Получи документы

Экологическое занятие «Интересное путешествие в загадочную тундру»

Олеся Савкина
Экологическое занятие «Интересное путешествие в загадочную тундру»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое занятие

Конспект НОД по социально – коммуникативному

развитию на тему:

«Интересное путешествие в загадочную тундру».

(для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи:

1. Расширять представление детей о жизни северных народов.

2. Способствовать получению детьми дополнительных знаний о жизни ненцев об их быте.

3. Развивать любознательность, связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.

Публикация «Экологическое занятие „Интересное путешествие в загадочную тундру“» размещена в разделах

4. Расширять и активизировать словарный запас словами: стойбище, малица, ягушка, кисы, бурки.

5. Воспитывать уважительное отношение к коренным жителям Севера.

6. Воспитывать бережное отношение к тундре (животным, растениям).

Оборудование: мяч для игры «Назови животное», маленький бубен для игры «Назови растения тундры», музыкальное сопровождение: звук летящего вертолета, музыка И. Корнилова «Северный край», ненецкая мелодия для игры «Полярная сова и Леминги», телевизор для демонстрации слайдов, два одинаковых ведерка с почвой для опыта «Вечная мерзлота», настольная лампа, два листа бумаги: черная и белая для опыта «Какой лист быстрее нагреется», игрушка Полярная сова, большой бубен для игры «Полярная сова и леминги».

Ход:

Воспитатель: (Слайд 1)

- Ребята, однажды, отдыхая в отпуске в Подмосковье мой сын Костя познакомился с местными ребятами. Когда они разговорились, то выяснилось, что те не знают, где находится Север и кто там живет. Я предлагаю вам помочь Косте, больше узнать о нашем крае, чтобы потом он смог поделиться со своими новыми друзьями информацией. Ну как, вы согласны? (Да).

- Ребята скажите, где мы с вами живем?

Дети: На Крайнем Севере, на Ямале, в поселке Мыс Каменный. (Слайд 2)

Воспитатель:

- Правильно на севере, в поселке Мыс Каменный, который находится на полуострове Ямал – что означает «Край Земли».

Воспитатель:

- Кто знает, как называется столица нашего северного края?

Дети:

- Салехард (Слайд 3)

Воспитатель:

- Когда – то, ваши мамы и папы приехали сюда из разных городов, деревень, где своя национальность, свой язык, свои обычаи, традиции.

Воспитатель:

- А, какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети:

- Ненцы, ханты, селькупы, зыряне и др.

Воспитатель:

- Мы живем в поселке, а ненцы где живут?

Дети:

- В тундре.

Воспитатель:

Совершенно верно, но многие ненцы так же, как и мы уже живут в северных поселках.

- А вы хотите отправиться в тундру и побывать в гостях у коренных жителей тундры? (Да)

- Давайте подумаем, на чем же нам можно добраться в тундру? (выслушиваются разные варианты ответов)

Воспитатель:

- Решили все лететь на вертолете. (включается звук летящего вертолета).

Воспитатель:

- Вот мы и прилетели в тундру. (Слайд 4)

- Посмотрите, как живут коренные жители Севера.

- А живут они в стойбище. (Слайд 5)

Воспитатель:

- А вы знаете, что означает слово «Стойбище»?

(если затрудняются, воспитатель дает объяснение слову стойбище).

Воспитатель:

- Коренные жители, которые проживают в тундре по несколько

семей – это и есть стойбище.

Воспитатель:

- Ребята, вы со своими родителями живете в чем?

Дети:

- В квартирах, в домах.

Воспитатель:

- А как называется жилище коренных жителей?

Дети:

- Чум. (Слайд6)

Воспитатель:

- Правильно.

Воспитатель:

- Как вы думаете, почему же ненцы не живут в домах как мы?

Дети:

- Они часто переезжают с места на место, а чум быстро собирается и

легко разбирается. (Слайд 7)

Воспитатель:

- Из чего же состоит чум? Ребята может кто-то знает?

- Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.

В зависимости от времени года чум бывает летний и зимний. Зимний чум покрывают оленьей шкурой, а летний брезентом (плотной тканью, которая не пропускает дождь и ветер). (Слайд 8)

Воспитатель:

- Интересно, а на чем же ненцы готовят себе еду? Дома ваши мамы на

чем готовят еду? (выслушиваются ответы детей).

А в тундре газа нет.

