Ирина Петровская
Литературное воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по литературному воспитанию по ФГОС ДО в подготовительной к школе группе. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и выразительной сторон, чувствуют и стремятся истолковать красоту литературной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающими, стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста приближаются к уровню собственно эстетической деятельности.
Публикация «Литературное воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Задачи и содержание в этой возрастной группе будут во многом перекликаться с тем, что осуществлялось в предыдущей группе.
Освоение задач литературного развития детей осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей на основе широкого круга фольклорных и литературных текстов.
Основные методы литературного развития :
• Чтение (рассказывание) взрослого, который знакомит дошкольников с литературными текстами. При этом надо обращать внимание, кто принес эту книгу – педагог, ребенок, из библиотеки, обменялись с другой группой, посоветовали прочесть.
• Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов способствует воспитанию вкуса, развивают способность чувствовать и понимать настроение произведения, значение средств образности языка, улавливают музыкальность, звучность.
• Просмотр (прослушивание) записей текстов самими детьми развивает осознанное отношение к правильности и образности языка.
• Беседа после чтения способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа.
• Чтение с продолжением.
• Беседы о книгах. Знакомство с историей появления книг, значение книг для человека.
• Обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы.
• Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, в подготовке которых все больше будут принимать участие дети, в том числе организуя их для дошкольников младшего возраста.
• Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности.
• Метод проектов. Помимо идей проектной деятельности, которые реализовывались в старшей группе (создание с детьми книжек-самоделок, детская библиотека выставки книг, дошкольникам 6-7 лет будут важны новые темы. Цель проекта «Секреты волшебницы речи» - помочь детям овладеть разными средствами речевой выразительности и зафиксировать освоенные представления в «Детской энциклопедии», в аудио-видео кассетах «Помощники волшебницы речи» с записями исполнения литературных произведений самими детьми. Организация разных мини-театров в группе.
• Ознакомление с писателями и поэтами, художниками иллюстраторами детских книг. Сообщение отдельных сведений из биографии, знакомство с произведениями этих авторов, анализ произведений. Оформление фотовыставки.
• Придумывание историй по наглядным опорам.
• Проблемные обсуждения о социально-нравственных ценностях.
• Сравнение текстов русских народных сказок и сказок в обработке авторов.
• Оформление выставок с рисунками «Моя любимая книга»
• Импровизация «Мы сказочники».
• Музыкальные занятия «Сказка в музыке».
• Проведение викторин по сказкам, произведениям отдельных писателей.
• Тематическое проведение конкурса чтецов.
Дети: расширяют читательский интерес, правильное восприятие литературного текста, организация творческой деятельности на основе литературного текста.
Итогом освоения содержания образовательной области «чтение художественной литературы» является:
• Ребенок проявляет эстетической вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
• Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения.
• Называет любимые произведения, объясняет, чем они ему нравятся.
• Знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения.
• Знает фамилии 4-5 художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные и былинные сюжеты, оформляли театрализованные.
• Различает основные жанры литературных произведений : стихотворение, сказка, рассказ.
• Выразительно исполняет литературные произведения.
• Ребенок творчески активен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.
• Выразительно передает образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляет творчество, стремится к импровизации.
Спасибо за внимание!