Олеся Савкина
Экологическое занятие «Интересное путешествие в загадочную тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое занятие
Конспект НОД по социально – коммуникативному
развитию на тему:
«Интересное путешествие в загадочную тундру».
(для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
1. Расширять представление детей о жизни северных народов.
2. Способствовать получению детьми дополнительных знаний о жизни ненцев об их быте.
3. Развивать любознательность, связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Публикация «Экологическое занятие „Интересное путешествие в загадочную тундру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тундра. Природная зона
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Расширять и активизировать словарный запас словами: стойбище, малица, ягушка, кисы, бурки.
5. Воспитывать уважительное отношение к коренным жителям Севера.
6. Воспитывать бережное отношение к тундре (животным, растениям).
Оборудование: мяч для игры «Назови животное», маленький бубен для игры «Назови растения тундры», музыкальное сопровождение: звук летящего вертолета, музыка И. Корнилова «Северный край», ненецкая мелодия для игры «Полярная сова и Леминги», телевизор для демонстрации слайдов, два одинаковых ведерка с почвой для опыта «Вечная мерзлота», настольная лампа, два листа бумаги: черная и белая для опыта «Какой лист быстрее нагреется», игрушка Полярная сова, большой бубен для игры «Полярная сова и леминги».
Ход:
Воспитатель: (Слайд 1)
- Ребята, однажды, отдыхая в отпуске в Подмосковье мой сын Костя познакомился с местными ребятами. Когда они разговорились, то выяснилось, что те не знают, где находится Север и кто там живет. Я предлагаю вам помочь Косте, больше узнать о нашем крае, чтобы потом он смог поделиться со своими новыми друзьями информацией. Ну как, вы согласны? (Да).
- Ребята скажите, где мы с вами живем?
Дети: На Крайнем Севере, на Ямале, в поселке Мыс Каменный. (Слайд 2)
Воспитатель:
- Правильно на севере, в поселке Мыс Каменный, который находится на полуострове Ямал – что означает «Край Земли».
Воспитатель:
- Кто знает, как называется столица нашего северного края?
Дети:
- Салехард (Слайд 3)
Воспитатель:
- Когда – то, ваши мамы и папы приехали сюда из разных городов, деревень, где своя национальность, свой язык, свои обычаи, традиции.
Воспитатель:
- А, какие национальности народов Севера вы знаете?
Дети:
- Ненцы, ханты, селькупы, зыряне и др.
Воспитатель:
- Мы живем в поселке, а ненцы где живут?
Дети:
- В тундре.
Воспитатель:
Совершенно верно, но многие ненцы так же, как и мы уже живут в северных поселках.
- А вы хотите отправиться в тундру и побывать в гостях у коренных жителей тундры? (Да)
- Давайте подумаем, на чем же нам можно добраться в тундру? (выслушиваются разные варианты ответов)
Воспитатель:
- Решили все лететь на вертолете. (включается звук летящего вертолета).
Воспитатель:
- Вот мы и прилетели в тундру. (Слайд 4)
- Посмотрите, как живут коренные жители Севера.
- А живут они в стойбище. (Слайд 5)
Воспитатель:
- А вы знаете, что означает слово «Стойбище»?
(если затрудняются, воспитатель дает объяснение слову стойбище).
Воспитатель:
- Коренные жители, которые проживают в тундре по несколько
семей – это и есть стойбище.
Воспитатель:
- Ребята, вы со своими родителями живете в чем?
Дети:
- В квартирах, в домах.
Воспитатель:
- А как называется жилище коренных жителей?
Дети:
- Чум. (Слайд6)
Воспитатель:
- Правильно.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему же ненцы не живут в домах как мы?
Дети:
- Они часто переезжают с места на место, а чум быстро собирается и
легко разбирается. (Слайд 7)
Воспитатель:
- Из чего же состоит чум? Ребята может кто-то знает?
- Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.
В зависимости от времени года чум бывает летний и зимний. Зимний чум покрывают оленьей шкурой, а летний брезентом (плотной тканью, которая не пропускает дождь и ветер). (Слайд 8)
Воспитатель:
- Интересно, а на чем же ненцы готовят себе еду? Дома ваши мамы на
чем готовят еду? (выслушиваются ответы детей).
А в тундре газа нет.
Воспитатель:
- По середине чума, раньше разжигали костер, а сейчас растапливают
железную печь. Посмотрите, какая печь. (Слайд 9).
Восптатель:
- Скажите, а посуда у ненцев такая же, как у нас (стеклянная, фарфоровая). Ответы детей.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Ненцы часто переезжают с одного места на другое, и посуда может разбиться.
Воспитатель:
- Ваши родители работают где? Кем Анина мама работает и т. д. ?
Воспитатель:
- А какую работу выполняют ненцы в тундре? (ответы детей)
- Основное занятие для мужчин – рыболовство, оленеводство, охота. (Слайд 10)
- А женщины занимаются хозяйством, готовят еду, смотрят за детьми. (Слайд 11)
- Когда у ненцев заканчивается еда, где они ее берут? Как вы думаете? (Прилетает вертолет с гуманитарной помощью).(Слайд 12)
Воспитатель:
- Ребята, мы сказали, что мужчины занимаются рыболовством,
оленеводством, женщины занимаются хозяйством. А их дети хотите
узнать, чем занимаются? (Да)
Воспитатель:
- Играют в подвижные национальные игры. (Слайд 13)
Воспитатель:
- Вот мы с вами сейчас и поиграем в подвижную игру «Полярная сова и Леминги». Кто такие Леминги? (ответы детей)
(Под тихие, ритмичные, удары небольшого бубна, леминги бегают по залу, на громкий удар бубна леминги приседают на корточки и не шевелятся. Полярная сова облетает лемингов и того, кто пошевелится уводит с собой. Громкие удары не должны звучать длительное время, дети должны быстро реагировать на смену ударов. После игры, дети садятся на свои места).