Воспитатель:

- По середине чума, раньше разжигали костер, а сейчас растапливают

железную печь. Посмотрите, какая печь. (Слайд 9).

Восптатель:

- Скажите, а посуда у ненцев такая же, как у нас (стеклянная, фарфоровая). Ответы детей.

Воспитатель:

- Почему?

Дети:

- Ненцы часто переезжают с одного места на другое, и посуда может разбиться.

Воспитатель:

- Ваши родители работают где? Кем Анина мама работает и т. д. ?

Воспитатель:

- А какую работу выполняют ненцы в тундре? (ответы детей)

- Основное занятие для мужчин – рыболовство, оленеводство, охота. (Слайд 10)

- А женщины занимаются хозяйством, готовят еду, смотрят за детьми. (Слайд 11)

- Когда у ненцев заканчивается еда, где они ее берут? Как вы думаете? (Прилетает вертолет с гуманитарной помощью).(Слайд 12)

Воспитатель:

- Ребята, мы сказали, что мужчины занимаются рыболовством,

оленеводством, женщины занимаются хозяйством. А их дети хотите

узнать, чем занимаются? (Да)

Воспитатель:

- Играют в подвижные национальные игры. (Слайд 13)

Воспитатель:

- Вот мы с вами сейчас и поиграем в подвижную игру «Полярная сова и Леминги». Кто такие Леминги? (ответы детей)

(Под тихие, ритмичные, удары небольшого бубна, леминги бегают по залу, на громкий удар бубна леминги приседают на корточки и не шевелятся. Полярная сова облетает лемингов и того, кто пошевелится уводит с собой. Громкие удары не должны звучать длительное время, дети должны быстро реагировать на смену ударов. После игры, дети садятся на свои места).

Воспитатель:

- Вам одежду родители, где покупают? (ответы детей)

Воспитатель:

- А в тундре же нет магазинов, где же они ее берут?

Воспитатель:

- Женщины сами шьют одежду из оленьей шкуры.

- Посмотрите – это верхняя мужская одежда, а называется она

«Малица» (похожа на рубаху).

- А это «Ягушка» - женская национальная одежда. Рассмотрите внимательно орнаменты на одежде. Какие цвета использованы на одежде? Вам понравилась одежда коренных жителей? Носили вы бы такую одежду? (ответы детей).

Воспитатель:

- Одежду мы с вами рассмотрели, а какую же обувь носят ненцы? Вы что, на ногах носите? (ответы детей)

- А ненцам обувью служат «Кисы» высокие меховые сапоги и бурки (для женщин). (Слайд 14)

Воспитатель:

Ребята, а скажите, какое животное является королем тундры? (Ответы детей).

Воспитатель:

Конечно же, это Олень. Посмотрите, какой он большой, какие у него рога? (Слайд 15).

А каких еще животных вы знаете, обитающих в тундре?

Дети: (передают мяч друг другу и называют животных и птиц.)

Волк, песец, заяц – беляк, леминг, горностай, полярная сова и др. (Слайд 16)

Воспитатель:

Молодцы, все верно назвали. А какие растения и ягоды растут в тундре?

Дети: (дети называют растение, стучат в бубен и передают следующему игроку)

Грибы, карликовая березка, полярная ива, ягоды: брусника, голубика, водяника, морошка и др. (Слайд 17, 18)

Воспитатель:

Правильно назвали. А кто знает, почему эти ягоды являются лекарственными и ненцы ими лечатся?

Дети:

Потому что в них очень много витаминов, необходимых для организма.

Воспитатель:

Ребята, а почему деревья такие маленькие в тундре?

Дети:

Потому что наша тундра состоит из вечной мерзлоты. Летом прогревается ее очень небольшой слой, и за короткое лето успевает поспеть ягода и грибы, и цветы успевают порадовать своей красотой.

Воспитатель:

Все верно сказали, и я предлагаю провести маленький опыт и посмотреть какая же на самом деле наша тундра.

Опыт 1. (Слайд 19)

В две одинаковых посудины накладывается грунт, в один из них подкладывается зеркало или стекло. Дети наливают сверху немного воды и наблюдают за происходящим. В посуде, которая без стекла, вода не впитывается в грунт, а которая без стекла впитывается в грунт. Из этого следует вывод, что из – за того что в тундре вечная мерзлота, образуется много озер, так как вода не впитывается в грунт.

Воспитатель:

Вам понравился опыт? (Да)

Ребята, а скажите, насекомые в тундре обитают? Какие?

