Светлана Коваленко
Апробация и внедрение модульной парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный поиск современных, востребованных в обществе, технологий образования дошкольника всегда являлся приоритетной задачей нашего учреждения. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию проект инновационной деятельности по апробации и внедрению системы работы развития интеллектуальных способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество на основе парциальной модульной программы «СТЕМ-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Публикация «Апробация и внедрение модульной парциальной программы „STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста“» размещена в разделах
Немного истории. Еще в 2006 году в Америке была придумана Инициатива американской конкурентоспособности, так как явными стали отставания страны от высокотехнологичных достижений Китая и Японии. Для поддержания Инициативы ведущими учеными Америки и была придумана методика STEM, которая в своем названии содержит акроним слов:
Science (наука)
Technology (технологии)
Engineering (инженерия)
Mathematics (математика)
Главным отличием метода стала интеграция различных образовательных дисциплин в смешанную среду обучения. Минимум теории, максимум практики! Основная идея при этом – получение знаний не с помощью механического заучивания или ознакомления с каким-то отдельным предметом, а познание эмпирическим путем, из многих наук сразу, решая одновременно несколько задач в ходе опытной и познавательно-исследовательской деятельности.
Чуть позже, в 2014 году на заседании Совета по науке и образованию президент РФ В. В. Путин заметил, что «лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости». Таким образом, и в нашем государстве на самом высоком уровне прозвучал призыв к модернизации подходов в системе образования, к поиску инновационных решений и использованию в практике образовательных организаций успешных программ по развитию интеллектуального, инженерного, технического мышления будущих строителей нашего общества.
Одной из таких программ стала парциальная модульная программа
«СТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», авторами которой являются Волосовец Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Российской академии образования, Маркова Вера Александровна, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ, главный методист ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного профессионального образования и инновационной деятельности ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, директор ОП ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» в г. Краснодар, Аверин Сергей Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, президент ГК «ЭЛТИ-КУДИЦ».
Ценность программы в том, что она может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, а каждый её раздел - образовательный модуль - самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.
Опираясь на ФГОС ДО (ст. 1.4. и 7, который предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, на Стандарт начального образования, который обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития, мы поставили перед собой цель:
повысить качество образования в нашем ДОУ посредством создания научно-образовательной СТЕМ- лаборатории для развития предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Актуальность данной инновационной образовательной деятельности, проводимой в Ейском районе, неоспорима: учитывая тренды и вызовы современного общества, мы осознаем, что 65 % нынешних выпускников будут работать по специальностям, несуществующим на текущий момент; 80% современных и будущих специальностей (к 2020 году) потребуют наличие развитых STEM компетенций (способность генерировать новые идеи и их реализовывать).Таким образом, данная инновация своевременна и продиктована стремительностью научно-технического прогресса.
В рамках подготовки к запуску инновационного проекта нашим дошкольным учреждением были проведены следующие мероприятия:
1. Руководитель МБДОУ ДСКВ № 22 города Ейска МО Ейский район и творческая группа педагогов прошли курсовую подготовку и повысили свою квалификацию по теме: «Условия организации СТЕМ-образования дошкольников».
2. Заведующий Т. В. Картава в составе руководителей и специалистов управления образования города Ейска посетила МАДОУ «Детский сад № 196» города Краснодара. Встреча прошла в интерактивной форме, в ходе которой педагоги детского сада поделились своим опытом работы по реализации программы STEM-образования и робототехнике в рамках студийно - кружковой работы.
3. Педагог Коваленко С. В. присоединилась к группе в Facebook «STEM-образование дошкольников и младших школьников», модератором которой является Аверин Сергей Александрович, один из создателей Программы «СТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
4. Приобретен базовый учебно-методический комплект оборудования, который позволит широко использовать возможности, заложенные в программе STEM для вовлечения детей в научно-техническое творчество.
В комплект входит предметное оснащение к образовательным модулям программы СТЕМ-образования:
1 модуль: дидактическая система Ф. Фребеля
«Наборы для развития пространственного мышления - мягкие модули».
2 модуль: «Экспериментирование с живой и неживой природой»
представлен предметами исследовательской лаборатории – колбами, мерными стаканчиками, лупами, ретортами, контейнерами для проращивания или наблюдения за живым объектом и многим другим.
3 модуль: ЛЕГО –конструирование
Содержит наборы серии «LEGO Education»,где для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали. Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO, а старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера «LEGO System». Начальным набором для освоения STEM-компетенций дошкольниками является проект «Планета STEAM», в котором дети в игровой форме усваивают базовые понятия.
4 модуль: Математическое развитие
оснащен специфическими наборами, которые знакомят детей с основными областями математической действительности: величиной и формой, пространственными и временными ориентировками, количеством и счетом.
5 модуль:Робототехника
представляет собой набор конструкторов для создания роботов детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих различные способы «оживления робота».
6 модуль: Мультстудия «Я творю мир»
состоит из непосредственно мультстудии, дополнением к которой могут выступать результаты детской деятельности из всех предыдущих модулей.
5. Педагоги МБДОУ участвовали во встрече со специалистом отдела дошкольного образования Е. В. Поклонской, получив консультативную помощь при подготовке к расширенному заседанию Совета по инновационной деятельности.
В этом учебном году мы планируем:
- завершить организацию СТЕМ-лаборатории на базе нашего ДОУ;
- составить примерный план деятельности;
- начать апробацию программы с проведения игр с использованием Лего-конструктора и Системы Фрёбеля с детьми старшей группы и детьми с ОВЗ.
Претендуя на статус базовой инновационной площадки по апробации и внедрению СТЕМ –образования, мы осознаем всю степень ответственности и с рисков, возможных при решении задач инновационного проекта.
Обеспечить успех новому начинанию призвано тесное взаимодействие с дошкольными учреждениями города, детскими садами города Ейска, которые будут также осваивать отдельные образовательные модули СТЕМ в различных формах образовательной деятельности. Обобщить их бесценный опыт и собственные достижения, разработать примерное планирование игровых познавательно-исследовательских ситуаций для дошкольников, приобщить к тесному сотрудничеству в данном направлении важных участников педпроцесса – родителей, создать методические рекомендации и транслировать результаты инноваций широкому кругу общественности – в этом мы видим свою роль, как учреждения, ведущего экспериментальную инновационную работу.
В результате трехлетней работы мы планируем представить продукт инновационной деятельности в виде модифицированной программы интеллектуального развития и вовлечения дошкольников в научно-техническое творчество с учетом регионального компонента Ейского района.