Анна Плешкова
Экономическое воспитание дошкольников на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание дошкольников на современном этапе
Совсем недавно группой людей, куда входили педагоги, бизнес-лидеры, ученые, была разработана концепция «Навыки 21 века». Эта концепция показала, на что должна быть направлена образовательная деятельность, чтобы ребёнок, пройдя все ступени образования превратился в успешного взрослого? Ребёнок 21 века – то есть успешный взрослый человек должен обладать следующими навыками
1. Базовые навыки для решения повседневных задач
• Навыки счёта и письма
• Математическая грамотность
• Естественно-научная грамотность
• ИКТ – грамотность
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
• Культурная и гражданская грамотность
2. Компетенции для решения сложных задач
• Критическое мышление
• Креативность
• Умение общаться
• Умение работать в команде
3. Личностные качества, чтобы справляться с изменениями окружающей среды:
• Любознательность
• Инициативность
• Настойчивость
• Способность адаптироваться
• Лидерские качества
• Социальная грамотность
То есть финансовая грамотность указана как базовый навык для решения повседневных задач.
На федеральном уровне была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности населения от 0 до 99 лет на 2017 -2023 гг., а далее она была пролонгирована до 2030 года с целью создания системы финансового образования на всех уровнях, формирования к 2030 году у большинства граждан Российской Федерации ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик, способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества.
О финансовой грамотности детей заговорили ещё до внесения этого направления в ФОП ДО. И поэтому мы и используем этот термин – финансовая грамотность. НО! Мы понимаем, что когда речь идёт о ребёнке –дошкольнике, то наиболее подходящим для детского сада будет понятие «Экономическое воспитание». Почему?
Потому что направление финансовой грамотности в детском саду реализуется через экономическое ВОСПИТАНИЕ. Потому что мы говорим не только о деньгах, ценах, сбережениях, зарплате, рекламе, покупке, продаже, но и о профессиях, трудолюбии, нравственности, пользе, ответственности, и в основе всего лежит ТРУД.
Финансовая грамотность – это про что? Какие задачи мы преследуем?
Компонентами экономического воспитания дошкольников являются:
• Первичные экономические представления
• Рациональный труд
• Уважение у труду
• Разумные экономические потребности
• Мотивация бережливости
• Бережное отношение к чужой собственности
• Ответственность
• Позитивная социализация
Цель экономического воспитания – не экономика сама по себе, а экономическая социализация ребёнка: Почему люди живут хорошо? А что значит - жить хорошо? Что нужно делать, чтобы жить хорошо? Как нужно работать?
Конечно, мы не задаём эти вопросы детям, а организуем образовательную деятельность так, чтобы ребёнок ориентировался в этих вопросах и понимал ценность своих действий.
Зачем вообще нужно экономическое воспитание? А нужно оно, потому что современного ребёнка с первых дней жизни окружает среда, наполненная экономическими понятиями и процессами: Моё- твоё, наше-чужое, деньги – товар, цена –стоимость, дорого –дёшево, продать – заработать.
Базовые категории, или векторы экономического воспитания для дошкольников:
1. Нравственность (педагог должен объяснить взаимосвязь между экономическими и нравственными категориями)
2. Взаимоотношения (педагог вводит детей в сложный мир предметов, вещей, отношений)
3. Деньги (учит правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию)
4. Потребности (учит вести себя разумно в реальных жизненных ситуациях, развивает разумные потребности)
То есть главные целевые ориентиры, к которым мы стремимся, формируя финансовую грамотность детей в детском саду, - это те нравственные качества, которым будет обладать он в будущем: трудолюбие, бережливость, рациональность, экономность и деловитость.