Дети:

Бабочки, комары, слепни, оводы и мухи. (Слайд 20)

Воспитатель:

Верно. А почему бабочка темного цвета? (ответы детей).

Дело в том, что лето на севере очень короткое, и из – за этого бабочки имеют темный окрас, чтобы привлечь к себе больше солнечного света. Я предлагаю вам провести еще один маленький опыт и убедиться в том, что бабочки не просто так имеют темный цвет.

Опыт 2. (Слайд 21)

На столе стоит настольная лампа. Каждому ребенку раздается кусочек белого и черного картона. Дети подносят к лампе картон белый и черный и выясняют, какой же картон сильнее нагрелся. Оказывается, черный картон нагревается сильнее, из этого следует, что темный цвет притягивает тепло.

Воспитатель:

Ребята, а что на небе завораживающее и разноцветное появляется? Как это явление называется?

Дети:

Северное сияние!

Воспитатель:

Совершенно верно, это северное сияние. (Слайд 22)

Вот и подошло к концу наше путешествие в тундру. (Слайд 23). Вам понравилось наше путешествие? (Да). Как вы думаете, интересно будет узнать друзьям Кости о жизни коренных жителей и о тундре? (выслушиваются ответы детей).

Он посмотрит наше занятие и опишет все в письме, то, что мы с вами успели узнать и отправит почтой. А мы с вами во второй половине дня, нарисуем жилище коренных народов Севера и северное сияние. Думаю, что ребятам будет очень интересно посмотреть на ваши рисунки, и понять, как же живут коренные жители в тундре. А теперь, нам пора возвращаться в наш поселок.

Звучит звук летящего вертолета, дети возвращаются домой.

Воспитатель.

Ну, вот ребята, мы и прилетели домой. Давайте с вами вспомним, где мы были и что видели? (ответы детей).

Вы все были молодцы! Спасибо всем за внимание! (Слайд 24).

Литература:

1. М. Я. Бармич Картинный словарь ненецкого языка;

2. Ю. И. Попов., Н. В. Цымбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала, стр. 31 «Сказки о животных», «Волшебная сказка», стр. 33.

3. Е. Г. Сусой «Из глубины веков». Народные обычаи и традиции, стр. 12.

Стихи, рассказы, сказки, стр. 133

4. Ю. Афанасьев. Сказка «Молчун и болтун».

5. Интернет источник на maam. ru. Беседа с использованием презентации «Жители тундры».

6. Энциклопедия для любознательных. «Животные».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Путешествие капельки». Экологическое занятие по исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие капельки». Экологическое занятие по исследовательской деятельности в средней группе Воспитатель: Аганина Татьяна Викторовна.

Конспект занятия «Экологическое путешествие» (средняя группа) Программное содержание: 1. продолжать учить детей различать и называть деревья и кустарники на территории детского сада; 2. воспитывать.

Конспект НРК развлечения для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в тундру» Конспект НРК развлечения для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в тундру» Задачи: закрепить название растений, животных; -послушать.

Конспект занятия по РЭМП «Путешествие в осеннюю тундру» в старшей группе ГБДОУ НАО "ЦРР - детский сад «Солнышко» Занятие по РЭМП Тема: «Путешествие в осеннюю тундру». Возраст участников: старшая группа (5.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых» Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник.

План-конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет «Интересное путешествие» План-конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возврата 5-6 лет Автор: Лихманова Татьяна Витальенва, воспитатель.

Экологическое занятие «Покормим птичек-невеличек» Экологическая презентация на тему "Покормим птичек - невеличек" Тип презентации: информационно - творческий Цель: формировать представление.

Экологическое развлечение «Путешествие в лес» Презентация «Путешествие в лес» Для детей старших групп. 1 слайд: Название «Путешествие в лес» - Здравствуйте, ребята! Вот и встретились.

Экологическое занятие «Овощи»Экологическое занятие «Овощи» 5 июня в нашем дошкольном учреждении проходил «День экологии». Тема нашего открытого занятия : «Овощи». Цели : Закреплять знания об овощах.

Экологическое занятие «Путешествие Красной Шапочки» в средней группе Цели и задачи: - расширять представления детей о лесе, закрепить знания о том, что в лесу живут разные животные); - учить различать этих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое занятие «Интересное путешествие в загадочную тундру»
Опубликовано: 11 января 2018 в 21:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое занятие «Интересное путешествие в загадочную тундру»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Савкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД