елена осипова
Эколого-краеведческая игра-квест по теме «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса к природе родного края через совместную деятельность взрослых и детей.
Задачи:
• расширять представления детей о природе родного края, об экологической культуре, об ответственности человека за свое будущее;
• развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, прислушиваться и уважать мнение других, совместно принимать решения, преодолевать препятствия в ходе коллективной игры; формировать навыки общения с взрослыми;
Публикация «Эколого-краеведческая игра-квест по теме „Природа родного края“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• привлекать родителей к посильному участию в жизни детского сада.
Участники: родители, педагоги, дети.
Ход игры:
Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте, уважаемые взрослые. Мы с вами собрались, чтобы сыграть в эколого-краеведческую игру-квест (квест – в переводе «поиск»). Название квест-игры «Природа родного края». Значит, мы с вами будем что-то для чего-то искать, искать, постоянно передвигаясь, и это что-то должно быть связано с природой родного края. Помогать мне сегодня будут ваши мамы, папы, братья и сестры.
Воспитатель:
Эту истину знаю от роду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Ребята, как называется город, в котором мы живем? (ответы).
Как называется наша область? Как называется страна?
На территории нашего края есть леса, реки, луга, болота. Лес – это деревья, ягоды, грибы, орехи, травы, цветы, животные, птицы, в реках - рыба, вода. Видите, какое богатство!
Ребята, чтобы наш край был еще богаче, было больше леса, а в лесах было больше животных, в реках было больше рыбы, надо беречь и охранять природу, заботиться о ней.
Сегодня, мы с вами будем искать клад. Нам с вами необходимо будет найти части карты, чтобы сложить эту карту и найти клад
Но путь, ребята, будет нелегким. В пути вам пригодятся знания о природе родного края, внимательность, смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.
Мы разделились на две группы. Ребята в синих футболках идут по синим стрелкам, в красных со мной по красным стрелкам.
В добрый путь. Красные идут по красной стрелке. Синие идут по синей стрелке.
Березка: (участок старшей группы) Здравствуйте, ребята. Куда путь держите? (Ответы детей). Хорошо, я вам помогу, но сначала угадайте, кто я? (Березка зачитывает загадку) :
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Береза)
Как вы думаете, в какой же лес вы попали? (Лиственный). А ответьте-ка на следующие вопросы: Готовы? Внимательно!
1. Ребята, а лес, в котором расту я и мои сестрички, как называется? (березняк, березовая роща).
2. Если в большом городе удалить все зелёные насаждения. К чему это может привести?
3. Самое сладкое дерево наших лесов? (липа)
4. Из какого дерева делают спички? (Из осины. Древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так все поры его ствола заполнены влагой).
5. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Березу).
6. Как называется человек, который охраняет лес, следит за порядком в доверенной ему лесной зоне? (лесник или лесничий).
7. Какое дерево называют символом нашей Родины? (Березу). Почему?
8. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
9. Растет ли в наших лесах баобаб? (Только в Африке)
10. Какой кустарник не меняет цвет листьев осенью? (Сирень).
Молодцы.
А еще попрошу вас поиграть со мной. Игра называется «С какого дерева листок». Я показываю листик, вы называете дерево.
Березка: справились, молодцы. Ну что же я вам должна дать часть карты.
ЛЕС. (спортивная площадка).
Лесовичок: уффф! Зачем пожаловали? (ответы детей).
Хорошо, ответьте на мои вопросы:
1. Какие лиственные деревья растут в наших лесах?
2. Назовите хвойные деревья, которые растут в наших лесах? Почему их называют хвойными?
3. Назовите, какие ягоды растут в наших Краснохолмских лесах?
4. Какие животные водятся в наших лесах?
5. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось). 6. Глухарь – это животное или птица?
7. Назовите, какие грибы растут в наших лесах.
8. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка).
9. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
10. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).
Молодцы. Я разрешу вам зайти в лес, но мне необходимо убедиться, что вы знаете, как вести себя на природе, что можно делать в лесу, а чего категорически делать нельзя.
Поиграю с вами в «Экологический светофор». Вот вам кружки двух цветов: красного, зеленого. Я проговариваю ситуацию: если этого делать категорически нельзя, вы показываете красный кружок. Он означает: «стой! Твои действия приносят вред окружающей среде».
И кружок зеленого цвета будет означать: «ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия приносят пользу природе! Продолжай помогать природе!»
Итак, «красный» – стой, нельзя этого делать; «зеленый» - можно, своими действиями ты помогаешь природе.
