Мария Сищук
Проект по формированию у детей дошкольного возраста экологически правильного поведения в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет актуальное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Само ценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Публикация «Проект по формированию у детей дошкольного возраста экологически правильного поведения в природе» размещена в разделах
Современные дети редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта :
создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Участники проекта :
- дети средней, старшей, подготовительной группы детского сада;
воспитатели; родители;
Вид проекта :
долгосрочный, творчески - познавательный с 1 января 2023 года по 1 августа 2023 года.
Задачи для детей :
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Роль родителей в реализации проекта : сбор материала по теме «Экология. Охрана природы».
Продукты проекта :
стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы. Скворечник, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.
Задачи для педагога:
-Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
-Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
-Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Участники проекта :
-воспитатели группы
-дети группы
- родители и другие члены семьи
Ожидаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.
Содержание проекта.
Подготовительный этап: постановка целей и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, определение содержания деятельности всех участников проекта, выбор оборудования и материалов;
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, желание различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно- следственны связи.
5. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
В природе все взаимосвязано.
В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ресурсы проекта :
1. Материал флоры и фауны России: иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии.
2. Программы по экологическому воспитанию дошкольников :
Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду»,
Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголки природы в каждой возрастной группе.
4. Общий цветник, огород для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
5. Опытническая зона в группе. Огород на окне в группе.
6. Детская библиотека города Муравленко.
7. Видео - и аудио диски познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Основной этап реализации проекта :
1. Содержание деятельности педагога:
Работа с детьми:
Познавательно-творческий краткосрочный проект «Огород на окне»
Беседа «Для чего человек сажает леса»
Конспект интегрированного занятия «Цветик - семи цветик»
Познавательно - исследовательская деятельность «Что мы знаем о воде?»
Экскурсия в «Зимний сад»
Работа с родителями:
Формирование мотивации родителей к участию в проектной деятельности совместно с детьми и педагогами.
Вовлечение и включение родителей в реализацию проекта.
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Поездка в лес»
Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
-Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, речевую, познавательную, продуктивную)
- Отмечалось положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новой, интересной информацией.
- Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия детей, родителей и педагогов.
Перспектива на будущее:разработать проект «Экология» для подготовительных групп.