Воспитатель:
- Вам одежду родители, где покупают? (ответы детей)
Воспитатель:
- А в тундре же нет магазинов, где же они ее берут?
Воспитатель:
- Женщины сами шьют одежду из оленьей шкуры.
- Посмотрите – это верхняя мужская одежда, а называется она
«Малица» (похожа на рубаху).
- А это «Ягушка» - женская национальная одежда. Рассмотрите внимательно орнаменты на одежде. Какие цвета использованы на одежде? Вам понравилась одежда коренных жителей? Носили вы бы такую одежду? (ответы детей).
Воспитатель:
- Одежду мы с вами рассмотрели, а какую же обувь носят ненцы? Вы что, на ногах носите? (ответы детей)
- А ненцам обувью служат «Кисы» высокие меховые сапоги и бурки (для женщин). (Слайд 14)
Воспитатель:
Ребята, а скажите, какое животное является королем тундры? (Ответы детей).
Воспитатель:
Конечно же, это Олень. Посмотрите, какой он большой, какие у него рога? (Слайд 15).
А каких еще животных вы знаете, обитающих в тундре?
Дети: (передают мяч друг другу и называют животных и птиц.)
Волк, песец, заяц – беляк, леминг, горностай, полярная сова и др. (Слайд 16)
Воспитатель:
Молодцы, все верно назвали. А какие растения и ягоды растут в тундре?
Дети: (дети называют растение, стучат в бубен и передают следующему игроку)
Грибы, карликовая березка, полярная ива, ягоды: брусника, голубика, водяника, морошка и др. (Слайд 17, 18)
Воспитатель:
Правильно назвали. А кто знает, почему эти ягоды являются лекарственными и ненцы ими лечатся?
Дети:
Потому что в них очень много витаминов, необходимых для организма.
Воспитатель:
Ребята, а почему деревья такие маленькие в тундре?
Дети:
Потому что наша тундра состоит из вечной мерзлоты. Летом прогревается ее очень небольшой слой, и за короткое лето успевает поспеть ягода и грибы, и цветы успевают порадовать своей красотой.
Воспитатель:
Все верно сказали, и я предлагаю провести маленький опыт и посмотреть какая же на самом деле наша тундра.
Опыт 1. (Слайд 19)
В две одинаковых посудины накладывается грунт, в один из них подкладывается зеркало или стекло. Дети наливают сверху немного воды и наблюдают за происходящим. В посуде, которая без стекла, вода не впитывается в грунт, а которая без стекла впитывается в грунт. Из этого следует вывод, что из – за того что в тундре вечная мерзлота, образуется много озер, так как вода не впитывается в грунт.
Воспитатель:
Вам понравился опыт? (Да)
Ребята, а скажите, насекомые в тундре обитают? Какие?
Дети:
Бабочки, комары, слепни, оводы и мухи. (Слайд 20)
Воспитатель:
Верно. А почему бабочка темного цвета? (ответы детей).
Дело в том, что лето на севере очень короткое, и из – за этого бабочки имеют темный окрас, чтобы привлечь к себе больше солнечного света. Я предлагаю вам провести еще один маленький опыт и убедиться в том, что бабочки не просто так имеют темный цвет.
Опыт 2. (Слайд 21)
На столе стоит настольная лампа. Каждому ребенку раздается кусочек белого и черного картона. Дети подносят к лампе картон белый и черный и выясняют, какой же картон сильнее нагрелся. Оказывается, черный картон нагревается сильнее, из этого следует, что темный цвет притягивает тепло.
Воспитатель:
Ребята, а что на небе завораживающее и разноцветное появляется? Как это явление называется?
Дети:
Северное сияние!
Воспитатель:
Совершенно верно, это северное сияние. (Слайд 22)
Вот и подошло к концу наше путешествие в тундру. (Слайд 23). Вам понравилось наше путешествие? (Да). Как вы думаете, интересно будет узнать друзьям Кости о жизни коренных жителей и о тундре? (выслушиваются ответы детей).
Он посмотрит наше занятие и опишет все в письме, то, что мы с вами успели узнать и отправит почтой. А мы с вами во второй половине дня, нарисуем жилище коренных народов Севера и северное сияние. Думаю, что ребятам будет очень интересно посмотреть на ваши рисунки, и понять, как же живут коренные жители в тундре. А теперь, нам пора возвращаться в наш поселок.
Звучит звук летящего вертолета, дети возвращаются домой.
Воспитатель.
Ну, вот ребята, мы и прилетели домой. Давайте с вами вспомним, где мы были и что видели? (ответы детей).
Вы все были молодцы! Спасибо всем за внимание! (Слайд 24).
Литература:
1. М. Я. Бармич Картинный словарь ненецкого языка;
2. Ю. И. Попов., Н. В. Цымбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала, стр. 31 «Сказки о животных», «Волшебная сказка», стр. 33.
3. Е. Г. Сусой «Из глубины веков». Народные обычаи и традиции, стр. 12.
Стихи, рассказы, сказки, стр. 133
4. Ю. Афанасьев. Сказка «Молчун и болтун».
5. Интернет источник на maam. ru. Беседа с использованием презентации «Жители тундры».
6. Энциклопедия для любознательных. «Животные».