Юлия Кручинкина
Экономическое воспитание детей в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание детей в дошкольном образовании
В наше время каждый из нас знает, что будущее государства зависит oт правoвой, политической, экономической и нравственной грамотности нашего поколения. По этому экономическое воспитание дошкольников объективно считать фактором полноценного развития человека в нынешнем обществе.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Дошкольник и экономика только на первых порах кажутся слишком далеким друг от друга. Ребенок и экономика спутаны с малых лет. Он с ранних пор участвует в жизни своих родителей, когда они вместе ходят в магазин за покупками. Ребенок узнает такие слова как "деньги", "цена", "дорого", "дешево", "продать", "заработать". Дети как губки впитывают все новое и быстрее приспосабливаются в любой обстановке. Как раз именно семья создает подходящие условия для развития экономического мышления, понимание жизненно важных качеств, имеющих экономическую основу. В основном экономическое воспитание дошкольника в семье дается при помощи бытовой деятельности. На то имеются настоящие жизненные ситуации. Ребенок - дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, убраться дома. Тем самым он имеет вероятность познать основу экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его понимание, взгляда, отношения к добру и злу.
Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику приспосабливаться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые случайно врываются в его жизнь.
Ведущим видом деятельности в дошкольном образовании является игровая деятельность. Именно в сюжетно-ролевых играх передаются реальные жизненные ситуации, которые позволяют познакомить ребенка с миром товарно-денежных отношений. Изо дня в день дети играют в такие сюжетно-ролевые игры как "Семья", "Магазин", "В ресторане", "Парикмахерская", "Автосалон", где дети закрепляют знания счета денег и их размена. Для этих игр предоставлено много разнообразного игрового материала. Для игр в магазине распечатаны денежные купюры, приобретена новая касса. В игре дети учатся правилам "купли-продажи", приобретают знания, умение обращения с деньгами.
Кроме того, с детьми проводятся беседы как беречь ресурсы страны: воду и электричество. Были проведены занятия «Как Гном Эконом экономит электроэнергию», в ходе которых объяснялось детям, откуда берутся в доме вода и электричество, зачем они нужны, почему дорого стоят и т. д. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет. Для более глубоких понятий экономики для детей читаются и экономические сказки :
1. Сказки о потребностях и возможностях А. С Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", К. Чуковского "Телефон", "Каша из топора", "Иван-царевич и серый волк"
2. Сказки о купле-продаже "Мальчик с пальчик", С. Т Аксакова "Аленький цветочек".
3. Сказки о рекламе: Ш. Перо "Кот в сапогах", С. Михалкова "Как старик корову продавал".
Помимо того, при обучении детей экономике используются пословицы и поговорки. Каждый из них это маленький рассказ, которая несет многовековую народную мудрость:
1. Бережливость, лучше прибытка.
2. Всяк на себе свой хлеб добывает.
3. Всякое умение трудом дается.
4. Деньги-дело наживное.
Также с большим интересом дети играют в дидактические игры, такие как:"Назови профессии",ребенок учится устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. "Кому что подарим" например ребенок правильно подбирает подарок девочке или мальчику, обосновывая свой ответ.
Экономическое воспитание имеет непосредственную связь с трудовой деятельностью дошкольника. Она воспитывает в детях ответственность, хозяйственность, бережливость. Воспитатель всегда обращает внимание на испорченные вещи- сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как можно их починить (например совместное заклеивание их с помощью скотча).Нужно добиваться у детей желание, интерес продлевать жизнь окружающих нас предметов- тогда они научаться любить и беречь свои вещи и вещи своего друга, ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом.
Использование разнообразных форм и методов по формированию экономического мышления делает процесс познания экономики интересным, доступным. Главное- говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Опыт показывает, что только совместно с родителями детский сад дает хорошие результаты по формированию экономического понятия для дошкольников. Т. е. раннее соответствующее экономическое воспитание служит началом правильного взгляда и организации более совершенного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решается задача всестороннего развития личности.