1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к).
2. Дети помогают взрослым сажать во дворе дома деревья. (з).
3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)
4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)
5. Девочки не стали сбивать в лесу мухоморы. (з)
6. Ученики очищают парк от мусора. (з)
7. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)
10. Дети сильно шумят в лесу. (к)
11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)
12. Девочка нарвала охапку луговых цветов. (к)
13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
14. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)
15. Дети насыпают корм в кормушку. (з)
Лесовичок: Ну что ж, ребята, видно, вы и правда знаете, как вести себя в лесу, как поступить, чтобы не навредить природе. Я передаю вам часть карты. Дети: спасибо. Двигаются дальше.
РЕКА Неледина (улица) : здравствуйте, ребята. Откуда вы? Знаю я такой город. Раскинулся он на берегах моих. А меня вы узнали? (ответы детей). Да. Я – река Неледина. Куда же вы путь держите? (ответы детей). Хорошо, я вам помогу, но надо выполнить задание. Ответить на мои вопросы.
Где живут рыбы?
Почему в народе так говорят: «Рыбы – дети воды».
Для чего рыбам нужен хвост?
Для чего нужны плавники?
Чем покрыто тело рыб?
Чем рыбы дышат?
Как называются рыбы, которые живут в реке, в море, в аквариуме?
Каких рыб вы знаете?
Река: слушайте мое следующее задание: чтобы ребята и взрослые вам пройти дальше, необходимо пройти заболоченный участок.
В одну колонну строится команда синих, в другую команда красных.
Полоса препятствий. Типа игры «Перескочи с кочки на кочку». (На асфальте нарисованы маленькие круги – это кочки, надо перескочить по кочкам, не наступая на «воду».
Река: молодцы, вот вам мой подарок – часть карты. И помните о главном правиле: в лес, на болота без взрослых ходить нельзя! Дети: спасибо.
Команды идут дальше на участок с лекарственными цветами.
Там их встречает Луг.
Луг: здравствуйте, дети. Устали? Присаживайтесь. У нас все любят остановиться, прилечь, вдохнуть аромат цветов и спелых колосьев.
Скажите, ребята, какую пользу приносят луговые цветы? (ответы детей). Да, Природа нашего края богата не только сладкими ягодами да ржаными колосьями и цветами, она богата лекарственными травами. Посмотрим, что вы знаете о лекарственных растениях. Сейчас я загадаю вам загадки, покажу лекарственные травы.
1. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)
2. Желто-красные цветки от горла помогают Кто же их не знает. (Календула) 3. Когда мое горлышко болит, Она поможет, она исцелит. Я ею горлышко пополощу и гулять пойти смогу. (Ромашка)
4. Это – лекарство. Им голову мой, чтоб перхоти не было? И волос был густой. (Крапива)
5. Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый. (Одуванчик)
6. Если что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой с чудо-травкой. (зверобой).
7. Куст колючий, словно ёж, С дикой розой сильно схож. Внутри ягод, как в ларце, клад из витамина С. (Шиповник)
8. Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? - Запах… (мяты)
9. Ягода целебная, Ягода волшебная, Словно капля алая – Сила в ней немалая. (Земляника)
10. Что за древо-медонос? Манит пчёл, шмелей и ос? И людей зовёт, пленит Мелких цветиков магнит. От простуды и от гриппа Нас спасает в зиму липа.
Луг: Молодцы. Вот, ребята, посмотрите, пальчиками потрите, запах вдохните чудесных наших трав. Дети рассматривают.
Держите, ребята, последнюю часть карты.
Каждая команда собирает карту, ищет отмеченный на карте клад.
Воспитатель: Ребята, мы справились. Повторяйте за мной. Я расту честным, добрым, заботливым человеком. Сознавая свою ответственность за будущее, клянемся! Не разорять птичьих гнезд и муравейников. Не губить насекомых. Не обижать братьев наших меньших. Не ломать ветки деревьев и кустарников, не срывать без надобности цветы, ягоды, грибы, даже, если они считаются ядовитыми. Не засорять городские парки, леса, прибрежные зоны рек и озер мусором. Научиться сортировать бытовые отходы. Не сбрасывать в реки мусор. Научиться экономить водопроводную воду. Любить свой город Красный Холм и природу родного края. Направить все свои знания и силы на заботу о Природе, животных и растениях. Быть непримиримым к тем, кто своими решениями и поступками приносит вред природе и окружающей среде. Клянемся! Клянемся! Клянемся!