. Воспитательно-образовательное значение экскурсий и целевых прогулок очень велико, так как они повышают интерес к родной природе и городской жизни, способствуют воспитанию эстетических чувств и правил поведения в общественных местах.
Проводятся экскурсии и целевые прогулки по заранее разработанному плану, согласованному с образовательной программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.
Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий и целевых прогулок нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах это театры, музеи, бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор, теплица и др. Целевые прогулки в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.
Готовясь к экскурсии или целевой прогулке, воспитатель заранее посещает интересующие место. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.
Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии или целевой прогулке, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, как одеться. Такое предварительное короткое сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной прогулке.
В проведении экскурсии или целевой прогулке большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя. Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Центральным моментом экскурсии является показ чего-либо, сопровождающийся объяснением, центральным моментом целевой прогулки является наблюдение. Перед возвращением с экскурсии или целевой прогулки, детям дают отдохнуть, посидеть минут 5-10 в тени.
Работа с детьми в группе после экскурсии.
После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием знаний, раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий. Можно сочинить рассказ. Составить книгу сказок, составление коллажей, конструирование макетов экосистем.
Во время проведения экскурсий необходимо не забывать об отдыхе. Рекомендуется проводить игры и игровые упражнения.
Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей.
Темы экскурсий могут быть таковы : наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин, пожарное депо и т. п. Любая из этих экскурсий может быть предложена всем группам, но по-разному.